Глава 19
ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ МЕХАНИЗМ ПРЕДПРИЯТИЙ ПРОМЫШЛЕННОГО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
ЗАДАЧИ КОРЕННОЙ ПЕРЕСТРОЙКИ ХОЗЯЙСТВЕННОГО МЕХАНИЗМА
В работах В. И. Ленина хозяйственный механизм характеризуется как совокупность форм и методов, посредством которых осуществляется планомерная сбалансированная организация и сознательное воздействие на развитие общественного производства.
Выработанные на XXVII съезде КПСС, январском и июньском (1987 г.) Пленумах ЦК КПСС программы ускорения социального и экономического развития общества диктуют, необходимость глубоких изменений в хозяйственном механизме, создания целостной, эффективной и гибкой системы управления на всех уровнях. ЦК КПСС исходит из принципиальных ленинских указаний о том, что социалистическое производство должно опираться на полный хозяйственный расчет. Именно хозрасчет обеспечивает наилучшее соотношение затрат и результатов на всех участках народного хозяйства, стимулирует поиск оптимальных путей выполнения плановых заданий, позволяет неукоснительно проводить в жизнь принцип, согласно которому предприятия и объединения полностью отвечают за безубыточность своей работы, а государство не несет ответственности по их обязательствам. В этом практически состоит главное в перестройке хозяйственного механизма.
Суть коренной перестройки хозяйственного механизма управления экономикой страны — переход от преимущественно административных к преимущественно экономическим методам руководства на всех уровнях, к управлению интересами и через интересы к широкой демократизации управления, всемерной активизации человеческого фактора.
Разработана целостная система перестройки хозяйственного механизма управления производством, которая охватывает следующие задачи:
резкое расширение самостоятельности предприятий (объединений), перевод их на полный хозрасчет, самофинансирование и самоокупаемость, повышение заинтересованности и ответственности за наивысшие конечные результаты, широкое развитие коллективного подряда;
коренная перестройка централизованного руководства экономикой, решительное освобождение центральных органов от вмешательства в оперативную деятельность предприятий, сосредоточение их деятельности на темпах и пропорциях развития, на стратегических процессах;
кардинальная реформа планирования, ценообразования, финансирования и кредитования, управления материально-техническим обеспечением, социальными процессами;
создание новых организационных структур управления, переход от чрезмерно централизованной, командной системы управления к демократической, развитие самоуправления, создание механизма активизации потенциала человеческой личности.
Деятельность предприятий все в большей мере должна регулироваться стабильными, долговременными экономическими нормативами, включая нормативы определения фондов оплаты труда, экономического стимулирования и нормативы распределения доходов и прибыли, установлена прямая связь этих нормативов с ростом производительности труда, снижением себестоимости работ.
На промышленном железнодорожном транспорте перестройка хозяйственного механизма началась с внедрения опыта Белорусской железной дороги. Одновременно с этим вводились новые условия хозяйствования на основе стабильных долговременных экономических нормативов, велась подготовка к переходу с 1988 г. на полный хозрасчет и самофинансирование. В результате внедрения новой техники, расширения зон обслуживания, совмещения профессий и совершенствования организационных структур управления была сокращена численность работников предприятий промышленного транспорта, а высвобожденный фонд заработной платы использовался на повышение тарифных ставок и должностных окладов.
При переходе на новые условия хозяйствования на предприятиях и объединениях промышленного транспорта сокращено в 2 раза количество утверждаемых показателей, внедряется нормативный метод планирования. Разработаны нормативы отчислений от расчетной прибыли в государственный бюджет и вышестоящим органам, норматив прироста фонда заработной платы на каждый процент прироста объема работы, нормативное соотношение между приростом средней заработной платы и приростом производительности труда (в годовых планах 0,6 % роста заработной платы на 1 % роста производительности труда), нормативы прироста фондов экономического стимулирования за каждый процент роста утвержденных плановых показателей.
В условиях полного хозрасчета и самофинансирования все работники ППЖТ заинтересованы в повышении экономичности работы, снижении себестоимости, в том, чтобы самим заработать необходимые средства на обновление оборудования, социальнокультурные нужды и жилищное строительство. Для этих целей предприятие может широко использовать кредиты государственного банка, в исключительных случаях — воспользоваться помощью вышестоящих органов. Однако, как правило, предприятие обязано за счет заработанных средств покрывать все текущие затраты, включая расходы на оплату труда и осуществлять вложения в реконструкцию, расширение производства и на социальное развитие.
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЗАКОНА СССР «О ГОСУДАРСТВЕННОМ ПРЕДПРИЯТИИ (ОБЪЕДИНЕНИИ)»
Радикальные изменения хозяйственного механизма начались с основного звена экономии — предприятия (объединения), с установления их прав, обязанностей и ответственности. В Законе СССР «О государственном предприятии (объединении)» определяются экономические и правовые основы хозяйственной деятельности. Закон расширяет возможность участия трудовых коллективов в эффективном использовании государственной (общественной) собственности, в управлении предприятиями, в решении государственных и общественных задач. Закон определяет отношение между предприятиями (объединениями) и органами государственной власти и управления, предусматривает усиление экономических методов управления, использование полного хозрасчета, расширение демократических основ и развитие самоуправления.
Центральная идея и смысл закона заключаются в том, чтобы хозяйственный механизм создавал такие производственные и социальные условия жизнедеятельности трудовых коллективов, такие стимулы их развития, которые побуждали бы предприятия всемерно удовлетворять потребности народного хозяйства и населения в необходимой продукции, работах и услугах, осуществлять их высококачественно и с наименьшими затратами.
На государственных предприятиях трудовой коллектив, используя как хозяин общественную собственность, создает и умножает народное богатство, обеспечивает сочетание интересов общества, коллектива и каждого работника.
Предприятие является юридическим лицом, пользуется правами и выполняет обязанности, связанные с его деятельностью, обладает обособленной частью общественной собственности и имеет самостоятельный баланс.
Главной задачей предприятия является всемерное удовлетворение общественных потребностей народного хозяйства и граждан в его продукции (работах, услугах) с высокими потребительскими свойствами и качеством при минимальных затратах, увеличение вклада в ускорение социально-экономического развития страны и обеспечение на этой основе роста благосостояния своего трудового коллектива и его членов.
Для осуществления своей главной задачи предприятие согласно закону обеспечивает:
развитие и повышение эффективности производства, его всестороннюю интенсификацию, ускорение научно-технического прогресса, ресурсосбережения, увеличение прибыли (дохода);
социальное развитие коллектива, создание условий для высокопроизводительного труда, социальной справедливости;
улучшение окружающей среды;
самоуправление трудового коллектива, создающего глубокую личную заинтересованность каждого работника в хозяйском использовании общенародной собственности.
Предприятие действует на основе социалистической законности. Оно наделяется широкими правами, соблюдение которых гарантируется государством, вправе по собственной инициативе принимать все решения, если они не противоречат действующему законодательству. Предприятие несет всю полноту ответственности за соблюдение интересов государства и прав граждан, сохранность социалистической собственности, выполнение принятых обязательств и обеспечение уровня рентабельности, соблюдение государственной и трудовой дисциплины.
Деятельность предприятия строится на основе государственного плана экономического и социального развития как важнейшего инструмента реализации экономической политики КПСС и Советского государства. Предприятие руководствуется контрольными цифрами, государственными заказами, долговременными экономическими нормативами и лимитами, а также заказами потребителей. В соответствии с этим оно самостоятельно разрабатывает и утверждает свои планы, заключает договоры. Производственная, социальная деятельность предприятия и оплата труда осуществляются за счет заработанных трудовым коллективом средств. Часть прибыли (доходы) используется предприятием для выполнения обязательств перед бюджетом, банками и вышестоящим органом, другая часть поступает в полное распоряжение коллектива и вместе со средствами на оплату труда образует хозрасчетный доход коллектива как источник жизнедеятельности предприятия.
Трудовой коллектив, являясь полноправным хозяином на предприятии, самостоятельно решает все вопросы производственного развития. Годовые планы разрабатываются и утверждаются предприятием самостоятельно на основе установленных экономических нормативов исходя из задач пятилетнего плана и заключенных договоров. В ходе разработки планов вышестоящий орган обеспечивает комплексную увязку их предложений и сбалансированность по отрасли.
Закон СССР «О государственном предприятии (объединении)» состоит из трех разделов. Первый раздел (статьи 1—4) посвящен предприятию (объединению) как основному звену народного хозяйства. В нем определены задачи государственного предприятия (объединения), принципы его деятельности, говорится о хозрасчетном доходе коллектива как об источнике производственного и социального развития предприятия, о формах хозяйственного расчета, использовании фонда заработной платы и фондов экономического стимулирования, а также о материально-технической базе и средствах предприятия.
Во втором разделе (статьи 5—9) излагаются вопросы управления предприятием и самоуправления трудового коллектива. В статье 5 говорится о структуре объединения и предприятия, в статье 6 указывается, что управление предприятием осуществляется на основе принципа демократического централизма, сочетания централизованного руководства и социалистического самоуправления коллектива. Излагаются порядок выборности руководителей, их замены, роль общих собраний (конференций), являющихся основной формой осуществления полномочий трудового коллектива, права совета трудового коллектива. Кроме того, в этом разделе раскрываются вопросы работы по подбору, расстановке и воспитанию кадров, а также рассматриваются отношения предприятия с вышестоящим органом и местным Советом народных депутатов.
Третий раздел (статьи 10—25) посвящен производственной и социальной деятельности предприятия: организации планирования, соблюдению договорных обязательств, научно-техническому прогрессу и повышению качества продукции (работ, услуг) как определяющему показателю общественной оценки результатов деятельности каждого трудового коллектива, техническому перевооружению и реконструкции, социальному развитию коллективов, вопросам труда и заработной платы, материально-техническому обеспечению, проблемам реализации продукции, работ и услуг, финансам, ценам, кредитам и расчетам, внешнеэкономической деятельности, природопользованию и охране окружающей среды, организации учета, отчетности и контроля, гарантиям соблюдения прав предприятия (объединения), вопросам создания и прекращения их деятельности.
Опыт применения Закона о государственном предприятии выявил ряд недостатков в его содержании. В августе 1989 г. Верховный Совет СССР принял Закон «О внесении изменений и дополнений в Закон СССР «О государственном предприятии (объединении)».
Вопросы для самостоятельной работы
- Сущность коренных мероприятий по перестройке хозяйственного механизма.
- Закон СССР «О государственном предприятии (объединении)», содержание его основных разделов. Особенности применения Закона на промышленном транспорте.
- Права трудовых коллективов производственных объединений и предприятий. Роль советов трудовых коллективов.