Джайнакбаев Η. Т. Организация хирургической помощи при чрезвычайных ситуациях на железнодорожном транспорте. Алма-Аты, 2003.
Представленное исследование посвящено актуальной проблеме современной хирургии и организации здравоохранения. Автор на основе анализа более 100 железнодорожных катастроф в масштабе СНГ, а также с учетом опыта мировой практики определил и выделил природные, техногенные и антропогенные риски на территории РК. Определена нормативно-правовая база службы экстренной хирургической помощи при ЧС в РК, предложены его новые принципы формирования.
На основе динамического мониторинга, анализа развития и этапов становления экстренной хирургической службы установлены новые принципы организации, структур и управления Службы экстренной медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях в РК. Разработаны практические рекомендации по совершенствованию хирургической помощи при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на железнодорожном транспорте. Предложена, апробирована на массовых учениях и доказана высокая эффективность новых медицинских формирований с использованием передвижных сил с оказанием специализированной помощи - медицинский поезд.
Создана электронная база данных о чрезвычайных ситуациях на железной дороге, путем компьютерного моделирования разработана математическая система прогнозирования возможных последствий при крушениях, возможная структура поражений с учетом всех факторов, влияющих на исход поражения.
Книга предназначена научным работникам организаторам здравоохранения, хирургам, травматологам, специалистам службы медицины катастроф и ЧС.
ПРЕДИСЛОВИЕ
В последние десятилетия в связи с ростом числа и масштабов чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера приобрела актуальность проблема совершенствования организации медицинской помощи при ликвидации их последствий. Особенно актуальна данная проблема на железнодорожном транспорте, являющемся отраслью с повышенным риском.
В транспортно-коммуникационной системе Казахстана железнодорожный транспорт занимает ведущее место, что определяет необходимость его соответствующего медицинского обеспечения как в мирное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций. Автором поднята наиболее трудная и значимая сторона проблемы - разработка новой адаптированной и эффективной системы организации хирургической помощи при чрезвычайных ситуациях на железнодорожном транспорте в РК.
Необходимость решения данной проблемы продиктована новым суверенным статусом Казахстана, его экономическими и территориально-географическими особенностями. Современные принципы организации хирургической помощи при чрезвычайных ситуациях на железнодорожном транспорте, базирующиеся на опыте военно-полевой хирургии, нуждаются в совершенствовании на основе разработки и внедрения новых инновационных технологий. В этом аспекте предлагаемая читателю монография содержит результаты разработки и реализации новой системы, организации тактики хирургической помощи при чрезвычайных ситуациях на железнодорожном транспорте. Описываемые новые принципы сортировки пострадавших с использованием новых информационных технологий в виде штрих-кодирования, компьютерного моделирования на основе созданной электронной базы данных реализованы на практике и обосновывают ее дальнейшего более широкого внедрения. Предлагаемый мобильный многопрофильный медицинский поезд с отрядом медицинской помощи может обеспечить специализированной помощью пострадавших на месте катастрофы.
В настоящей монографии логично найден подход к решению и изложению проблемы - от истории и этапов Организации хирургической помощи на железнодорожном транспорте до формирования современного подхода к решению поставленной задачи с учетом особенностей и специфики отрасли. Важно также то, что методологические подходы к решению проблемы, критерии оценки количественных и качественных показателей, стиль организационных мероприятий, информационные и статистические методы являются доказательными, что позволяют сделать достоверные выводы.
Уверен, что представленная книга займет достойное место среди работ, посвященных данной проблеме.
Академик НАН РК, лауреат Государственных премий РК,
Халык Какарманы М.А. Алиев
ВВЕДЕНИЕ
Как международная проблема, медицина катастроф получила признание в конце 70-х годов XX века. Ее возникновение и развитие связаны с ускорением научно-технического прогресса, резким обострением противоречий в отношениях между человеком, природой и техникой, что приводит к постоянному увеличению числа ситуаций, создающих угрозу здоровью и жизни людей. По данным ООН только за последние 20 лет в мире в результате природных катастроф (землетрясений, наводнений, ураганов, тайфунов и т.д.) пострадало около 1 миллиарда человек, около 3 млн. погибло. Вместе с тем, бурное развитие технологических мощностей, современных транспортных средств, энергетических систем, высокие темпы урбанизации населения с концентрацией населения в городах, скопление на ограниченных площадях крупных промышленных производств являются факторами, значительно повышающими риск возникновения техногенных катастроф и уязвимости населения в случае их возникновения. Данное положение подтверждается выводами ВОЗ о том, что если несколько десятилетий назад преобладали природные факторы в травмах и гибели людей, то сегодня возросла доля антропо- и техногенных катастроф, связанных с деятельностью человека на производстве, транспорте и в других сферах. Так, к примеру, по данным отчетности МЧС России в 2000 году из 960 случаев ЧС 606 пришлось на долю техногенных катастроф, 282 - природных и 67 - биолого-социальных.
В начале XXI века проблема чрезвычайных ситуаций приобрела еще большую актуальность в связи с тем, что к природным и техногенным причинам возникновения ЧС присоединился фактор прямого насилия, угрожающий отдельным регионам, категориям населения и обществу в целом - террористические акты, локальные вооруженные конфликты. Примером тому служит серия террористических актов на территории США, России (террористические акты 11 сентября в Нью- Йорке и Вашингтоне, взрывы жилых домов в Москве и Волгодонске и др.), имевшие место в 2000-2001 годах, локальные вооруженные конфликты на Ближнем Востоке, Афганистане, Чечне.
Помимо огромного экономического ущерба, наносимого чрезвычайными ситуациями производственным, социальным объектам, коммунальной, транспортной, энергетической инфраструктуре и в целом экономике региона бедствия, главным компонентом любой ЧС остается человек. Влияние ЧС на медико-демографическую ситуацию складывается из показателей смертности, временной инвалидности, нетрудоспособности населения. Экономическая цена потерь населения в ЧС складывается из ущерба, наносимого народному хозяйству потерей людей и пожизненной нетрудоспособности, расходов на лечение и социальное обеспечение пострадавших, затрат на возмещение ущерба пострадавшим и членам их семей, вызванного смертью, увечьем или потерей кормильца. Расчетные показатели экономического ущерба от медико-социальных последствий ЧС по данным различных источников могут составлять от 0,26 до 0,37% от стоимости валового внутреннего продукта государства.
В противодействие чрезвычайным угрозам вовлекаются значительные людские, материально-технические, финансовые и организационные ресурсы страны. Все это делает объективно необходимым разработку эффективной системы предупреждения, ликвидации и минимизации медико-демографических последствий ЧС, т.е. то, что составляет основу деятельности службы медицины катастроф.
Анализ предыдущих стихийных бедствий и крупномасштабных катастроф, имевших место на территории бывшего СССР, таких как авария на Чернобыльской атомной электростанции 26 апреля 1986 года, разрушительное землетрясение в Армении в 1988 году, мощный взрыв в Арзамасе 4 июля 1988 года, крупнейшая железнодорожная катастрофа под Уфой 4 июня 1989 года, показал недостаточную подготовленность органов и учреждений здравоохранения, врачебного персонала всех уровней к работе в условиях экстремальных ситуаций. Исследования последствий Чернобыльской аварии показали некомпетентность врачей в вопросах радиационной защиты населения. Установлено, что каждый второй врач гражданского здравоохранения, за исключением хирургов, травматологов, анестезиологов, врачей скорой помощи ранее не встречался с необходимостью оказывать даже простейшую медицинскую помощь при механических травмах и ожогах.
Неудовлетворительные результаты лечения значительного числа пострадавших при землетрясении в Армении свидетельствовали о недостатках в оказании медицинской помощи на догоспитальном и госпитальном этапах. Врачи допускали ошибки при диагностике тяжести повреждений, в первую очередь при сортировке пострадавших, хотя известно, что уровень летальности, результаты лечения на госпитальном этапе и показатель последующей инвалидизации напрямую зависят от четкой организации лечебно-эвакуационных мероприятий в зоне катастрофы.
Сложившаяся неблагоприятная ситуация с ликвидацией тяжких медико-санитарных последствий ЧС, с организацией оперативной и эффективной квалифицированной экстренной медицинской помощи требует перестройки службы экстренной медицинской помощи, обучения медицинских кадров знаниям и практическим навыкам оказания медицинской помощи в условиях ЧС.
Для Казахстана данная задача является особенно актуальной. В сравнении с западными странами и Россией, в республике служба экстренной медицинской помощи при ЧС находится на начальном этапе становления. Научных исследований и разработок, посвященных вопросам организации медицинской помощи при ЧС в целом, а также хирургической ее составляющей, в суверенном Казахстане недостаточно для правильного и эффективного решения практических задач организации медицинской помощи при ликвидации последствий ЧС. Необходимость в таких исследованиях продиктована территориальными, демографическими, климатическими, социально-экономическими условиями развития Республики, требующими адаптации общепринятых принципов оказания медицинской помощи при ЧС к условиям нашего государства.
Территория Казахстана в силу особенностей природно-климатических условий и большой площади (2725 тыс. кв. км или 2,7% суши Земли) имеет большое количество зон природных и технологических рисков и значительно подвержена разнообразным катаклизмам. Имеют место такие стихийные бедствия, как землетрясения, селевые потоки, снежные лавины, оползни и обвалы, наводнения, затопления и подтопления, засухи и сильные морозы, метели и бураны. В сейсмо- и селеопасной зоне находятся наиболее освоенные и густонаселенные районы республики, где сосредоточено 40% промышленного потенциала и проживает более 6 млн. населения. Значительное количество промышленных объектов нефтедобывающей, химической, угольной и других
отраслей создают дополнительную угрозу возникновения техногенных аварий. Кроме того, в последние годы в связи с обострением ситуации в Афганистане, возросла вероятность локальных вооруженных конфликтов и террористических актов в южных и юго-восточных регионах страны. Тем самым источников возникновения ЧС на территории Республики более чем достаточно, в связи с чем, задача организации эффективной службы медицинской помощи при ЧС в Казахстане особенно актуальна. Сегодня в Республике сложилась парадоксальная ситуация, когда при достаточно развитой системе технического обеспечения ликвидации последствий ЧС, крайне недостаточно развита служба медицины катастроф (малочисленный штат, слабая материальная база, недостаточно разработаны задачи, система планирования и прогнозирования, вопросы взаимодействия служб и организации самой медицинской помощи).
На сегодняшний день в республике функционирует только 9 региональных и территориальных центров медицины катастроф (ЦМК), созданных в основном на базе бывших областных отделений консультативно-диагностической помощи (“санавиации”). Имеющиеся ЦМК слабо оснащены, не хватает современного медицинского оборудования, имущества, средств связи, транспорта и т.д..
Учитывая специфику территориальных и природных условий Республики Казахстан, в целях сокращения сроков оказания ЭМП, сокращения этапов эвакуации и приближения специализированной медицинской помощи к очагу бедствия, остро стоит вопрос о создании мобильных передвижных медицинских формирований (по типу МОСН), аэромобильных отрядов (по типу аэромобильных отрядов МЧС РФ).
На территориальном уровне СЭМП отсутствуют штатные органы управления постоянной готовности. Между тем, известно, что при угрозе возникновения или ликвидации медицинских последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий, важную роль играют постоянно действующие дежурные и диспетчерские подразделения, уполномоченные принимать соответствующие решения по проведению экстренных мероприятий.
Требует совершенствования система взаимодействия государственных органов, различных ведомств и организаций в области экстренного реагирования на случай возникновения природных и техногенных катастроф.
Рис.1. Причины возникновения ЧС в России (2000 год)
В плане подготовки специалистов службы медицины катастроф необходимо создание специальных учебных программ, учебных центров, кафедр, тренировочных баз СЭМП.
Одной из немаловажных задач СЭМП является развитие информационных и коммуникационных технологий, разработка методов планирования, моделирования и прогнозирования медико-санитарных последствий ЧС, которым во всем мире уделяется серьезное внимание.
Для достижения четкой организации работы хирургической службы республики в условиях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в случаях возникновения локальных вооруженных конфликтов необходима отработанная система комплектования и дислокации медицинских формирований, обеспечение их готовности к немедленному выполнению поставленных задач, обучение личного состава медицинских формирований принципам проведения лечебно-эвакуационных мероприятий в очагах массового поражения населения, отработка взаимодействия медицинских формирований различных ведомств по вопросам организации работы по ликвидации последствий ЧС, планирование хирургической помощи и прогнозирование медицинских последствий ЧС в каждом конкретном регионе и решение многих других организационных вопросов.
Реализация перечисленных задач требует прежде всего научного обоснования путей их решения.
В системе ведомственного железнодорожного здравоохранения вопросам медицинского обеспечения ликвидации последствий аварий и крушений на железнодорожном транспорте всегда уделялось достаточно много внимания, так как железная дорога была и остается источником повышенной опасности. Факторами риска на железной дороге являются подвижный состав, пути, линии энергоснабжения, опасные грузы и т.д. При этом, в катастрофах, имевших место на железной дороге, присутствуют не только техногенные причины (износ подвижного состава, верхнего строения пути, неисправность машин и механизмов, систем сигнализации, связи и блокировки), но и “человеческий” фактор (ошибки управления движением, допущенные работниками диспетчерско-станционной группы, машинистами и их помощниками и др.).
Одним из стержневых направлений деятельности ведомственного железнодорожного здравоохранения является организация хирургической помощи. Специфические условия функционирования железнодорожного транспорта, связанные с необходимостью постоянного обеспечения безопасности движения, большое количество производств с опасными условиями труда, высоким риском производственного травматизма, риском возникновения техногенных ЧС, требуют четкой организации, ответственности и профессионализма хирургической службы. За годы становления и развития хирургическая служба ведомства накопила богатый опыт работы в вопросах экспертизы профессиональной пригодности, организации специализированных видов амбулаторно-поликлинической и стационарной хирургической помощи, диспансеризации хирургических больных, развития плановой хирургии, внедрения современных медицинских технологий, оказания хирургической помощи при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и многих других вопросах.
Автором настоящей монографии проведена работа по изучению, систематизации, обобщению опыта, накопленного хирургической службой ведомства в вопросах ликвидации медицинских последствий ЧС на железнодорожном транспорте и научному обоснованию путей реформирования и совершенствования хирургической помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях.
На основе анализа мирового опыта организации хирургической помощи при ЧС предложены пути совершенствования слабых звеньев и решения отдельных задач системы экстренной медицинской помощи при ЧС - медицинской сортировки пострадавших, приближения специализированной медицинской помощи к очагу катастрофы, создания мобильного передвижного медицинского формирования, способного автономно выполнять задачи организации хирургической помощи на месте катастрофы, разработка программы моделирования и прогнозирования медико-санитарных последствий ЧС на железной дороге, которая может быть использована не только в целях практической организации медицинской помощи, но и в качестве учебно-тренировочного пособия, создания базы данных о медицинских последствиях имевших место ЧС.
Материалы работы, несомненно, составят определенный вклад в развитие службы медицины катастроф в Республике Казахстан. Автор надеется, что книга будет полезна для организаторов здравоохранения, практических хирургов, преподавателей кафедр хирургии и социальной медицины, врачей и организаторов службы медицины катастроф. Отдельные главы книги будут полезны и интересны для специалистов, занимающихся врачебно-экспертной работой, а также в качестве дополнительного пособия для студентов медицинских ВУЗов, изучающих курс медицины катастроф.