Содержание материала

Приступая к изучению курса экономики промышленного железнодорожного транспорта, необходимо уяснить, что является объектом его изучения, каковы содержание курса и методология изучения отдельных проблем.
Перед экономической наукой стоит задача теоретически осмыслить и обобщить практику социалистического строительства, опыт работы отрасли в новых условиях хозяйствования, полного хозрасчета, самоокупаемости и самофинансирования. Теоретические исследования и обобщения должны иметь практический, прикладной характер. С учетом их результатов органы управления и руководители предприятий строят свою повседневную работу по повышению качества работы предприятий промышленного транспорта.
Теоретической основой экономической подготовки инженеров является марксистско-ленинская политическая экономия. Она является методологической базой всей системы экономических наук. Политэкономия изучает объективные экономические законы возникновения и развития социалистических производственных отношений во взаимодействии с производительными силами при ведущей роли последних. Законы, исследуемые политической экономией, действуют как в социалистической экономике в целом, так и в ее отраслях.

Отраслевые экономические науки изучаются в вузах в трех курсах: в курсе экономики производства по отраслям промышленности, строительства, сельского хозяйства, транспорта, в том числе промышленного, в курсе «Организация и планирование» (экономика предприятия) и в курсе «Основы научного управления предприятием».
«Организация и планирование», «Основы научного управления предприятием»— это организационно-экономические дисциплины, изучающие разностороннюю деятельность отдельного предприятия в целях разработки путей и способов планомерного и экономичного выполнения государственных заказов и договорных обязательств. В них рассматривается организация производственного процесса, нормирование труда, научное нормирование и планирование потребности в оборудовании, материалах, трудовых затратах и т. д., изучаются вопросы производительности труда, трудоемкости, стоимости единицы продукции, сопоставления различных вариантов производственного процесса с целью выявления наивыгоднейшего.
Предметом изучения настоящего экономического курса является промышленный железнодорожный транспорт независимо от его ведомственной принадлежности. Экономика промышленного железнодорожного транспорта изучает характер и действия объективных экономических законов социализма и формы их проявления в специфических условиях промышленного транспорта, а также пути использования их в планировании и хозяйственной деятельности. Изучается роль промышленного транспорта в сфере материального производства, его участие в создании совокупного общественного продукта и национального дохода, а также его взаимодействие с другими видами транспорта, с предприятиями, которые он обслуживает.
Изучение экономики отрасли позволит:
выявить отжившие формы и методы хозяйствования;
управлять интересами и через интересы трудящихся как хозяев на предприятии;
повысить активность и заинтересованность работников, развивать их экономическое мышление;
грамотно решать экономические проблемы производства;
делать выводы о назревших практических задачах.
Как известно, материальное производство изучается как техническими, так и экономическими науками. Технические науки изучают производство как процесс, который совершается между человеком и природой, т. е. со стороны производительных сил. Объектом изучения этих наук являются преимущественно свойства предметов труда, физические и химические изменения, которые предметы труда претерпевают в процессе производства, потребительные свойства готовой продукции, закономерности создания и эксплуатации орудий труда, используемых в производственном процессе. Экономические науки изучают производство со стороны производственных отношений, т. е. отношения людей друг к другу, складывающиеся в процессе производства, в тесной связи с производительными силами. Они рассматривают развитие общественного производства, формы распределения продуктов, взаимоотношения различных социальных групп в производстве, общественную организацию труда.

Промышленный железнодорожный транспорт как часть материального производства также изучается с двух сторон. Технические транспортные науки изучают сооружения, подвижной состав, путь, механизмы для погрузочно-разгрузочных работ, устройства СЦБ и связи, различного рода оборудование, конструкции, технологию перевозочного процесса и ремонта технических средств, методы их использования. Экономические науки изучают промышленный железнодорожный транспорт со стороны общественных производственных отношений, рассматривают проявление на транспорте экономических законов, их использование, роль транспорта в расширенном социалистическом воспроизводстве, связь и взаимодействие промышленного транспорта с магистральными железными дорогами и другими видами транспорта, с различными предприятиями, методы планирования, финансирование, организацию хозяйственного расчета и материального стимулирования, тарифную политику и ценообразование, методы анализа производственно-хозяйственной и финансовой деятельности и т. д.
Экономика промышленного транспорта как наука связана с техническими науками и должна учитывать все их достижения. Экономика определяет направление научно-технического прогресса, сферы наиболее эффективного применения новой техники, обосновывает ее параметры, оценивает новейшую технику, ее эффективность. Новая техника может быть внедрена лишь при обосновании ее экономической эффективности. Поэтому экономическая оценка направлений и тенденций научно-технического прогресса на промышленном железнодорожном транспорте, методы определения экономической эффективности новой техники, технологии и передовых методов труда являются ее важнейшими положениями.
Промышленный железнодорожный транспорт имеет много общего с магистральным железнодорожным транспортом. Это отражается и в курсе экономики промышленного транспорта — в методах планирования перевозок и работы подвижного состава, в расчетах себестоимости, производительности труда, организации хозяйственного расчета.
Методика изучения курса экономики промышленности железнодорожного транспорта базируется на принципах диалектического материализма.