Содержание материала

Материально-техническое снабжение оказывает влияние на все стороны производственной деятельности предприятия. От него зависит своевременное выполнение планов перевозок грузов и погрузочно- разгрузочных работ, ритмичность процесса производства и улучшение технико-экономических показателей предприятия и его подразделений. Основными задачами материально-технического снабжения являются своевременное, бесперебойное и комплектное обеспечение производства необходимыми материальными ресурсами, улучшение использования материалов, ликвидация сверхнормативных запасов, организация правильного хранения материальных ценностей, систематическое снижение затрат по Материально-техническому снабжению.
В основе построения системы материально-технического снабжения заложено органическое сочетание отраслевого и территориального принципа управления. Снабжение выделено в самостоятельную сферу хозяйственной деятельности, возглавляемую Государственным комитетом Совета Министров .СССР по материально-техническому снабжению (Госснабом СССР). Свою деятельность Госснаб СССР осуществляет через центральные и территориальные органы снабжения и сбыта — главные управления материально-технического снабжения союзных республик, главнефтеснаб, главные управления по снабжению и сбыту (союзглавснабсбыты), главные управления и тресты по комплектованию оборудования строящихся и реконструируемых предприятий.
В зависимости от характера распределения и заготовки материальных ресурсов применяют два способа снабжения предприятий промышленного железнодорожного транспорта: централизованный, охватывающий основную часть ценностей и осуществляемый через главные управления министерств, и децентрализованный — через территориальные и сбытовые управления республик, местные органы снабжения и сбыта.
В объединениях и на предприятиях промышленного железнодорожного транспорта имеются отделы материально-технического снабжения, которые составляют годовые, квартальные, месячные планы снабжения, увязанные с программой перевозок и погрузочно- разгрузочных работ и другими разделами производственно-финансового плана, оформляют договоры с поставщиками, обеспечивают необходимую организацию складского хозяйства, разрабатывают экономически обоснованные нормативы материальных запасов, организуют учет и отчетность по материально-техническому снабжению предприятия. Подразделения предприятий промышленного железнодорожного транспорта имеют производственные кладовые и склады для хранения материальных ресурсов.
Количественный учет материальных ресурсов осуществляется в соответствии с единой классификацией по карточкам, книгам или перфокартам. Отпуск материалов, запасных частей, топлива в подразделениях предприятия производит по лимитным картам и разовым требованиям. В лимитной карте указывается: лимит расхода на месяц, цена, наименование материала, детали, инструмента и т.д., количество отпущенных материалов. Она составляется на каждый месяц в двух экземплярах.
План материально-технического снабжения содержит: нормы расхода материальных ресурсов на измеритель, расчет потребности в ресурсах материальных, размер и сроки поставок, нормы производственных запасов, план завоза материальных ресурсов на склады и объем транзитных поставок, размеры издержек обращения, план мобилизации внутренних ресурсов.
Для получения фондов предприятия рассчитывают потребность в материалах, запасных частях, топливе, электроэнергии и оборудовании по всем подразделениям и производственным участкам. Потребность в материалах каждого вида определяется на производственную программу и материальные запасы:

На основе рассчитанной потребности предприятие составляет заявку на необходимые виды материальных ресурсов в виде баланса, в котором указывается вся потребность предприятия в материальных ресурсах по элементам и направлениям и намечаются источники  покрытия этой потребности. Заявки вместе с проектами планов производства и капитального строительства предприятия представляют в вышестоящие организации.
Главснабы министерств и республиканского объединения РСФСР «Промжелдортранс» проверяют обоснованность потребности предприятий в материальных ресурсах, указанные в заявках, обобщают их по отрасли и в сводном виде представляют в Госплан СССР по номенклатуре народнохозяйственного плана и в Госснаб СССР по номенклатуре продукции, распределяемой им. Расчеты потребности в продукции, переданной на распределение территориальным органам снабжения, представляются в эти органы по месту нахождения предприятия. Территориальные органы снабжения обобщают потребность в продукции и представляют ее в союзглавснабсбыты.
После утверждения правительством плана снабжения министерства и ведомства распределяют выделенные им фонды между подведомственными предприятиями. Планы распределения доводятся до предприятий путем выдачи фондовых извещений. Предприятия на основе фондовых извещений вносят коррективы в проекты планов снабжения и определяют, какие материалы необходимо заказывать. Заказ на материалы и определение формы снабжения производятся на основе специфицированной заявки от потребителя поставщику.
Существуют две формы снабжения — транзитная и складская. При транзитной форме снабжения продукция от поставщика следует непосредственно потребителю, при складской — потребитель получает продукцию со складов и баз снабжения с учетом дополнительных расходов, вызываемых разгрузкой, хранением, погрузкой и другими операциями. Выбор формы снабжения базируется на расчете расходов предприятия на 1 т материалов, т.е. необходимо устанавливать, что выгоднее предприятию: уменьшить норматив оборотных средств и увеличить транспортно-заготовительные расходы или наоборот. Денежные затраты органов материально-технического снабжения на доставку, средств производства от поставщиков до предприятий- потребителей представляют собой издержки обращения. Снижение этих издержек способствует повышению эффективности работы предприятий промышленного железнодорожного транспорта. Эта задача может быть решена путем совершенствования системы материально- технического снабжения, укрепления единой общегосударственной системы снабжения, налаживания прямых длительных связей на основе долгосрочных договоров, повышения эффективности использования материальных ресурсов и т. д.

Вопросы для самостоятельной работы.

  1. Какова структура оборотных средств?
  2. Методы нормирования оборотных средств.
  3. Эффективность использования оборотных средств и показатели ее измерения.
  4.  Организация материально-технического снабжения на предприятиях промышленного железнодорожного транспорта.             
  5. Порядок разработки плана материально-технического снабжения.