Содержание материала

Методика планирования предполагает использование таких способов и приемов расчета показателей плана предприятий и хозяйств промышленного железнодорожного транспорта, которые обеспечивают их технико-экономическую обоснованность и полную увязку роста объемов и повышения качества работы с материально- технической базой, наличием оборудования, средств механизации и подвижного состава.
На протяжении всего периода социалистического хозяйствования методы планирования совершенствовались и обогащались. К основным методам разработки оптимальных планов можно отнести: балансовый, технико-экономических вариантных расчетов, экономико-математические методы (ЭММ).
Важнейшим методом и инструментом планирования при установлении оптимальных пропорций служит балансовый метод увязки всех разделов плана, объемов работ, пропускных и перерабатывающих способностей. Сущность этого метода заключается в сопоставлении имеющихся ресурсов (средства производства, рабочей силы, материалов, топлива, электроэнергии и т. д.) с потребностью в них, что позволяет обнаружить диспропорции и узкие места, несоответствия в уровнях и темпах развития с основным производством, магистральными железными дорогами, диспропорциями внутри железнодорожного цеха, отдельного хозяйства, ППЖТ.
Применяются балансы: материальные, рабочей силы, пропускных способностей, производства продукции, ее потребления и перевозок; стоимостные (денежные). Все они связаны между собой, дополняют друг друга и составляют единую систему балансов. В сбалансированности планов — основа их прогрессивности и оптимальности. Широкое применение балансового метода позволяет приводить в соответствие между собой показатели различных разделов планов, достигать пропорциональности в развитии отдельных хозяйств, правильно устанавливать плановые задания.
Метод технико-экономических расчетов заключается главным образом в определении эффективности мероприятий, подлежащих включению в план. Он используется также для расчетов ряда качественных показателей и нормативов (масса составов, скорости, нормы простоя), по которым определяют потребность в оборудовании, парках, локомотивов и вагонов, наивыгоднейшие типы подвижного состава. На основе экономических обоснований выбираются наиболее эффективные варианты технического вооружения, расхода различных видов энергоресурсов, материалов, намечаются мероприятия по повышению производительности труда. Техникоэкономические расчеты позволяют анализировать и обеспечивать соблюдение комплексности планирования с тем, чтобы установить главное звено, определяющее все остальные элементы плана. Ведущие звенья в хозяйстве могут меняться на отдельных этапах развития промышленного транспорта. Начинать расчеты и планирование следует именно с ведущих звеньев. В настоящее время —  это расчеты увеличения пропускных и перерабатывающих способностей железнодорожных линий МПС и железнодорожных хозяйств промышленных предприятий, внедрения электровозов и тепловозов,
осуществления комплексной механизации и автоматизации перевозочных процессов.
Разновидностью метода технико-экономических расчетов, анализа и синтеза показателей является метод вариантных приближений (итераций). Он заключается в том, что вначале на основе ограниченного круга исходных данных определяется система заданий в приближенном выражении, а затем путем расчетов производятся их последовательные уточнения. Ряд плановых показателей определяют методом сравнения фактически достигнутых за прошлые периода показателей на данном предприятии, а также в передовых хозяйствах. При этом применяются методы математической статистики (экстраполяции, дисперсий, корреляционного анализа и т. д.). За последнее время получили широкое распространение методы прогнозирования, основанные на познании закономерностей развития хозяйств и их показателей, характера их взаимной связи и зависимости. Часто для этих целей используется метод экспертных оценок отдельных и групп (комиссии) специалистов, хорошо знающих динамику показателей за прошлые периоды, характер влияния отдельных факторов на возможные изменения показателей в планируемом периоде.
Важную роль в, планировании играют технико-экономические нормы. Они служат основой для научной разработки планов на всех уровнях управления. Без них невозможны технико-экономические расчеты и обоснования плановых заданий и показателей плана.
При составлении планов особое внимание уделяется глубокому анализу производственно-хозяйственной и финансовой деятельности предприятий, анализу выполнения всех разделов плана и всех его показателей. Подробный анализ за длительный прошлый период, основанный на достоверных и полных данных, сопоставимых во времени, и по размерностям, позволит выявить закономерности, связи и зависимости и избежать многих ошибок при установлении плановых показателей.
Обработка планово-экономической информации и научно обоснованное определение оптимальных вариантов плановых заданий при непрерывном росте масштабов плановой работы становятся все более затрудненными без применения экономико-математических методов и электронно-вычислительной техники. Их применение и использование не только облегчает труд работников и снижает его затраты, но также делает возможным осуществление научного планирования, позволяет в короткие сроки решать плановые многовариантные задачи, исключать ошибки в расчетах, устранять субъективный подход к решению хозяйственных задач. Поэтому дальнейшее совершенствование планирования в значительной степени будет зависеть от широкого использования экономико-математических методов и ЭВМ.

В технико-экономических расчетах широкое распространение получили методы линейного и нелинейного программирования, теории вероятностей и массового обслуживания, различные методы решения так называемой «транспортной» задачи и др.

ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ ПЛАНОВ

В соответствии с Законом СССР «О государственном предприятии (объединении)» пятилетние планы предприятия (объединения) разрабатывают и утверждают самостоятельно.
Госплан СССР разрабатывает и не позднее чем за год до начала пятилетки доводит до министерств, ведомств и Советов Министров союзных республик исходные данные для формирования пятилетнего плана: контрольные цифры, государственные заказы, стабильные экономические нормативы и лимиты.
Все эти данные доводятся до предприятий. Далее на первом этапе на местах самостоятельно разрабатывается и принимается проект плана, который широко обсуждается с привлечением всех работников, вносятся коррективы с учетом использования внутренних резервов, намечаются встречные планы ускоренного решения поставленных задач. На промышленном железнодорожном транспорте принцип демократического централизма, так же как во всех отраслях народного хозяйства, проявляется в том, что пятилетние и годовые планы разрабатываются на местах в транспортных цехах, ОТХ, ППЖТ и объединениях промышленного транспорта на основе контрольных цифр и заказов, спущенных вышестоящими организациями, а для транспортных цехов — плановыми отделами заводов. В разработке планов одновременно участвуют все звенья плановой системы, особенно в процессе увязки планов с показателями объемов работ основного производства, с планами перевозок на магистральных железных дорогах и других видах транспорта. втором этапе происходит уточнение, а также согласование составленные проектов планов на предприятиях, у заинтересованных и вышестоящих организаций. С учетом поправок, уточнений использования выявленных резервов план утверждается трудовым коллективом предприятия на месте самостоятельно. На третьем этапе утвержденный план становится законом, обязательным к исполнению. План доводится до исполнителей. Эта третья стадия планирования охватывает всю организаторскую работу, направленную на успешное выполнение планов. Одно из важнейших условий организации выполнения планов — повседневный контроль за их реализацией, организация проверок с привлечением к этому делу передовых работников предприятий. Осуществление контроля предполагает хорошую постановку статистического и бухгалтерского учета, анализ выполнения плановых показателей.
Планы промышленного железнодорожного транспорта разрабатываются во всех его хозяйственных звеньях в таком же порядке, как и планы предприятий и отраслей. На уровне министерств планы согласовываются со всеми заинтересованными ведомствами. Во всех министерствах страны имеются транспортные управления с соответствующими плановыми отделами и секторами при них.
Всесоюзное хозрасчетное объединение Главпромжелдортранс МПС организует планово-экономическую работу в объединенных хозяйствах промышленного железнодорожного транспорта, в которых также имеются плановые органы. В целом согласование планов промышленного железнодорожного транспорта по всем министерствам и ведомствам, которые имеют железные дороги, происходит в Госплане СССР, в котором имеется подотдел промышленного транспорта. Здесь определяются размеры поставок локомотивов, вагонов, механизмов, а также суммы капитальных затрат на развитие подъездных путей к крупным промышленным комплексам, электростанциям, лесозаготовкам, стройкам и т. д.
Общее руководство плановой работой на предприятиях промышленного железнодорожного транспорта и в объединенных транспортных хозяйствах осуществляют руководители предприятий и планово-производственные (или плановые) отделы. В работе по составлению плана принимают активное участие все звенья предприятия. Планово-производственный отдел определяет характер участия и взаимную связь всех подразделений аппарата управления, цехов и участков в процессе анализа и разработки перспективного и текущего планов, разрабатывает методику, формы, устанавливает сроки проведения работы по анализу и планированию, формы и сроки доведения утвержденного плана до исполнителей — цехов, участков, рабочих мест. Кроме того, отдел устанавливает формы и сроки оперативного контроля за ходом выполнения плана, совместно с бухгалтерией на основании действующих положений по учету и отчетности разрабатывает методику и формы оперативного учета результатов работы.
Такая практика организации планирования на всех уровнях позволяет максимально учитывать местные возможности, полнее использовать производственные мощности и обеспечить снижение затрат на перевозки и переработку грузов и вагонов, улучшить взаимодействие промышленного железнодорожного транспорта с магистральными железными дорогами и другими видами транспорта, с производствами, которые им обслуживаются.

Вопросы для самостоятельной работы

  1. Роль государственных заказов, контрольных цифр, экономических нормативов и лимитов в планировании производственной и социальной деятельности объединений и предприятий промышленного транспорта.
  2. Принципы и методы планирования.
  3. Содержание и порядок разработки планов экономического и социального развития промышленного транспорта.