Содержание материала

В. И. БЕЗЦЕННЫЙ, В. А. ПЕТРОВ, М. Б. САХАРОВ, В. И. ТУРОВЦЕВ
Ремонт вагонов на заводах

Ремонт вагонов

Утверждено
Главным управлением учебными заведениями МПС в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений железнодорожного транспорта, обучающихся по специальности «Вагоностроение и вагонное хозяйство»

В книге описана технология заводского ремонта вагонов, их частей и деталей; приведены основные сведения по организации, а также экономике производства вагоноремонтного завода и его цехов.
Книга утверждена Главным управлением учебными заведениями Министерства путей сообщения в качестве учебного пособия для институтов инженеров железнодорожного транспорта и может быть использована инженерно-техническими работниками вагонного хозяйства, связанными с ремонтом вагонов.

ОТ АВТОРОВ

Внедрение на железнодорожном транспорте электрической и тепловозной тяги, обеспечивающей значительное увеличение скоростей движения и веса поездов, а также удлинение безостановочных пробегов вызывают более интенсивную эксплуатацию вагонов и требуют в связи с этим дальнейшего улучшения ремонта и содержания вагонного парка.
Для поддержания вагонного парка в исправном состоянии на железных дорогах установлена определенная система ремонта вагонов. Первостепенное значение в этом принадлежит заводам, на которых производится наиболее сложный ремонт вагонов.
Вагоноремонтные заводы, организованные на базе бывших главных мастерских железных дорог, за годы Советской власти выросли в мощные промышленные предприятия транспорта, оснащенные необходимыми техническими средствами для высококачественного ремонта вагонов, формирования и ремонта колесных пар и изготовления запасных частей для эксплуатационных нужд железных дорог.
Заводской ремонт вагонов представляет собой сравнительно сложную технологию, отличающуюся большим разнообразием технологических операций. Осуществление такого ремонта связано с временным отвлечением относительно большого количества вагонов из эксплуатационного парка с затратой значительных средств. Поэтому наряду с укреплением и развитием ремонтной базы необходимо систематически совершенствовать технологию ремонта вагонов, которая должна обеспечивать неуклонное снижение стоимости ремонта и сокращение времени простоя вагонов в ремонте.
На вагоноремонтных предприятиях все шире внедряется поточная система ремонта вагонов, отдельных узлов и деталей на конвейерных линиях с применением комплексной механизации и автоматизации, что значительно повышает производительность труда и качество ремонта, а также облегчает условия работы. Такая технология ремонта является одним из условий, обеспечивающих содержание вагонного парка в исправном состоянии.
В настоящей книге описана технология заводского ремонта вагонов, их частей и детален, приведены основные сведения по организации, а также экономике производства вагоноремонтного завода и его цехов.
Книга состоит из трех разделов.
Первый раздел посвящен изложению неисправностей вагонов и их частей, причин, их вызывающих, и способов ремонта. Технология ремонта отдельных деталей и узлов, допуски и методы контроля и проверок изложены в соответствии с требованиями действующих правил и технических условий, утвержденных МПС, а также с учетом опыта передовых вагоноремонтных заводов.
Во втором разделе дается описание основных принципов организации вагоноремонтных заводов, состав и назначение производственных цехов завода, метод расчета мощности цехов, потребного оборудования и количества рабочих в зависимости от установленного плана.
В третьем разделе излагаются вопросы организации производства, технического нормирования работ, составления техпромфинплана, а также вопросы оперативного планирования и организации снабжения на заводе.

В книге приводится ряд цифровых данных о производительности оборудования, трудоемкости ремонта и т. п., которые, хотя и взяты из официальных данных, не должны рассматриваться как нормативные; они приведены главным образом как примерные величины для того, чтобы дать объемное представление по излагаемому материалу.
При подготовке рукописи авторы учли замечания и пожелания кафедры «Вагоны и вагонное хозяйство» Ленинградского института инженеров железнодорожного транспорта (ЛИИЖТ), а также инженерно-технических работников Нижнеднепровского и Октябрьского вагоноремонтных заводов, которым авторы выражают свою благодарность. ·
Авторы также выражают благодарность работникам проектно-конструкторского бюро Главного управления по ремонту подвижного состава и производству запасных частей и работникам вагоноремонтных заводов, которые оказали значительную помощь в подборе материала по передовому опыту.