Содержание материала

Глава 7
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ КАПИТАЛЬНЫХ ВЛОЖЕНИЙ И НОВОЙ ТЕХНИКИ
ЗНАЧЕНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ РАСЧЕТОВ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ НОВОЙ ТЕХНИКИ И ПЛАНОВЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

Коммунистическая партия и Советское правительство придают первостепенное значение ускорению научно-технического прогресса (НТП), повышению эффективности внедрения новой техники, обеспечению наибольшего прироста продукции на каждый рубль затраченных капитальных вложений. Капитальные вложения, т. е. единовременные затраты на создание новых основных фондов, . расширение и реконструкцию действующих, представляют собой важнейшую форму расширенного воспроизводства. Они увеличивают производственный потенциал предприятий и отраслей народного хозяйства.
Стратегия управления ускорением научно-технического прогресса требует совершенно определенных измерений его. Любая наука начинается с измерений, этим характеризуется ее зрелость. Измерение мероприятий НТП — это ключ к его эффективности и управлению, ибо нельзя управлять тем, что нельзя измерить, нельзя количественно и качественно определить эффект, соизмерить его с затратами.
На XXVII съезде КПСС отмечалась необходимость дать простор массовому использованию надежных, проверенных практикой технических новшеств с тем, чтобы получить максимальную отдачу, пока они морально не устарели, быстро и целенаправленно вести научные и конструктивные разработки, которые обеспечат создание и освоение принципиально новой техники и технологии, многократно повышающих производительность труда.
Однако принципиально новая техника и технология на первых порах могут иногда оказаться малорентабельными (период экспериментирования, опытной проверки и освоения). Это должно быть учтено и отражено при разработке методики народнохозяйственной эффективности мероприятий данного типа. Особенности методики для оценки эффективности техники и технологии новых перспективных поколений заключаются в том, что надо учитывать в значительной степени неопределенность, трудность в подборе и обосновании исходных данных, нормативов цен, сравниваемых параметров, в прогнозировании объемов и качества перевозочного процесса, а также сбалансированность всех элементов технического оснащения.

Рост объема производства и соответственно перевозок на промышленном транспорте требует ускорения научно-технического прогресса, увеличения мощности всех технических средств, обновления основных фондов, улучшения их использования. Для этого необходимо произвести реконструкцию и модернизацию погрузочно-разгрузочных механизмов складского хозяйства, подвижного состава, усиление путевого хозяйства, добиться сбалансированности с техническим оснащением магистральных железных дорог. В то же время в условиях ограниченных материальных и денежных ресурсов требуются тщательное технико-экономическое обоснование, обстоятельные расчеты очередности и комплексности планомерного проведения коренной реконструкции технических средств в соответствии с ростом производства, обслуживаемого транспортными цехами. Необходим выбор таких вариантов мероприятий, которые в сочетании с использованием внутренних резервов давали бы резкое повышение производительности труда, снижение себестоимости перевозок (продукции), улучшение качественных показателей работы, сокращение простоя вагонов под грузовыми операциями, сохранность и ускорение доставки грузов.
Повышение экономической эффективности производства и капитальных вложений происходит в прямом соответствии с экономическим законом неуклонного роста производительности труда. В условиях социализма закон повышающейся эффективности производства взаимосвязан с другими объективными законами, которые предопределяют заинтересованность общества в минимизации затрат совокупного (живого и овеществленного) труда на единицу продукции при условии ее высокого качества.
Без расчетов экономической эффективности немыслимо планирование капитальных вложений, внедрение новой техники, передовой технологий и организационно-технических мероприятий. Расчеты экономической эффективности составляют органическую часть научного обоснования плановых показателей и пропорций в развитии всех звеньев железнодорожного хозяйства предприятий и соответствие их плану создания материально-технической базы основного производства.
Мероприятия, разрабатываемые на промышленном железнодорожном транспорте, различаются сроками и этапностью их внедрения, объемом капитальных затрат, способом финансирования. Все они могут быть условно подразделены на две крупные группы, расчеты эффективности по которым имеют свои особенности, ведутся на разных уровнях с привлечением различных показателей эффективности.
Первая группа — наиболее капиталоемкие мероприятия по комплексному развитию и реконструкции железнодорожного транспорта предприятий, в основном направленные на решение задачи полного освоения растущих перевозок на базе внедрения достижений науки и техники. К второй группе плановых мероприятий относится
главным образом внедрение передового опыта, передовой технологии переработки вагонов и грузов, научной организации труда, совершенствование качества работы, выявление и использование имеющихся резервов. Мероприятия этой группы требуют меньших затрат. Они осуществляются в основном за счет фондов развития производства, науки и техники, соответствующих кредитов Госбанка, выделяемых для такого рода мероприятий.
Многие организационно-технические мероприятия, особенно по внедрению передовых методов труда и рационализаторских предложений, часто не требуют капитальных вложений, но дают большую экономию текущих эксплуатационных расходов и способствуют повышению качества работы.
Определение экономической эффективности мероприятий второй группы можно производить по меньшему кругу показателей, а иногда ограничиться расчетами влияния каждого из мероприятий на улучшение эксплуатационно-технических показателей и снижение эксплуатационных расходов, на рост производительности труда.
Анализ эффективности мероприятий первой группы производится по большому кругу показателей: стоимостных, натуральных, эксплуатационных, технических; учитываются государственные, оборонные, народнохозяйственные и социально-политические соображения, улучшение жилищно-бытовых и культурных нужд трудового коллектива. При анализе экономической эффективности капитальных вложений по мероприятиям первой группы следует учитывать, что они часто дают эффект не сразу, а спустя определенное время, включающее срок осуществления мероприятия (объекта), время освоения его проектной мощности и достижения расчетных показателей себестоимости, производительности труда и др. Все это время в сумме называется временным лагом. Чем меньше лаг по времени между капитальными вложениями и их полной отдачей, тем выше их эффективность. Эффект от сокращения сроков строительства и освоения (лага) можно определить по дополнительному объему чистого дохода, который будет получен в результате этого сокращения. В среднем временной лаг (от внесения затрат до получения эффекта) обычно не превышает 2—3 года, а на промышленном железнодорожном транспорте — примерно 2 года. В общем виде расчетная формула лага строительства и освоения имеет вил
Для всех групп плановых мероприятий должны быть общие методологические принципы и прежде всего — комплексный народнохозяйственный подход, т. е. учет эффекта от конечных результатов на предприятии и в народном хозяйстве. Расчеты экономической эффективности базируются на использовании марксистско-ленинского диалектического метода и системы объективных экономических законов социализма.
При расчетах экономической эффективности всех групп плановых мероприятий должна быть определена база сравнения, т. ё. выбран исходный, базовый вариант техники, технологии и организации производства.
За базовые исходные варианты принимаются:
на этапе формирования планов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, т. е. в процессе выбора новой техники, а также при принятии решения о постановке на производство показатели лучшей техники, спроектированной в СССР (или зарубежной техники, которая может быть закуплена в необходимом количестве или разработана в СССР на основе приобретения лицензий);
на этапе формирования планов по освоению первых серий, внедрения прогрессивной технологии, новых способов организации производства и труда, а также на этапе внедрения и эксплуатации новой техники показатели заменяемой техники.
Важным требованием к расчетам экономической эффективности принимаемых решений является сопоставимость сравниваемых вариантов:
принятие одинакового расчетного срока и одинаковой точности расчетов;
проведение расчетов либо на равный объем работ в год, либо на единицу продукции;
по качественным параметрам техники;
по фактору времени;
по социальным факторам производства, включая влияние на окружающую среду.
Определение и расчеты эффективности основаны на соизмерении затрат с результатами, с эффектом от реализации продукции. Следует различать понятие эффекта и эффективности. Эффектом называется непосредственный производственный полезный конечный результат, полученный от внедрения того или иного мероприятия (увеличение массы поезда, сокращение оборота вагона, рост производительности труда или производительности подвижного состава, снижение себестоимости перевозок, увеличение объема грузовой работы).  Эффект может быть измерен технико-экономическими показателями, повышением техники безопасности труда и т. д. Достижение эффекта требует определенных затрат труда и средств на усиление мощности, на прирост производственных основных и оборотных средств. Затратами могут быть годовые эксплуатационные расходы, капитальные единовременные вложения на создание или увеличение основных фондов и первоначальных оборотных средств. Затратами могут быть материалы, топливо, мощности и т. д.
Эффективностью называется отношение эффекта технического, эксплуатационного или экономического к затратам, обусловливающим получение этого эффекта. Могут быть два вида эффективности: технико-эксплуатационная и обобщающая экономическая (абсолютная или относительная, сравнительная).
Технико-эксплуатационная эффективность характеризуется отношением технического или эксплуатационного эффекта в виде улучшения технического параметра или качественного показателя к трудовым или стоимостным затратам, например, отношение повышения мощности локомотива к затратам на это повышение (в киловаттах, на рубль затрат); увеличение объема перевозок на рубль затрат, обеспечивших это увеличение, количество отправленных и доставленных тонн грузов на единицу затрат рабочего времени в человеко-часах.
Технико-эксплуатационная эффективность может также характеризоваться отношением эффекта (улучшения одного технического или эксплуатационного параметра — показателя) к увеличению дополнительных затрат другого технического параметра (показателя), вызвавшего дополнительный полезный технический эффект. Например, эффект в виде роста производительности локомотива, отнесенной к дополнительной затрате мощности; эффект в виде увеличения производительности вагона, отнесенной к дополнительному увеличению грузоподъемности и т. д.
Экономическая эффективность выражается уровнем рентабельности, коэффициентом народнохозяйственной эффективности, величиной фондоотдачи и другими показателями. Она определяется в общем виде отношением эффекта в рублях (прибыль, экономия) к затратам, благодаря которым стала возможна эта экономия (прибыль).
Технико-эксплуатационная эффективность может выражаться как в натуральном, так и в денежном исчислении, т. е. приводиться к величине экономической эффективности. Любой технический или эксплуатационный полезный эффект (результат) оказывает прямое влияние на экономическую эффективность через прибыль, экономию в издержках или трудовых затратах, например, повышение производительности локомотива, вагона, производительности общественного труда, экономия топлива или электроэнергии, уменьшение тары вагона, массы локомотива на единицу мощности, повышение массы и скорости движения поездов имеют прямое влияние на экономию эксплуатационных расходов, увеличивают прибыли предприятий. Прибыль, отнесенная к стоимости производственных фондов, выражает рентабельность, которая в пределах предприятия является одним из важных показателей, характеризующих экономическую эффективность производства.

Решение о выборе вариантов принимается по совокупности результатов экономического расчета, характеризующих социально- политические и санитарно-гигиенические условия, технику безопасности, облегчение труда (борьба с шумом, загрязнением воздушного бассейна) и другие технические и натуральные показатели.
Во всех случаях требуется народнохозяйственный подход, определение суммарного народнохозяйственного эффекта. Народнохозяйственная эффективность может выражаться в улучшении обслуживания основного производства предприятия, отраслей народного хозяйства, в повышении уровня удовлетворения потребности в качестве и своевременности перевозок, в экономии текущих затрат, в сбережении дефицитных материалов, цветных металлов, энергоресурсов страны, в улучшении использования вагонов МПС, в повышении сохранности грузов и безопасности движения поездов.
В методику расчетов определения экономической эффективности плановых мероприятий входят:
научное обоснование критериев эффективности, их ранжирование, выбор основного критерия эффективности для данного расчета, а также выбор принципов оценки мероприятий;
разработка системы натуральных, эксплуатационных и стоимостных показателей эффективности и методов их расчета для различных задач;
принятие единых методов сопоставления натуральных, эксплуатационных и стоимостных показателей между собой и совокупного их комплексного анализа, выявление влияния всей системы показателей и каждого в отдельности на главный критерий эффективности и на выбор оптимального решения;
разработка алгоритмов, программ и при решении задач на ЭВМ.
В конечном итоге преимущества вариантов технических решений определяются экономией затрат общественного труда в народном хозяйстве, что отражается в принимаемых критериях эффективности.