Содержание материала

Колесные пары вагонов периодически освидетельствуются для установления пригодности их к дальнейшей работе.
При освидетельствовании проверяется соответствие колесных пар и их элементов требованиям Правил технической эксплуатации железных дорог СССР (ПТЭ) и Инструкции ЦВ МПС по освидетельствованию и формированию колесных пар, выявляются дефекты в осях, колесах, центрах и бандажах, устанавливаются размеры элементов колесных пар и степень их износа.
Различается обыкновенное и полное освидетельствование колесных пар. Обыкновенное освидетельствование производится при каждой подкатке колесной пары под вагон. При этом клейма на оси не ставятся.
Основные операции обыкновенного освидетельствования сводятся к следующему:

  1. тщательный осмотр колесной пары (до ее очистки) для выявления сдвига ступицы на оси, трещин в средней части оси и на отдельных частях колесного центра, бандажа или колеса. Эти неисправности легче обнаружить у не очищенной от грязи колесной пары;
  2. очистка колесной пары от масла и грязи;
  3. дефектоскопия шеек и предподступичных частей оси, позволяющая обнаружить невидимые поперечные трещины в них;
  4. проверка размеров всех элементов колесной пары и соответствия их установленным допускам;
  5. проверка дефектоскопом средней части оси (при ремонте колесной пары). Диаметры шеек и подступичных частей оси для тех типов вагонов, которые не предусмотрены таблицами Инструкции ЦВ МПС, определяются по формулам:


а) для вагонов, обращающихся только в грузовых поездах,

  1. для вагонов, обращающихся в грузовых и пассажирских поездах (например вагоны-ледники),

где d — диаметр шейки в см;
D—диаметр подступичной части оси в см;
Q — давление на обе шейки оси в кг;
I—длина шейки оси в см;
L — расстояние между серединой шейки оси и кругом катания колеса в см.
При обыкновенном освидетельствовании колесных пар с роликовыми подшипниками дополнительно проверяется:

  1. наличие маркировки на крышках букс и на бирках, установленных на болтах крепительных крышек;
  2. состояние крепления крепительной и смотровой крышек;
  3. состояние уплотнения крышек и лабиринтной части буксы (на отсутствие выбрасывания смазки).

Полное освидетельствование колесных пар производится:

  1. при подкатке под вагоны новой постройки;
  2. при подкатке колесных пар с подшипниками скольжения под вагоны, выходящие из периодического ремонта;
  3. при периодическом ремонте вагонов на роликовых подшипниках;
  4. при каждой обточке бандажей и ободов цельнокатаных колес у колесных пар с подшипниками скольжения;
  5. через одну обточку по предельному прокату и другим неисправностям ободов колес у колесных пар с роликовыми подшипниками;
  6. при формировании колесной пары, а также при ремонте со сменой хотя бы одного элемента;
  7. при неясности клейм и знаков после последнего полного освидетельствования;
  8. после производства допускаемых вырубок волосовин, плен, неметаллических включений и других пороков на оси;
  9. после крушений и аварий у поврежденных вагонов;
  10. при каждой подкатке под вагон колесной пары западноевропейского типа;
  11. при полной ревизии и демонтаже роликовых букс;
  12. при наличии ползуна более 3 мм у колесных лар с роликовыми подшипниками.

При полном освидетельствовании производятся все операции, предусмотренные для обыкновенного освидетельствования, и дополнительно производится:
а)   очистка колесной пары от краски;
б)   проверка дефектоскопом средней части оси (независимо от того, ремонтируется колесная пара или нет);
в)   проверка подступичных частей оси дефектоскопом перед запрессовкой или ультразвуковым дефектоскопом, если колесная пара не подвергалась прессовым работам;
г)    демонтаж роликовых подшипников;
д)   постановка клейм и знаков полного освидетельствования.