РАЗДЕЛ II
ВАГОНОРЕМОНТНЫЕ ЗАВОДЫ
ГЛАВА I
НАЗНАЧЕНИЕ ВАГОНОРЕМОНТНЫХ ЗАВОДОВ И ОРГАНИЗАЦИЯ РЕМОНТА ВАГОНОВ
Назначение вагоноремонтных заводов
Вагоноремонтные заводы являются неотъемлемой частью хозяйства железнодорожного транспорта, призванной обслуживать потребности железных дорог в ремонте вагонного парка.
Вагоноремонтные заводы предназначены для выполнения наиболее трудоемких ремонтных работ — заводского ремонта грузовых и пассажирских вагонов. Кроме того, заводы ремонтируют и формируют колесные пары для железных дорог, ремонтируют оборудование вагонных депо и вагонных колесных мастерских, изготовляют запасные части для подвижного состава.
На заводах выполняются также работы по модернизации вагонов в соответствии с ежегодно устанавливаемыми планами.
В соответствии с этим назначением вагоноремонтные заводы должны удовлетворять следующим основным требованиям:
а) мощность заводов должна соответствовать потребностям железных дорог в заводском ремонте всех типов эксплуатируемых вагонов. С ростом вагонного парка и увеличением потребности в ремонте должны развиваться и вагоноремонтные заводы. При этом развитие производственных мощностей заводов должно учитывать перспективы качественного изменения вагонного парка, т. е. изменение конструкций, оборудования и грузоподъемности вагонов;
б) организация работы на заводах должна обеспечивать возможность сравнительно быстрой перестройки производства применительно к изменяющимся потребностям железных дорог в ремонте вагонов как по их количеству, так и по типам;
в) обеспечивать высокое качество ремонта вагонов при минимальных материальных и трудовых затратах.
Вагоноремонтные заводы являются промышленными хозрасчетными предприятиями, состоящими из ремонтных, заготовительных, обрабатывающих и вспомогательных цехов.
В этих цехах одновременно осуществляются различные по характеру и объему, но в то же время взаимосвязанные производственные процессы.
Основными цехами завода являются вагоноремонтные цехи — разборочный, подготовки (правки) вагонов, вагоносборочный, тележечный, малярный, колесный и ремонтно-комплектовочный.
В состав заготовительных и обрабатывающих цехов входят кузнечный, рессорно-пружинный, механический, сталелитейный, чугунолитейный, деревообделочный, продукция которых поступает в кладовые или склады и используется при ремонте вагонов на заводе, а часть продукции этих цехов отправляется также линейным предприятиям железных дорог.
Главное назначение вспомогательных цехов заключается в обслуживании основных, заготовительных и обрабатывающих цехов. К вспомогательным цехам относятся инструментальный, ремонтно-механический, паросиловой, электроремонтный, ремонтно-строительный и транспортный, а также кислородные и компрессорные станции.
Состав заготовительных, обрабатывающих и вспомогательных цехов на заводах не одинаков. Он зависит от мощности завода и от ряда внешних факторов — места расположения завода и наличия вблизи других ремонтных заводов или иных промышленных предприятий, возможностей централизованного питания завода электроэнергией, паром, газом, кислородом, а также от уровня организации межзаводского кооперирования.
Ряд заводов может не иметь чугунолитейных и сталелитейных цехов и получать в этом случае детали стального и чугунного литья по кооперации от других ремонтных заводов или заводов промышленности экономических административных районов.
В результате проводимой работы по улучшению структуры управления на многих заводах ряд мелких цехов объединен в более крупные, а на некоторых заводах с небольшим объемом производства применена бесцеховая структура управления.
Вагоноремонтные заводы работают на основе перспективных и годовых планов, определяющих объем работы в количественном и денежном выражении.
В соответствии с установленными планами железные дороги обеспечивают регулярную подачу на заводы вагонов и колесных пар, требующих ремонта. Взаимоотношения вагоноремонтных заводов с железными дорогами осуществляются на основе планов, утверждаемых министерством, и двусторонних договоров. Железные дороги оплачивают вагоноремонтным заводам стоимость произведенного ремонта вагонов, колесных пар и изготовленных для дорог запасных частей по утвержденным МПС оптовым ценам.
Производственный процесс ремонта вагонов
Вагоны, подлежащие заводскому ремонту, работниками вагонного хозяйства дорог исключаются из рабочего парка, перечисляются в неисправные и направляются на вагоноремонтные заводы.
Перед постановкой в ремонт грузовые вагоны должны очищаться, промываться, а в необходимых случаях и дезинфицироваться. Особенно тщательно промываются изотермические вагоны, в которых иногда встречаются остатки перевозимых продуктов, создающие повышенную токсичность. Пассажирские вагоны обязательно должны быть подвергнуты дезинфекции и дезинсекции под газом.
Перед постановкой в ремонт вагоны осматриваются работниками вагоноремонтного цеха и бюро описи, которые устанавливают объем работ, способы и методы ремонта узлов и деталей, имеющих большие повреждения, а также объем работ по модернизации. При осмотре составляется опись ремонта, после чего вагон подается в ремонтные цехи.
Основными элементами производственного процесса ремонта вагонов являются:
а) подготовка к ремонту — очистка вагона, осмотр и составление дефектной описи, разборка;
б) ремонт и изготовление новых деталей, а также создание необходимого запаса их для бесперебойного питания вагоносборочного цеха;
в) ремонт вагонов по принципу взаимозаменяемости узлов и деталей.
Указанные основные элементы производственного процесса осуществляются на основе взаимной увязки работы всех основных и заготовительных цехов.
Ремонт вагонов на заводах может быть организован по системе районирования или специализации.
В первом случае к заводу прикрепляется определенный район сети железных дорог, и вагоны всех типов, требующие ремонта и оседающие в данном
районе, направляются для ремонта на этот завод.
По такому принципу ранее работали на дорогах главные железнодорожные мастерские, а в первый период также и вагоноремонтные заводы.
Преимуществом такой организации ремонта является сокращение величины пробега вагонов, направляемых на завод, и более простая организация питания завода вагонами для ремонта.
В то же время разнотипность ремонтируемых вагонов вызывает необходимость иметь на каждом заводе большое разнообразие приспособлений, штампов, моделей, большую номенклатуру запасных частей и материалов, рабочих различных профессий и квалификации, загрузка которых является непостоянной и зависит от сложившейся ситуации с тем или иным типом вагонов.
Необходимость ремонта различных типов вагонов затрудняет также внедрение прогрессивной технологии, организацию рационального внутризаводского планирования и т. д., что снижает степень использования мощности завода.
По второй системе на каждом заводе организуется ремонт одного или ограниченного количества технологически родственных типов вагонов.
На специализированный завод вагоны определенных типов направляются в ремонт с различных дорог, причем каждая дорога может одновременно снабжать неисправными вагонами несколько специализированных заводов. При такой организации возможно некоторое увеличение пробега неисправных вагонов. следующих на завод, и несколько осложняется организация снабжения заводов вагонами, требующими ремонта. Но вместе с тем специализация создает однородные производственные процессы на каждом заводе, позволяет осуществлять на заводах более высокую организацию производства, в том числе поточное производство, более эффективно внедрять новую технику и передовую технологию ремонта, максимально механизировать производственные процессы, достигать более высокую производительность труда рабочих, улучшать использование производственных мощностей, увеличивать выпуск продукции, снижать себестоимость ремонта вагонов. При этом сокращается номенклатура потребляемых материалов и запасных частей, что облегчает организацию материально-технического снабжения заводов.
Исходя из указанных преимуществ, основным направлением технической политики в области организации производства на вагоноремонтных заводах является дальнейшая их специализация.
При специализации завода следует учитывать необходимость снижения общих затрат на ремонт вагонов, которые состоят из двух частей: заводской стоимости ремонта и стоимости пересылки вагона в ремонт и после ремонта.
Если заводская себестоимость ремонта при специализации завода, безусловно, будет снижаться, то вторая составляющая — затраты на пересылку — при специализации завода может иметь тенденцию к некоторому возрастанию в связи с увеличением пробега вагонов.
При проведении ряда мер по улучшению организации отбора и подачи вагонов в ремонт такое увеличение пробега вагонов, следующих на завод, может быть сведено к минимуму, и тогда эффективность специализации значительно возрастает.