Для оптимального сочетания перспективного и текущего планирования, его непрерывности и преемственности создана система планов. В целях воплощения в планах экономической стратегии партии, определения принципиальных путей и средств ее осуществления разрабатывается концепция экономического и социального развития СССР на 15-летний период. Концепция служит научно обоснованной программой для подготовки проекта Основных направлений экономического и социального развития СССР. Разрабатываются Основные направления с распределением по пятилетиям. С учетом задач, предусмотренных в Основных направлениях, составляется государственный пятилетний план экономического и социального развития с разбивкой заданий по годам. При долгосрочном перспективном планировании широко используются результаты научного прогнозирования.
Текущее планирование охватывает разработку годовых планов народного хозяйства, в том числе и по промышленному транспорту. Годовые планы представляют собой конкретизацию показателей перспективных планов. Они составляются по более широкому кругу показателей, в них дается разбивка заданий по более коротким периодам — кварталам.
К оперативным планам относятся квартальные с распределением по месяцам. На их основе на предприятиях в цехах промышленного железнодорожного транспорта составляются декадные, суточные и сменные задания (планы). Оперативные планы содержат все показатели, необходимые для руководства и оценки перевозочных и погрузочно-выгрузочных операций.
Для обеспечения непрерывности в планировании и преемственности плановых заданий при разработке годовых планов одновременно намечаются важнейшие показатели работы и развития отраслей народного хозяйства и предприятий на год, следующий за текущей пятилеткой, с тем, чтобы всегда имелась перспектива в развитии отрасли, предприятия. С целью лучшей увязки часто разрабатываются планы одновременно на два смежных года.
Годовые народнохозяйственные планы всех отраслей рассматриваются и утверждаются одновременно с государственным бюджетом на сессиях Верховного Совета СССР или союзных республик.
Между перспективными и годовыми планами существует тесная связь, так как каждый годовой план есть часть перспективного. Единство перспективных и текущих планов — один из важных принципов социалистического планирования.
В пятилетних планах устанавливаются основные направления развития промышленного железнодорожного транспорта и важнейшие показатели его работы. Разработка долгосрочных планов и научное прогнозирование имеют важное значение для более глубокого обоснования пятилетних планов. Перспективные планы определяют генеральную линию хозяйственного развития в социальной, экономической и научно-технической сферах деятельности. Они ставят крупные задачи, рассчитанные на длительный срок, намечают техническое перевооружение предприятий на базе высшей техники.
На предприятиях промышленного железнодорожного транспорта основной формой текущего планирования, как и всюду, является план экономического и социального развития. Он разрабатывается в соответствии с Законом СССР о государственном предприятии (объединении). Он выполняет две важные функции: с одной стороны, определяет взаимоотношения предприятия (ППЖТ, ОТХ, ПТУ) с государством, его обязательства перед социалистическим обществом; с другой — регламентирует многие процессы рациональной организации перевозочного процесса и труда работников внутри предприятия во взаимоотношении с основным производством и магистральными железными дорогами. Соотношение этих двух функций плана обусловливает и систему показателей, которая так же, как и вся система планирования, непрерывно совершенствуется. Установлено, что, начинай с 1987 года, в пятилетних планах экономического и социального развития Главного управления промышленного железнодорожного транспорта МПС в целом, в производственных объединениях и предприятиях межотраслевого промышленного транспорта МПС, переведенных на полный хозрасчет и самоокупаемость, утверждаются следующие показатели и лимиты: объем перевозок грузов в тоннах (по согласованию с Госпланом СССР) и объем погрузочно-разгрузочных работ для обеспечения государственных заказов и потребностей грузоотправителей на местах;
задания по научно-техническому прогрессу;
нормы подвижного состава;
рост производительности труда, исчисленный по доходам;
показатели развития социальной сферы;
прибыль (доход);
фонд заработной платы работников, не занятых в основной деятельности, и несписочного состава (в годовом плане);
лимиты материально-технических ресурсов — в пятилетием плане, фонды на основные виды материально-технических ресурсов — в годовых планах.
Лимиты государственных централизованных капитальных вложений и строительно-монтажных работ, а также ввод в действие основных фондов по межотраслевому промышленному железнодорожному транспорту утверждаются в составе плана капитальных вложений по МПС в целом.
Кроме того, Главное управление промышленного транспорта МПС согласовывает для производственных объединений в годовых планах:
объем перевозок грузов в тоннах по заключенным договорам; себестоимость перевозок и себестоимость погрузочно-разгрузочных работ.
В пятилетних планах Главному управлению в целом, производственным объединениям и предприятиям утверждаются, кроме того, следующие экономические нормативы:
норматив отчислений от расчетной прибыли в государственный бюджет;
норматив отчислений от расчетной прибыли в резервный фонд;
. норматив прироста фонда заработной платы за каждый процент прироста доходов;
норматив прироста фонда материального поощрения;
норматив прироста фонда социально-культурных мероприятий и жилищного строительства;
норматив образования фонда развития производства, науки и техники.
Экономические нормативы разрабатываются в составе контрольных цифр и доводятся до Производственных объединений и предприятий заблаговременно до начала разработки пятилетнего плана. Установленные в пятилетием плане нормативы изменению не подлежат.
Главному управлению разрешено дифференцировать экономические нормативы по производственным объединениям, а объединениям — по предприятиям. При разработке экономических нормативов обеспечивается соответствие между размерами отчислений от расчетной прибыли, фонда заработной платы, фондов экономического стимулирования по территориальным объединениям и по Главному управлению в целом, а также намечаются мероприятия по опережающему (по сравнению с ростом средней заработной платы) приросту производительности труда.
Производственное хозрасчетное объединение промышленного железнодорожного транспорта осуществляет планирование и руководство деятельностью входящих в его состав предприятий (ППЖТ). Работа производственного объединения и его предприятий осуществляется на основе перспективных и годовых производственных и финансовых планов. Объединению и предприятиям межотраслевого промышленного транспорта планируются общий объем перевозки грузов в тоннах, общий объем переработки грузов в тоннах, производительность труда (доходы в рублях на одного работника), общий фонд заработной платы, общая сумма прибыли, платежи в бюджет и ассигнования из бюджета, общая и расчетная рентабельность, общий норматив собственных оборотных средств, план капитального ремонта основных средств, плановые фонды экономического стимулирования. По капитальному строительству — общий объем государственных капитальных вложений, план внедрения новой техники.
Составляя перспективные (пятилетние) и текущие планы, предприятия исходят из госзаказов, контрольных цифр, нормативов, разрабатывают и утверждают ряд своих расчетных показателей, а также показателей для учета и оценки работы предприятия и его отдельных звеньев.
В оперативных планах промышленного железнодорожного транспорта учитываются потребности в перевозках исходя из планов производства и учета использования выявленных в ходе выполнения резервов, достижений в социалистическом соревновании коллективов и передовых работников.
В планах предусматривается взаимодействие технологическое, организационное и экономическое. При нарушениях технологического взаимодействия и планов применяются экономические санкции и штрафы, а при грубых нарушениях — организационные и административные меры (особенно за перепростои вагонов, отказы от погрузки, неподачу вагонов, а также за порчу их). Взаимоувязанное планирование работы ППЖТ с основным производством должно обеспечивать успешное выполнение заданий, повышение производительности труда, эффективности и качества производственных процессов.
Текущий план — это сводный развернутый комплексный план экономического и социального развития и работы. Он представляет собой уточненный план соответствующего года перспективного плана предприятия.
В основе всех видов и разделов планов лежат научно обоснованные нормативы затрат труда, материальных ресурсов и денежных средств.
По содержанию и структуре развернутые планы промышленного железнодорожного транспорта разрабатывают в основном по тем же разделам, как и планы магистральных железных дорог и предприятий промышленности, и, в какой-то степени, как планы объединенных транспортных хозяйств других министерств и ведомств. Они имеют следующие основные разделы:
производственная программа (объемные количественные и качественные показатели);
комплексный план технического развития, включающий в себя план внедрения новой техники, комплексной механизации и автоматизации производственных процессов, научно-исследовательских и опытных работ;
план по труду, заработной плате и материальному стимулированию, а также по подготовке и повышению квалификации кадров;
план материально-технического снабжения, включая план сбора
и. использования металлолома и отходов производства;
план годовых эксплуатационных расходов и калькуляция себестоимости продукции (перевозок) по отдельным ее видам;
план капитального строительства, капитальных вложений; план капитального ремонта основных производственных фондов;
план организационно-технических мероприятий, внедрения рационализаторских, изобретательских предложений и усовершенствований. В нем дается также технико-экономическое обоснование норм, принятых в основу расчетов показателей планов;
план социального развития коллективов и охраны окружающей среды;
финансовый план объединений и предприятий, содержащий показатели доходов и расходов, финансирования и кредитования, расчеты нормативов оборотных средств, прибылей, рентабельности, а также образование фондов экономического стимулирования и их использование.
Подробнее эти разделы планов рассматриваются далее в соответствующих главах настоящего учебника.
Показатели планов и методы их определения должны отражать народнохозяйственную эффективность труда коллективов предприятий и отраслей различных министерств и ведомств. Планы работы предприятий промышленного железнодорожного транспорта составляются по службам, хозяйствам и в территориальном разрезе. Единство и сочетание территориально-производственного планирования, позволяют избежать возможные диспропорции в развитии отрасли и между элементами технического вооружения, обеспечить лучшую стыковку и взаимодействие магистральных и промышленных железнодорожных линий, объединенных хозяйств и предприятий транспорта министерств и ведомств СССР.