Содержание материала

 

Опыт создания комплексной АСУЖТ, успешное функционирование отдельных ее подсистем, таких как АСУ сортировочной станцией АСУ грузовой станцией и других создали благоприятные предпосылки для разработки АСУ межотраслевым промышленным железнодорожным транспортом на уровне предприятия АСУ ППЖТ разрабатывается в соответствии с приказом МПС № 36Ц от 31.12.83 г. в рамках выполнения комплексной программы развития и эффективного использования ЭВМ и АСУ на железнодорожном транспорте.
Основной целью создания и внедрения системы является повышение эффективности и качества планирования, учета, анализа, контроля и управления эксплуатационной работой ППЖТ. АСУ ППЖТ разрабатывается в два этапа: на первом этапе создается информационно-справочная система и на втором — система для решения оптимизационных задач. В качестве базового предприятия, на котором внедряется разрабатываемая система, выбрано Владимирское ППЖТ. В 1987 г. разработан техно-рабочий проект на первую очередь АСУ ППЖТ. При разработке его было обращено внимание на то, чтобы максимально приблизить систему к привычным для исполнителей условиям работы, использованию исторически сложившихся терминов, понятий и обозначений существующих технических средств и устройств, не вошедших в нормативные документы, но которыми пользуются исполнители в своей работе.
В общесистемную обеспечивающую часть АСУ входят все виды обеспечения, предусмотренные техническим заданием на АСУ.
Рассмотрим информационное обеспечение системы. Задачи, решаемые в информационно-справочном режиме, имеют целью дать точные сведения о состоянии вагонов, времени их прибытия и простое на ППЖТ под грузовыми операциями. Потребителями этих сведений являются руководители ППЖТ, начальник смены, начальники маневровых районов.
Целью решения задач в режиме подготовки отчета является предоставление информации руководящему персоналу ППЖТ о выполненной работе и автоматизация составления отчетных документов, используемых при взаиморасчетах между ППЖТ и станцией примыкания, ППЖТ и обслуживаемыми предприятиями, формирование и передача отчетных данных для вышестоящих организаций.
Вторая очередь АСУ ППЖТ предусматривает решение в автоматизированном режиме оптимизационных задач, связанных с просмотром большого числа вариантов: планирование работы маневровых локомотивов, распределение порожних вагонов, планирование работы погрузочно-разгрузочных машин, заадресовка вагонов с грузами и т. д.
Информационная модель, используемая в системе, подразделяется на постоянные и переменные массивы. Переменные массивы при функционировании обновляются, а постоянные действуют в течение длительного периода времени. К постоянным массивам относятся массивы железнодорожных путей, погрузочно-выгрузочных фронтов, нумерация вагонов, несущая технические характеристики, указания правил перевозок, нормативы технологического процесса. Устанавливаются особенности этой информации на стадии обследования реального объекта. Так, например, в результате обследования путевого развития Владимирского ППЖТ в массив нормативносправочной информации (НСИ) были включены не только названия путей по ТРА, но и исторически сложившиеся сокращения и термины, которыми пользуются работники ППЖТ и обслуживаемых им предприятий. К массивам переменной информации относится совокупность данных о вагонах, грузах, выполненных грузовых работах и т. д. Решение задачи по вводу и корректировке постоянной и переменной информации обеспечивает формирование и поддержание информационной модели ППЖТ.
Технология сбора и передачи информации для решения информационно-справочных задач должна обеспечивать надежность и достоверность информационной модели ППЖТ, соответствовать темпу технологического процесса. Для этого необходим сбор и передача данных об изменении состояния вагонов и грузов с рабочих мест начальников маневровых районов, дежурного по обменному пункту, приемосдатчиков непосредственно в ЭВМ. Система должна накапливать и обрабатывать передаваемые сведения для их последующего интегрального использования всеми заинтересованными лицами и решения задач в режиме подготовки отчета.
Необходимо обеспечить хранение в системе полной информации о продвижении вагонов и грузов по путям ППЖТ от момента поступления вагона со станции примыкания до сдачи вагонов на сеть МПС. Отчетные данные хранятся на внешних магнитных носителях (магнитных лентах) в течение трех лет.
Программное обеспечение базируется на операционную систему ДИАМС (диалоговая многотерминальная система 3.0). Она характеризуется легким доступом к данным на внешних носителях, возможностью ведения диалога с ЭВМ с помощью удаленных терминалов в режиме разделения времени. Основным при обмене информацией является диалоговый режим. Для ведения диалога достаточно на клавиатуре видеотерминальной аппаратуры (ВТА) набрать код задачи (программы) и код работника, которому разрешен доступ к данной задаче.
Программное обеспечение системы включает в себя программные комплексы трех основных групп: сбора и накопления информации (М); выдачи справок оперативным работникам по запросу (Г); составление различных форм отчётности (Ф) (табл. 6.1).
Техническое обеспечение создается с учётом того, что АСУ ППЖТ является автоматизированной системой организационного управления. Точки сбора и ввода информации размещаются в подразделениях ППЖТ, станции и оснащаются дисплеями, подключенными к СМ ЭВМ через мультиплексор передачи данных.
Комплекс программных и технических средств (рис. 6.4) должен обеспечивать одновременное обслуживание удаленных до 10 км видеотерминалов (до 10 точек), хранение информации в банке данных (до 28 Мбайт), восстановление системы при отказе ЭВМ (не более 10 мин).

Таблица 6.1. Структура программных комплексов

В вычислительном процессе участвуют одновременно две ЭВМ. При этом одна из машин является «основной» и осуществляет связь с удаленными терминалами в режиме разделения времени, сбор и обработку входной информации, поступающей с дисплеев, обновление информации в банке данных, выдачу справок и составление отчетов. Основная ЭВМ ведет динамическую информационную модель ППЖТ. Время реакции должно соответствовать требованиям диалоговых систем. Вторая ЭВМ решает ряд задач, которые требуют значительных затрат процессорного времени и выполняются в пакетном режиме. К ним относятся задачи расчета оптимальных планов работы подразделений ППЖТ, основанные на алгоритмах комбинаторного типа, которые обрабатывают множество вариантов (большие объемы оперативной памяти ОЗУ и время процессора).
Обмен информацией между дисковыми системами обеих ЭВМ производится с использованием программных средств машинного обмена ОС ДИАМС. При выходе из строя одной из ЭВМ другая переходит в режим «основной» и берет на себя часть задач «вспомогательной». При частичном отказе оборудования одной из ЭВМ в режим «основной» переводится машина, располагающая большими ресурсами. Переключение внешних устройств производится с помощью переключателя шин ПШ СМ-4501. Для связи с АСУЖТ используется адаптер дистанционной связи (синхронный) АДС-С. Объемно-временные характеристики задач приведены в табл. 6.2.
Для практической реализации методов оперативного планирования работы ППЖТ с помощью ЭВМ разрабатывается организационное и кадровое обеспечение. Для этого осуществляется комплекс организационно-технических мероприятий:
разработка четких требований к технологии ППЖТ в направлении ее увязки с системой автоматизированного планирования оперативной работы;
разработка и утверждение должностных инструкций, определяющих порядок действий административного и оперативного руководящего состава ППЖТ в условиях применения ЭВМ.

Рис. 6.4. Схема электрическая структурная управляющего вычислительного комплекса (УВК) в АСУ ППЖТ:
РИФ — расширитель интерфейса; НМД, НМЛ — накопители на магнитных дисках и лентах; МПД — мультиплексор передачи данных; ΒΤΑ — видеотерминалы; УП — устройства печати; АДС-С — адаптер дистанционной связи; ОШ, ПШ — шина общая и переключатель шин

Таблица 6.2. Основные объемно-временные характеристики задач


Режим

Комплекс задач

Объем ОЗУ, Кбайт

Время на обработку, мин

Объем массива, Мбайт

Основная ЭВМ

Ведение информационной модели

64

720

НСИ 0,5

То же

Справочный режим

32

480

10—15

 То же

Составление отчетной документации

16

240

1,5—2

 

Ведение архива

16

60

20—30

Вторая ЭВМ

Оптимизация работы маневровых локомотивов

32

240

0,5

То же

То же погрузочно-разгрузочных машин

32

480

1,5—2

При применении ЭВМ для оперативного планирования работы ППЖТ последовательность технологических операций по обработке вагонов не изменяется. Вместе с тем в необходимых случаях вносятся коррективы в технологию работы некоторых производственных объектов ППЖТ и в организационную структуру его управления.
К организационно-технологическим мероприятиям по внедрению системы относится следующее: выделение помещения, обеспечение энергоснабжения и нормальных условий (температурных требований, защиты от вибрации, пыли и т. д.) работы ЭВМ, установка ЭВМ, доукомплектование ЭВМ необходимым периферийным оборудованием; выделение штата для обслуживания ЭВМ, набор и обучение кадров для обслуживания ЭВМ, разработка технологии работы и должностных инструкций для работников ППЖТ, разработка мероприятий по параллельному ведению отчетно-учетных работ традиционными методами и на ЭВМ на первом этапе внедрения системы, обучение пользователей системы.
Внедрение в работу ППЖТ новых технических средств в виде терминалов связано с контролем использования этих устройств сменными диспетчерами, дежурными по обменному пункту, приемосдатчиками, мастерами погрузочно-разгрузочных работ. Функции контроля могут быть возложены на заместителя начальника ППЖТ, сменных диспетчеров.