Для производства материальных благ необходим как транспорт, обслуживающий сферу обращения, так и внутрипроизводственный транспорт (в том числе агрегатно-технологические конвейеры, электрокраны, тельферы и т. д.).
По всей роли в процессе производства промышленный железнодорожный транспорт подразделяется на внешний, внутрицеховой и внутризаводской. Внутрицеховой транспорт промышленных предприятий осуществляет перемещение предметов и продуктов труда в сфере производства. Он является составной частью технологического процесса производства и осуществляет в пределах цехов перемещение заготовок и узлов между рабочими участками и отделениями. Внутризаводской промышленный транспорт осуществляет перемещение материалов, полуфабрикатов и готовых изделий между цехами и складами, расположенными на территории предприятия. Для современных машиностроительных и других предприятий характерна организация так называемого сквозного транспорта, выполняющего внутрицеховые и межцеховые перемещения.
Внешним транспортом, включая карьерные дороги (с разрезов), осуществляется доставка на предприятия сырья, топлива, материалов, оборудования и других грузов, начальные и конечные операции (погрузка, выгрузка, передача вагонов), а также вывоз с территории предприятий готовой продукции в пункты передачи ее на магистральный транспорт или непосредственно потребителю. Эти операции входят уже в сферу обращения.
Таким образом, промышленный транспорт, с одной стороны, является неотъемлемой частью производства (внутренние технологические перевозки), а с другой — важнейшим звеном единой транспортной системы (ЕТС) страны (внешние перевозки).
Разделение технологических функций между транспортом общего пользования и транспортом предприятий не носит абсолютного характера. В зависимости от организации и кооперации производства перевозка одних и тех же грузов с той же технологической задачей в ряде случаев может производиться либо транспортом общего пользования, либо промышленным железнодорожным транспортом. Единственным критерием при выборе того или иного вида транспорта служит народнохозяйственная экономическая эффективность.
Промышленный железнодорожный транспорт относится к сфере материального производства независимо от того, выполняет он технологические перевозки или внешние по ввозу и вывозу, а также погрузочные операции. Во всех этих случаях предмет труда подвергается известному материальному изменению — в смысле пространственной перемены места. «Тем самым,— указывал К. Маркс,— подвергается изменению его потребительная стоимость, так как изменяется пространственное бытие этой последней. Меновая стоимость товара возрастает при этом в размере того количества труда, которое требуется для того, чтобы произвести данное изменение потребительной стоимости товара, — в размере той суммы труда, которая определяется, с одной стороны, потреблением постоянного капитала, т. е. суммой овеществленного труда, входящего в товар, а с другой стороны, живого труда,— как это имеет место в процессе увеличения стоимости всех других товаров»*.
Особенности транспорта общего пользования как сферы материального производства полностью относятся к промышленному транспорту.
Сложность развития и управления промышленным железнодорожным транспортом заключается, в том, что он раздроблен по предприятиям, которые входят в различные министерства и ведомства.
Доля затрат на промышленный транспорт в общих затратах на производство промышленной продукции колеблется в широких пределах: 10 — 60 %. В добывающей промышленности она больше, в перерабатывающей меньше. В угольной промышленности численность транспортных рабочих достигает 40 %, в лесной — до 55 %, а на металлургических заводах — 20—30 % общего числа работающих. Всего на промышленном транспорте занято свыше 10 млн. чел., в том числе на погрузочных и складских работах около 6 млн. чел., включая рабочих основного производства, частично привлекаемых к выполнению разгрузочных работ. Объем перевозок в тоннах, выполняемый промышленным железнодорожным транспортом, в 2,9 раза больше, чем железнодорожным транспортом общего пользования.
*Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 26. Ч. I. С. 423. 16