Содержание материала

Г л а в a 1 5
ПЛАНИРОВАНИЕ ТРУДА И ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ

ЗАДАЧИ И СОДЕРЖАНИЕ ПЛАНА

При планировании труда и заработной платы должны быть обеспечены неуклонный рост производительности труда, рациональные соотношения в заработной плате и численности различных категорий работников, наиболее полное использование трудовых ресурсов и повышение квалификации трудящихся.
Основные направления улучшения организации и повышения эффективности системы оплаты труда:
тесная увязка вознаграждения работников с их трудовым вкладом, устранение элементов уравниловки, усиление материальной и моральной ответственности за недостатки и упущения в работе;
повышение общественного признания и престижа инженерного труда, роли и авторитета мастеров, конструкторов, технологов, усиление материальных и моральных стимулов их труда и творческого отношения к работе;
осуществление в производственных отраслях народного хозяйства поэтапно по мере создания необходимых условий и изыскания ресурсов повышения тарифных ставок и окладов рабочих и служащих, усиление материального поощрения и расширение льгот рабочим и служащим, занятым во второй и третьей сменах;
усиление связи заработной платы работников научно-исследовательских учреждений, конструкторских, технологических и проектных организаций с эффектом от разработки и внедрения новой техники и прогрессивной технологии.
Конкретные пути совершенствования организации заработной платы были намечены в постановлении ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 17 сентября 1986 г. «О совершенствовании организации заработной платы и введения новых тарифных ставок и должностных окладов работников производственных отраслей народного хозяйства». В соответствии с этим постановлением необходимо при улучшении всей системы заработной платы обеспечить: создание необходимых условий для последовательного и повсеместного установления строгой зависимости заработной платы от количества и качества труда, от конечных производственных результатов, усиления контроля за мерой труда и мерой потребления;

расширение прав и повышение ответственности предприятий в стимулировании эффективного труда в новых условиях хозяйствования, совершенствования управления, углубления хозяйственного расчета и перехода на самофинансирование на основе широкого внедрения стабильных экономических нормативов;
ориентацию системы морального и материального стимулирования на коренное повышение качества продукции и выполняемых работ. Качество должно являться главным критерием оценки профессиональной подготовки работников;
рост и совершенствование заработной платы в пределах зарабатываемых трудовыми коллективами средств за счет повышения эффективности производства, рационального использования фондов, направляемых на оплату труда работников;
расширение самостоятельности предприятий в расходовании фонда заработной платы и в стимулировании выполнения работ с меньшей численностью персонала.
Совершенствование организации заработной платы осуществляется на основе перестройки тарифной системы, повышения качества нормирования труда, внедрения прогрессивных форм оплаты труда и премирования, усиления связи доплат и надбавок с конкретными достижениями в труде. Новые повышенные тарифные ставки и должностные оклады работников предприятий промышленного железнодорожного транспорта вводятся в пределах фонда заработной платы, образованного по утвержденным стабильным нормативам и показателям за произведенную продукцию или выполняемый объем работ. При введении новых ставок и окладов должно планироваться улучшение соотношения в оплате труда по категориям и профессиональным группам трудящихся с учетом сложности и условий выполняемых работ, доли тарифов в среднемесячной заработной плате работников 70—75 %. Преимущества в оплате труда предоставлены рабочим и специалистам, непосредственно занятым разработкой, изготовлением и обслуживанием новой высокопроизводительной техники и технологии. Руководители предприятий получили право по согласованию с профсоюзными комитетами вводить для работников доплаты за совмещение профессий (должностей), расширение зон обслуживания или увеличения объема выполняемых работ без ограничения перечней совмещаемых профессий (должностей) и размеров доплаты за счет и в пределах экономии фонда заработной платы, образующейся по тарифным ставкам (должностным окладам) высвобожденных работников.       
В плане по труду и кадрам разрабатывают следующие разделы: повышение производительности труда, планирование численности рабочих, фонд заработной платы, потребность в рабочей силе и подготовке кадров. Исходными данными для разработки плана служат плановые задания по перевозкам, погрузочно-разгрузочные работы, производственная программа ремонта и технического обслуживания подвижного состава и других технических средств, нормы затрат 
труда и его оплаты, план технического и организационного развития и повышения эффективности производства, результаты анализа, нормативные и справочные материалы. Задание по росту производительности труда, нормативы заработной платы, нормативы соотношения темпов роста заработной платы и производительности труда утверждает предприятиям Главное управление промышленного железнодорожного транспорта МПС, транспортные управления других министерств.

ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ТРУДА И ПУТИ ЕЕ ПОВЫШЕНИЯ

Производительность труда характеризует эффективность труда человека в сфере производства и определяется количеством продукции, произведенной работником в единицу времени. По мере развития научно-технического прогресса затраты овеществленного труда (в машинах, оборудовании, технических комплексах, автоматизированных системах) увеличиваются, а затраты живого труда должны сокращаться. «Для того чтобы новый метод производства проявил себя как метод действительного повышения производительности, он должен... переносить на отдельный товар меньшую стоимость, чем та стоимость, которая экономится, сберегается вследствие уменьшения живого труда».
Роль производительности труда в решении задач повышения экономической эффективности общественного производства заключается в следующем. Во-первых, рост производительности труда является главным источником увеличения национального дохода и материального благосостояния народа. Во-вторых, от уровня производительности труда зависит эффективность использования в производстве материально-технических ресурсов, результаты всей хозяйственной деятельности предприятий, окупаемость затрат. Сущность повышения производительности труда в результате внедрения достижений научно-технического прогресса заключается в том, чтобы на каждую единицу, затрат (трудовых, материальных, финансовых) добиваться существенного увеличения объема производства и национального дохода.
Обеспечение значительных темпов роста производительности труда является неотъемлемой частью плана по труду и заработной плате предприятия. В практической деятельности на промышленном железнодорожном транспорте, как и в других отраслях народного хозяйства, определяют не всю совокупность трудовых затрат, а только ее часть — живой труд и, по существу, рассчитывают не производительность труда, а выработку работников.
Различают три способа определения производительности труда: натуральный (или условно натуральный), стоимостный и трудовой.

При натуральном методе производительность труда (выработка) измеряется в натуральных показателях — тоннах, штуках и т. д. Этот метод применяется для расчета производительности труда на предприятиях, в цехах при производстве одного вида продукции. Например, производительность труда работников погрузочно-разгрузочных управлений В определяется количеством погруженных и выгруженных тонн груза Р за рассматриваемый период времени, приходящихся на одного работника:

где Чсп — среднегодовая списочная численность работников погрузочно- разгрузочных управлений.
Разновидностью натурального метода является условно-натуральный, при котором все виды продукции условно приводятся к одному виду с помощью соответствующих коэффициентов (например, число единиц различных видов ремонта подвижного состава в депо исходя из трудоемкости одного вида ремонта, принятого за базовый, можно привести к числу условных ремонтов).
При стоимостном методе производительность труда (выработка) определяется в денежном выражении. Этот способ применяется для расчета выработки работников на предприятиях промышленного железнодорожного транспорта. Выработка одного работника ППЖТ определяется как отношение годового дохода предприятия к среднесписочной численности работающих. Недостатком стоимостного метода расчета производительности труда является возможное изменение ее уровня из-за структурных сдвигов в продукции предприятия и изменения цен и тарифов.
Трудовой метод заключается в учете производимого объема продукции трудовыми показателями — затратой нормо-часов, человекочасов, человеко-дней и т. д. 

Таблица 15.1. Пример расчета повышения производительности труда на 19 ... по объединению промышленного железнодорожного транспорта (данные условные)

Важными факторами он считал также подъем общеобразовательного и культурного уровня населения, повышение дисциплины трудящихся, улучшение организации труда.

На период до 2000 г. XXVII съездом КПСС намечено поднять производительность общественного труда в 2,3—2,5 раза, а в двенадцатой пятилетке — на 20—30 %.
В плане по труду рассчитывают также рост производительности труда путем повышения качества ремонта и содержания технических средств, улучшения организации производства, сокращения текучести рабочей силы, структурных изменений в производственной программе. Возможный рост производительности труда устанавливается суммированием результатов расчетов по факторам (табл. 15.1).
При планировании повышения производительности труда по факторам необходимо исключить повторный счет, возникающий в результате наслоения одних факторов на другие, и исчислять рост производительности труда без учета дополнительных затрат труда и средств, связанных с реализацией этих факторов.