Содержание материала

Глава 13                                                                                                        
ОБОРОТНЫЕ СРЕДСТВА ПРЕДПРИЯТИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО СНАБЖЕНИЯ     

13.1. ОБОРОТНЫЕ СРЕДСТВА ПРЕДПРИЯТИЙ, ИХ СОСТАВ И СТРУКТУРА

В процессе производства основные и оборотные фонды тесно взаимосвязаны. От эффективности использования основных фондов зависит использование оборотных фондов. В то же время обеспечение транспортного производства оборотными фондами и их оборачиваемость существенно влияют на показатели использования основных производственных фондов.
В отличие от основных фондов, которые участвуют в течение многих производственных циклов и переносят свою стоимость на готовую продукцию частями по мере износа, оборотные фонды потребляются целиком и полностью в течение одного производственного цикла и поэтому их стоимость полностью переносится на готовую продукцию.

Собственные оборотные средства делаются хозрасчетным предприятиям в форме уставного фонда при их организации в постоянное пользование в размерах, необходимых для нормального функционирования предприятия по обес печению перевозочного процесса и погрузочно-разгрузочных работ. Они пополняются за счет отчислений из прибыли и других источников, приравненных к собственным средствам. Заемные оборотные средства образуются в плановом периоде за счет целевых кредитов Госбанка и являются возвратными.
По способу определения потребности в оборотных средствах они подразделяются на нормируемые и ненормируемые. К нормируемым оборотным средствам относятся группы оборотных средств, по которым создаются необходимые производственные запасы сырья, материалов, тары, малоценного инвентаря и инструмента, спецодежды в эксплуатации, вложения в расходы будущих периодов, часть сумм в расчетах, а также незавершенное производство. К ненормируемым оборотным средствам относят денежные средства на расчетном счете, задолженность других предприятий и др.
Оборотные фонды по своему вещественному составу отражают особенность технологии и организации производства на ППЖТ. Структура оборотных средств предприятий промышленного железнодорожного транспорта определяется особенностью производственного процесса — процессом перевозок грузов и погрузочно-разгрузочных работ. Примерная стоимостная структура оборотных средств следующая. В нормируемых оборотных средствах материалы составляют 32,5%, топливо — 10,5%, запасные части — 22%, малоценные и быстро изнашивающиеся предметы — 30—32% и ненормируемые оборотные средства составляют около 3—5%. Структура оборотных средств предприятий промышленного железнодорожного транспорта зависит также от степени их технического оснащения и уровня организации производства. Оборотные средства транспортных цехов промышленных предприятий органически входят в оборотные средства этих предприятий.

НОРМИРОВАНИЕ И ПЛАНИРОВАНИЕ ОБОРОТНЫХ СРЕДСТВ

Для планомерной и бесперебойной работы предприятия необходимо нормирование и планирование оборотных средств. Нормирование оборотных средств заключается в разработке непосредственно на каждом предприятии норм и нормативов собственных оборотных средств — определение экономически обоснованной суммы финансовых ресурсов, необходимых предприятию в планируемом году для обеспечения бесперебойного процесса производства и своевременного осуществления расчетов.
Нормы оборотных средств характеризуют минимальные запасы товарно-материальных ценностей и рассчитываются в днях запаса, в нормах запаса деталей, в рублях на единицу продукции и т. д. 

Нормативы оборотных средств рассчитываются в натуральных показателях и в денежном выражении. Между ними существует тесная взаимосвязь, но нет тождества.

Потребность оборотных средств в денежном выражении

Методика расчета частных нормативов по элементам затрат нормируемых оборотных средств: основным и вспомогательным материалам, запасным частям для текущего ремонта, таре, топливу, малоценным и быстроизнашивающимся предметам, незавершенному производству, расходам будущих периодов различна. Однако сумма всех частных нормативов должна быть равна совокупному нормативу.
К собственным оборотным средствам, которые выделяются для образования производственных запасов на предприятиях промышленного железнодорожного транспорта, относятся материалы, применяемые в процессе эксплуатации и ремонта подвижного состава, зданий и сооружений, устройств пути, сигнализации и связи и т. д.
Норматив собственных оборотных средств на материалы определяется как сумма произведений среднесуточной потребности в них, цены за единицу i-гo ресурса и средней нормы запаса в днях или периода возобновления запасов:

Первым этапом работы по нормированию оборотных средств материальных запасов является группировка всех потребляемых предприятием материалов в соответствии с классификацией, принятой в материально-техническом снабжении по группам, видам, типам и типоразмерам. Второй этап — определение потребности каждого материала в соответствии с производственной программой и сметой затрат на плановый объем работ. После этого рассчитывается среднесуточный расход по каждому наименованию оборотных средств в материальных запасах. 
При расчете учитывается, что нормы запаса в днях зависят от времени нахождения материалов в пути (транспортный запас), времени, необходимого для выгрузки, доставки материала на предприятия, приемки и складирования (подготовительный запас). Кроме того, учитывается время пребывания материалов в составе текущего и страхового (гарантийного) запаса. Текущий запас необходим для обеспечения производства между двумя очередными поступлениями материальных ресурсов. Гарантийный запас служит для обеспечения производства материалами в случае перебоев в снабжении при отклонениях фактических интервалов поставок от средних величин. Нормы производственных запасов рассчитывают с учетом существующих условий производства и постовой.
Норматив оборотных средств на запасные части для ремонта технических средств устанавливается из расчета на 1000 руб. действующих технических средств. Норматив определяется на основе фактических остатков за последние 12 месяцев, по которым имеются сведения:

Более точный метод расчета состоит в том, что норматив оборотных средств на запасные части для ремонта подвижного состава, устройств пути, связи и СЦБ, погрузочно-разгрузочных механизмов и т. д. определяют на основе заявок технических служб и отделов ППЖТ, объединений промышленного железнодорожного транспорта и промышленно-транспортных управлений. Поступившие заявки на запасные части в планируемом году (без учета складских остатков) расцениваются, суммируются и общая сумма их делится на стоимость действующих технических средств.
Норматив собственных оборотных средств на малоценные и быстро изнашивающиеся предметы устанавливается исходя из расчетных норм обеспеченности этими ресурсами на одного работника, плановой численности работников и коэффициента износа предметов

К малоценным и быстроизнашивающимся предметам относятся: малоценные и быстро изнашивающиеся инструменты и приспособления, хозяйственный инвентарь, производственная тара, специальная одежда и обувь. Характерной особенностью этой группы оборотных средств является то, что большая часть их находится в эксплуатации и исчисляется с учетом износа. Например, при выдаче спецодежды со склада в эксплуатацию списывается 60% стоимости этих предметов на производство.
Норматив оборотных средств на незавершенное производство определяется как произведение стоимости однодневного расхода на производство, длительности незавершенного цикла в днях и коэффициента нарастания затрат

Коэффициент нарастания затрат показывает степень готовности продукции в незавершенном производстве.
После определения нормативов по элементам производится сводный расчет норматива оборотных средств, целью которого является установление общей потребности предприятия в оборотных средствах.

ПОКАЗАТЕЛИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБОРОТНЫХ СРЕДСТВ

Основным показателем, характеризующим эффективность использования оборотных средств, является их оборачиваемость. Чем больше число оборотов они совершают за определенный период времени, тем меньше оборотных средств требуется предприятию для создания необходимого запаса материалов. Скорость оборота оборотных средств измеряется коэффициентом оборачиваемости и продолжительностью оборота.
Коэффициент оборачиваемости характеризует сумму доходов, приходящуюся на рубль оборотных средств по среднему их наличию,

Для приведенного выше примера продолжительность оборота 90:15=6 дней.
Ускорение оборачиваемости оборотных средств позволяет высвободить часть средств из производственных запасов, сократить размер платы за производственные фонды и повысить рентабельность производства. Поэтому предприятия промышленного железнодорожного транспорта заинтересованы в сокращении сверхнормативных запасов, в более эффективном использовании банковских кредитов.
Ускорение оборачиваемости оборотных средств может быть достигнуто путем сокращения длительности производственного цикла, снижения норм расхода материальных ресурсов на единицу перевозок и погрузочно-разгрузочных работ, уменьшения нормативных и ликвидации сверхнормативных запасов, совершенствования организации и внедрения прогрессивных методов эксплуатации и ремонта подвижного состава, механизмов и постоянных технических устройств, применения новых и более дешевых материалов при ремонте техники, ускорения оборота документов, улучшения материально-технического снабжения.