Содержание материала

Глава 20
ФИНАНСЫ НА ПРОМЫШЛЕННОМ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ
ФУНКЦИИ ФИНАНСОВ И ЗАДАЧИ ФИНАНСОВОЙ РАБОТЫ

Финансы предприятий межотраслевого промышленного железнодорожного транспорта и объединенных транспортных хозяйств как государственных социалистических предприятий представляют собой систему денежных, отношений. Денежные средства используются для образования и экономного расходования фондов, необходимых для обслуживания планово-организованного кругооборота средств в процессе производства и осуществления контроля за хозяйственной деятельностью.
В. И. Ленин рассматривал финансы как метод, орудие, средство для повышения эффективности производства. Наличие товарно-денежных отношений в социалистическом хозяйстве обусловливает необходимость существования финансов, их использования государством для выполнения хозяйственных, организаторских, социально-культурных задач и в качестве элемента экономического механизма управления и контроля производства.
Денежные отношения, возникающие в процессе производства, осуществляются при неуклонном выполнении действующего порядка и принципов финансирования, кредитования, использования основных и оборотных фондов, при строгом соблюдении планово-финансовой и кредитно-расчетной дисциплины. Это значит, что все фонды денежных средств предприятий могут расходоваться только по целевому назначению.
Финансы промышленного железнодорожного транспорта используются в повседневной деятельности для активного воздействия на процессы производства с целью выполнения качественных и количественных показателей пятилетних и годовых планов. Денежные отношения постоянно возникают с предприятиями—поставщиками топлива, материалов, оборудования, с заводами, рудниками, шахтами, которые обслуживает промышленный транспорт, с магистральными железными дорогами по аренде вагонов, оплате маневровых средств, штрафов, санкций, между работниками внутри предприятия по заработной плате и материальному стимулированию, а также с государством как собственником всех средств транспорта. Эти отношения осуществляются через систему государственных учреждений и банков, через их отделения и филиалы на местах.

Финансы как особая форма производственных отношений отличаются от любых денежных ресурсов тем, что их нельзя ощущать, а следовательно, расходовать или накапливать, тогда как любой фонд денежных ресурсов представляет собой определенное количество общественного труда, выраженное в рублях. Фонды денежных средств можно увеличить или уменьшить, расходовать или передавать другим организациям или предприятиям.
Финансы предприятий или объединений межотраслевого промышленного железнодорожного транспорта являются частью финансов железнодорожного транспорта и, следовательно, общегосударственных финансов. Они взаимосвязаны с ними как органическая часть всей советской системы финансов и входят в состав государственного бюджета: по доходной части — отчислениями от прибылей и другими платежами, установленными правительством; по расходной части — ассигнованиями на капитальные вложения, расходы по науке, содержанию детских ясель и садов, до затратам на здравоохранение и другими расходами.                   
На основе марксистско-ленинской теории денег, денежного обращения и финансов обеспечивается широкое использование всех Функций денег и финансов для бесперебойной и высокорентабельной деятельности предприятий, подъема материального и культурного уровня работников, покрытия всех расходов собственными Доходами, получения плановых и сверхплановых накоплений, непрерывного увеличения доли отчислений от прибылей в государственный бюджет. Чистый доход промышленного железнодорожного транспорта является источником народнохозяйственных накоплений.
Основая функция финансов промышленного транспорта и его предприятий заключается в правильном определении размеров Денежных средств, в достижении полного соответствия между движением материальных и денежных ресурсов в балансе доходов и расходов.                                        
Важной функцией финансов является распределительная, заключающаяся в обеспечении экономически правильного распределения доходов предприятий, в повышении его доли в общих доходах народного хозяйства.
Функция финансов состоит также в организации финансового контроля рублем за производственно-финансовой деятельностью подразделений промышленного железнодорожного транспорта. Выполнение всех обязательств предприятия перед государственным бюджетом, соблюдение финансовой дисциплины и обеспечение Роста накоплений — важнейшая задача финансовой работы.
В осуществлении режима экономии для укрепления финансовой Дисциплины должны полностью использоваться основные принципы организации финансов. Важнейшими из них являются:
плановость в использовании всех фондов денежных средств. Увязка баланса доходов и расходов с планами производства заданиями по прибыли, а также стабильность финансовых планов;
принцип рационального сочетания оперативно-хозяйственной самостоятельности предприятий с централизованным руководством в области финансов;
платность производственных основных и оборотных средств как стимулирующий фактор выполнения и перевыполнения заданий с наименьшими производственными затратами;
образование минимальных финансовых резервов для бесперебойного обслуживания денежными ресурсами производственных процессов при отклонениях в поступлении и расходовании денежных средств по причинам, не зависящим от деятельности предприятий.
Задача финансовых органов промышленного железнодорожного транспорта заключается в обеспечении финансовыми ресурсами потребностей хозяйства и всех работ по перевозке и другой деятельности, в контроле за осуществлением годовых балансов доходов и расходов, в улучшении учета и использования основных и оборотных средств, в выявлении и мобилизации внутренних резервов повышения эффективности производства и качества работы.
Финансирование деятельности ППЖТ, ОХТ и других объединений промышленного транспорта производится за счет их собственных доходов от перевозок и от других операций и услуг по установленным тарифам. Из доходов как основного источника покрываются также затраты на капитальное строительство, внедрение новой техники, техническую реконструкцию хозяйства основных служб.
Предприятия создают финансовые ресурсы для производственного и социального развития, обеспечение роста прибыли (дохода) за счет увеличения производительности труда, снижения себестоимости, повышения качества работы, услуг, улучшения использования производственных фондов.
Плата за производственные фонды вносится, как правило, по единой для всех предприятий норме (6 % от их стоимости). Плата за трудовые ресурсы возмещает расходы государства на подготовку рабочей силы, социально-культурное и коммунально-бытовое обслуживание работников и членов их семей. Через плату за природные ресурсы (землю, воду, полезные ископаемые) изымается дифференциальная рента, возникающая из-за различий в естественной продуктивности этих ресурсов.
Предприятие в условиях полного хозрасчета и самофинансирования пользуется банковским, кредитом на производственные и социальные цели. Условия кредитования, которые должны строго соблюдаться,— это целевой характер кредита, сроки возврата, обеспеченность возврата кредита имеющимися ресурсами предприятия.
На июньском (1987 г.) Пленуме ЦК КПСС отмечалось, что финансовая система страны устарела. Она не стимулирует повышения эффективности хозяйствования, преследует зачастую сиюминутные цели. В значительной мере утратил свою роль и кредит. Поэтому необходима радикальная финансово-кредитная реформа.
Она должна быть нацелена на перевод отношения бюджета с предприятиями на нормативную основу, на перекрытие всех возможностей для получения доходов до конечной реализации товаров, на всестороннее одинаковое оздоровление народного хозяйства. Суть нового подхода к финансам состоит в том, чтобы, с одной стороны, усиливать их влияние на сбалансированность планов экономического и социального развития, мобилизацию ресурсов для осуществления крупных структурных сдвигов в экономике, а с другой —  создавать условия для расширения хозяйственной инициативы предприятий, повышения их ответственности за конечные результаты работы. Нормативы по финансированию должны быть взвешенными и учитывать, что избыток денег также вреден для экономики, как и недостаток их. Ушла в прошлое система безвозвратного финансирования. Долги (кредиты) надо своевременно оплачивать и возвращать.                                              
Особенность финансирования вытекает из специфики производственной деятельности, характера продукции промышленного транспорта, из форм и методов распределения и использования доходов. Взаимоотношения промышленного железнодорожного транспорта с государственным бюджетом осуществляются в централизованном порядке. Размер централизованных платежей предусматривается по сводному финансовому плану соответствующих министерств, их транспортных управлений.
Финансирование отдельных объединенных хозяйств транспорта осуществляется за выполненную работу по расчетным ценам и хозрасчетным измерителям в соответствии с действующими положениями о хозяйственном расчете. В плане предприятия устанавливаются доходы от реализации продукции, расходы, себестоимость продукции и прибыль. В нем имеется раздел — финансовый план в виде баланса доходов, расходов, прибыли и рентабельности. В балансе доходов и расходов транспортного предприятия отражаются все поступления платежей и сборы, а также порядок их использования.  
Практически доходы складываются из сумм, поступивших за выполненный объем перевозок грузов по соответствующим тарифным ставкам, из доходов за погруженные и выгруженные тонны грузов, определяемых по цене (тарифу) по соответствующим грузам, из доходов за переработанные тонны грузов, определяемых по цене 1 т переработанного груза, по тарифу для внутрискладских, экспедиционных и других дополнительных работ; из доходов за почасовую работу механизмов (по тарифам).
Производственные объединения и предприятия действуют и распоряжаются средствами самостоятельно в пределах прав, предоставленных Законом СССР о государственном предприятии (объединении) с учетом особенностей его применения на промышленном транспорте.

Расчеты с грузоотправителями и грузополучателями, т. е. с клиентурой, производятся по платежным документам, представляемым ППЖТ в обслуживающее его отделение Госбанка СССР. Расчеты с железной дорогой по штрафам за простой вагонов парка МПС сверх нормы производят ППЖТ, ОТХ и самостоятельные транспортные цехи предприятий промышленности.
Из поступивших доходов ППЖТ ежемесячно производит отчисления средств в установленных размерах на содержание аппарата производственного объединения и Главпромжелдортранса МПС с отнесением средств на внепроизводственные расходы.
Документами, подтверждающими выполнение работы, являются: ведомость перевозки грузов и погрузочно-разгрузочных работ; справка-наряд на складские, экспедиционные и прочие работы; другие документы, подтверждающие выполнение тех или иных операций и услуг, перечень которых определяется в договоре или соглашении.
Главпромжелдортранс МПС, территориальные объединения и предприятия ППЖТ обязаны правильно и своевременно оформлять первичной документацией производственно-хозяйственные и финансовые операции, вести оперативно-технический, статистический и бухгалтерский учет хозяйственной деятельности в соответствии с действующими положениями, инструкциями и указаниями, своевременно и глубоко анализировать баланс доходов и расходов, всю производственно-финансовую деятельность, разрабатывать организационно-технические мероприятия, направленные на дальнейшее улучшение технико-экономических показателей работы.
Баланс доходов и расходов состоит из трех разделов. В первом разделе отражены доходы и поступления, т. е. источники средств, находящихся в распоряжении предприятия в виде прибыли, амортизационных отчислений, внутренних ресурсов, экономии от снижения себестоимости и т. д. Во втором разделе показывается порядок использования средств для обеспечения плана эксплуатации, капитального ремонта, модернизации подвижного состава, прироста норматива оборотных средств, образования поощрительных фондов, а также других планируемых мероприятий, а в третьем — отражаются взаимоотношения с государственным бюджетом через Госбанк и его отделения на местах.
Составление балансов доходов и расходов сопровождается расчетами и обоснованием показателей плана, изысканием внутрихозяйственных резервов для повышения рентабельности работы. Составлению сводных финансовых планов предшествует обстоятельный и всесторонний анализ всей производственно-хозяйственной и финансовой деятельности. Балансы доходов и расходов вместе с результатами анализа и мероприятиями по устранению обнаруженных потерь, использованию резервов рассматриваются в трудовых коллективах на специальных балансовых комиссиях. Балансы утверждаются руководителями главка и объединений.

Примерный сводный баланс доходов и расходов Главного, управления промышленного железнодорожного транспорта МПС (в миллионах рублей) приведен ниже:
Источники средств

  1. Прибыль .63,8
  2. Амортизация ..32,5
  3. Выручка от реализации выбывшего               имущества .1,1
  4. Прочие доходы (включая  временно свободные средства) 9,1


Всего источников ..106,5
Направление средств

  1. Фонд развития производства, науки и техники .39,4
  2. Фонд социального развития 6,3
  3. Фонд материального поощрения .16,7
  4. Направление прибыли на капитальные вложения .4,2
  5. Плата за фонды                                                     19,8
  6. Прочие направления (возврат временно свободных средств) ..8,8

Всего потребности                                                              95,2
Свободный остаток прибыли 11,3
Расчетная прибыль 44 (63,8—19,8)
Норматив отчислений от расчетной прибыли в бюджет государства 25,7% (11,3:44).

Финансирование капитального и среднего ремонтов производится по планам эксплуатационных расходов и нормативам фондов для ремонтов. Заводской ремонт локомотивов и вагонов оплачивается по утвержденным прейскурантным ценам в соответствии с актами приемки подвижного состава из ремонта. Финансирование модернизации подвижного состава осуществляется за счет капитальных вложений и фонда амортизационных отчислений на восстановление.
Поставки подвижного состава осуществляются на основе прямых договоров между заводами и поставщиками. Оплата поставок производится по утвержденным правительством ценам в соответствии с техническими условиями, чертежами при наличии акта приемки. Днем поставки считается день составления акта приемки.
В своей финансовой деятельности все предприятия промышленного транспорта, имеющие самостоятельный баланс доходов и расходов и находящиеся на хозяйственном расчете, широко пользуются банковскими кредитами. За счет кредита, например, формируется более половины всех оборотных средств предприятий. Банковское кредитование осуществляется на основе кредитного плана который составляется на. год с разбивкой по кварталам. Банковское кредитование носит целевой характер. Кредит выделяется только на определенные расходы, предусмотренные планом. Кредиты способствуют успешному выполнению производственных планов, укреплению хозрасчета. Банк контролирует использование кредита по назначению.
Кредитование основано на принципе обязательности возврата средств в установленные банком сроки исходя из плановой оборачиваемости средств предприятий. Высвобождение средств из оборота служит источником погашения задолженности по кредитам.
Хорошо работающие предприятия поощряются учреждениями банка. Им выдаются ссуды на временные нужды на более длительные сроки, они получают ссуду на выплату заработной платы без гарантий вышестоящих организаций, при временном отсутствии средств этим предприятиям выдаются кредиты для оплаты счетов поставщиков.
Периодически осуществляются внутриведомственные и банковские проверки, ревизии правильности платежных операций, контроль за тщательностью ведения счетоводства и отчетности, сохранностью материальных ценностей. Ревизии предупреждают возможность злоупотреблений и потерь. Последующий документальный контроль предусматривает ежегодную ревизию производственно-финансовой деятельности, состояние и использование производственных основных и оборотных средств предприятия. Проверяется законность финансово-сметных операций, правильность записей в документах их оформления.