Содержание материала

Проектирование вагоноремонтного завода начинается с разработки планового задания, определяющего на основе экономических расчетов район постройки и программу производства для проектируемого завода. Плановое задание является документом, па основании которого выдается техническое задание. В техническом задании указываются объем и вид основной продукции, для выпуска которой проектируется завод, методы ремонта вагонов, а также предусматривается применение передовой организации и технологии производства, наиболее производительной технологической оснастки и соблюдение требований техники безопасности и промышленной санитарии; при необходимости указываются отдельные требования в области технологии и организации производства, которые должны быть учтены при проектировании. Техническое задание определяет также стадийность разработки проекта.
При двухстадийном проектировании проектной организацией разрабатывается проектное задание (первая стадия проектирования), в котором решаются в конкретном виде все требования, поставленные техническим заданием. После утверждения проектного задания разрабатываются технический проект и рабочие чертежи (вторая стадия проектирования).
При трехстадийном проектировании разработка рабочих чертежей выделяется в третью стадию и производится после утверждения технического проекта.
Технический проект состоит из следующих основных разделов:

  1. общая часть и генеральный план завода;
  2. архитектурно-строительная часть;
  3. технологическая часть;
  4. экономическая часть.

В зависимости от объема работ отдельные вопросы проектирования (например санитарная техника, тепло-хозяйство, электроснабжение, водоснабжение, канализация, жилищное строительство и др.) могут Сыть выделены в самостоятельные разделы проекта.
В общей части излагаются решения важнейших вопросов проекта завода, определенных плановым заданием. К ним относятся; основные данные, определившие выбор пункта строительства и строительной площадки; характеристика площадки; производственная программа, принятая в проекте: состав завода с указанием полезной площади по каждому цеху, отделению и участку; режим работы цехов завода; принятая система организации производства; штат завода; основные данные по электроснабжению, теплоснабжению, водоснабжению, канализации; характеристика конструкций производственных зданий; жилищное строительство; стоимость всего строительства. К общей части относится также описание генерального плана (генплана) и компоновки цехов.

Генеральным планом называется подробный план завода с указанием на нем в установленном масштабе всех наземных зданий и сооружений, железнодорожных путей (широкой и узкой колеи), дорог разного назначения, коммуникаций — водопроводных, воздухопроводных, паропроводных, электросетей и канализации и других наземных и подземных сооружений и обустройств в таком расположении, в каком они должны быть осуществлены по проекту. План, на котором указываются только наземные устройства издания, называется планом завода.
Основными показателями генплана являются площадь заводской площадки, площадь застройки, коэффициент застройки, площадь открытых складских площадок, протяженность железнодорожных путей, протяженность автомобильных дорог, коэффициент использования площади.
Вагоноремонтные заводы на сети железных дорог размещаются с учетом обслуживания, как правило, нескольких дорог.
Пункт постройки завода должен выбираться с расчетом минимальных пробегов вагонов, требующих заводского ремонта от станций их оседания, а также с учетом соблюдения условий специализации завода на ремонте вагонов того или иного типа.
При выборе района строительства завода учитывается:
необходимость расположения завода, по возможности в центре по отношению к крупным пунктам оседания вагонов, подлежащих заводскому ремонту;
возможность использования местных энергетических ресурсов, воды и материалов;
возможность укомплектования завода местными кадрами;
санитарные условия местности;.
местные условия, влияющие на стоимость строительства.
Площадка для постройки завода выбирается с учетом размеров территории, которая должна быть достаточной для размещения необходимых цехов, складских помещений и вагонных парков, а также возможности расширения и развития завода на перспективу;
рельефа местности, определяющего объем земляных работ; геологических данных о характере грунта; глубины залегания грунтовых вод, затопляемости и т. д.;
направления господствующих ветров (для решения правильного взаимного расположения производственных цехов и жилых зданий);
наиболее выгодного примыкания территории завода к железнодорожным путям;
минимальных затрат для устройства водоснабжения, канализации и энергоснабжения завода.
Цехи завода могут группироваться в зданиях в виде отдельных блоков или в одном общем здании с продольным или поперечным расположением цехов. При блочной системе в блоке вагоноремонтных цехов размещаются сборочный, тележечный, колесный, ремонтно-комплектовочный цехи и подсобные отделения сборочного цеха. В блоке заготовительных цехов находятся кузнечный, литейный, механический, ремонтно-механический, электроремонтный, инструментальный. Деревообделочный цех и технологически связанные с ним склады лесоматериалов размещаются в отдельном блоке.
При компоновке цехов должны соблюдаться следующие условия:
цехи, входящие в блок, должны быть территориально независимы и связаны между собой удобными и максимально сокращенными транспортировочными путями;
однородные по характеру виды производства должны размещаться в одном пролете или одной группе пролетов с тем, чтобы сократить до минимума количество стен.
Архитектурно-строительные конструкции здания должны обеспечивать возможность использования подъемных средств, необходимой грузоподъемности и нормальное освещение в цехах в соответствии с характером выполняемых работ.
Размещение цехов должно предусматривать возможность их расширения за счет несложных перестроек или перенесения отдельных видов производства в другие здания.
При продольном или поперечном размещении основных цехов в общем здании главные пролеты здания отводятся для производства сборки вагонов и занимают центральное положение; ремонтно-комплектовочный цех и подсобные отделения сборочного цеха размещаются в пролете с одной стороны сборки, тележечный и колесный цехи — в пролете с другой стороны сборки. Участки подготовки и разборки вагонов рекомендуется размещать в пролете рядом с ремонтно-комплектовочным цехом с тем, чтобы снятые детали поступали в ремонтно-комплектовочный цех и возвращались после ремонта на сборку по наиболее короткому пути. Малярное производство размещается в отдельном здании или в конце главных пролетов со стороны выхода вагонов из ремонта.
В технологической части проекта решаются вопросы организации и технологии производства в каждом цехе и отделении. При разработке этой части проекта предусматривается наиболее прогрессивная организация производства, обеспечивающая высокую производительность труда, ритмичный выпуск и высокое качество продукции. Для решения этих задач технологическая часть проекта должна предусматривать:
применение передовых методов организации и технологии производства; применение высокопроизводительного современного оборудования;
максимальную механизацию производственных процессов, транспортировки материалов и деталей, погрузочных и разгрузочных работ;
максимальное сокращение транспортировочных путей между отделениями, участками, рабочими местами, складами и складскими площадками и соблюдение прямоточности движения материалов, полуфабрикатов и готовых изделий по схеме технологической зависимости.
В соответствии с этими положениями в проекте должны быть отражены решения, практически проверенные и оправдавшие себя в работе передовых вагоноремонтных и вагоностроительных заводов.
Технологическая часть проекта, кроме того, должна определять назначение и состав каждого цеха, его производственную программу, давать описание организации работ, применяемого оборудования, потребной рабочей силы и устанавливать режим работы цеха.
Если в проекте не предусмотрено выделение отдельных разделов (частей) по энергетическому и тепловому хозяйству, водоснабжению, канализации, санитарно-техническим обустройствам, архитектурно-строительным конструкциям зданий и др., то вопросы, связанные с этими разделами, решаются в технологической части проекта и отражаются при разработке каждого цеха и отделения.
В технологической части проекта особое внимание должно обращаться на разработку технологических графиков, являющихся основой для расчета потребностей в рабочей силе, продолжительности простоев вагонов в ремонте и т. д.
Экономическая часть проекта определяет рентабельность работы проектируемого завода. При ее составлении используются материалы технологической части проекта, прейскурант оптовых цен на ремонт вагонов, колесных пар, изготовление запасных частей, материалы, топливо и др., а также утвержденные министерством нормы расхода материалов и запасных частей при ремонте вагонов.
В экономической части разрабатываются калькуляции себестоимости в целом по заводу и по отдельным основным видам продукции и производится расчет выработки товарной продукции на одного списочного рабочего.
При производстве указанных расчетов определяются:
ценностное выражение всей товарной продукции завода (в отпускных ценах); трудоемкость товарной продукции в целом по заводу, отдельно по ремонту одного вагона (основного типа в программе завода) и по изготовлению запасных частей с разбивкой по цехам и участкам производства;
штат завода отдельно по группам работающих (производственные рабочие, вспомогательные рабочие, ИТР, СКП, МОП) в целом по заводу и по цехам;
годовой фонд заработной платы отдельно по каждой группе работающих; стоимость основных материалов, элементов колесных пар, деталей автосцепки и автотормозов, вспомогательных материалов и т. п. в целом по заводу и отдельно на один вагон основного типа в программе завода;
годовые затраты на электроэнергию;
сумма годовых амортизационных отчислений и расходов на износ малоценного инструмента и производственного оборудования;
на основе приведенных выше данных:
а)   определяется себестоимость товарной продукции завода по видам затрат (сырье и основные материалы, элементы колесных пар и покупные запасные части, вспомогательные материалы, пар и технологическое топливо, электроэнергия, заработная плата—основная и дополнительная, амортизация, прочие расходы) и путем сравнения себестоимости товарной продукции завода со стоимостью этой же продукции в отпускных ценах выявляется уровень рентабельности работы завода (величина накоплений);
б)   составляется калькуляция себестоимости и определяется уровень рентабельности по основным видам продукции (ремонт вагонов, ремонт колесных пар для линии, производство запасных частей для линии и т. д.);
в)   определяется уровень производительности труда. Для этого ценностное выражение годовой программы завода делится на списочное количество производственных и вспомогательных рабочих. Полученный результат дает выпуск товарной продукции на одного рабочего; величина выпуска продукции по сравнению с таким же показателем на других заводах может характеризовать уровень производительности труда.
На основе анализа показателей себестоимости, рентабельности и производительности труда делаются выводы по экономической части проектируемого завода.

Литература

  1. Гибшман А. Е. и др. Экономика транспорта. Трансжелдориздат, 1958.
  2. Глебов П. В. Организация производства на паровозоремонтных заводах. Трансжелдориздат, 1955.
  3. Григорьев А. Н., Асламазов Г. М., Кузьмин С. П. Железнодорожные цистерны. Трансжелдориздат, 1959.
  4. Егоров В. А. Ремонт вагонов. Трансжелдориздат, 1953.
  5. Егоров Μ. Е. Основы проектирования машиностроительных заводов. Машгиз, 1959.
  6. 3обнин Η. П. Механическая обработка деталей колесных пар. Трансжелдориздат, 1956.
  7. Зорохович А. Е., Либман А. З. Опыт ремонта электрооборудования пассажирских вагонов. Трансжелдориздат, 1958.
  8. Иванов В. В. Упрочнение детален подвижного состава накаткой. Трансжелдориздат, 1956.
  9. Коломийченко В. В. Организация и технология ремонта автосцепки. Трансжелдориздат, 1956.
  10. Казанский Г. Λ., Мирошник Б. М. Устройство и ремонт вагонных тележек. Трансжелдориздат, 1958.
  11. К а м е ц и н е р С. Е. и др. Экономика, организация и планирование промышленных предприятий. Госполитиздат, 1958.
  12. Любимов Б. В. Специальные лакокрасочные покрытия в машиностроении. Машгиз, 1959.
  13. Маликов А. М. Экономия металла в кузнечных и прессовых цехах. Машгиз, 1952.
  14. Митрофанов С. П. Научные основы групповой технологии. Лениздат, 1959.
  15. Мироненко Η. Π., Флейшман Ф. М. Вопросы экономики ремонтных предприятии. Труды ЦНИИ, вып. 181, Трансжелдориздат, 1959.
  16. Николаев Р. С. Причины поломок деталей подвижного состава и рельсов. Трансжелдориздат, 1954.
  17. Петров В. А. Контроль плотности втулочной посадки роликовых подшипников. Статья в сб. «Исследование прочности основных узлов вагона». Труды МИИТ, вып. 99. Трансжелдориздат, 1957.
  18. Петров В. Λ., Туровцев В. И. Влияние величины радиального зазора на долговечность подшипников подвижного состава. Труды ВЗИИТ. Трансжелдориздат, 1961.
  19. Руководство мастеру колесного цеха. Трансжелдориздат, 1960.
  20. Соколов И. Г. Вагонные рессоры. Трансжелдориздат, 1952.
  21. Соколов И. Г. Ковка и штамповка деталей подвижного состава. Трансжелдориздат, 1948.
  22. Справочник по ремонту грузовых вагонов. Трансжелдориздат, 1958.
  23. Справочник но ремонту пассажирских вагонов. Трансжелдориздат, 1960.
  24. Тыминский П. А. и др. Проверка детален и узлов при ремонте вагонов. Трансжелдориздат, 1960.
  25. Технические условия на производство сварочных работ при ремонте вагонов. Трансжелдориздат, 1957.
  26. Технические указания по эксплуатации и ремонту буксовых узлов на роликовых подшипниках пассажирских и грузовых вагонов. Трансжелдориздат, 1956.
  27. Технический справочник железнодорожника, том 7. Трансжелдориздат, 1953.
  28. Исследования прочности основных узлов вагонов. Труды МИИТ, вып. 99. Трансжелдориздат, 1957.
  29. Лакокрасочные материалы для подвижного состава железных дорог. Труды ЦНИИ. вып. 208. Трансжелдориздат, 1961.
  30. Цельнокатаные железнодорожные колеса. Труды ЦНИИ. вып. 124. Трансжелдориздат. 1956.
  31. Чиркин В. В., Соколов И. Г., Вершинский В. В. Технология вагоностроения. Машгиз. 1960.
  32. Шоломович И. А. Анализ хозяйственной деятельности промышленного предприятия. Госполитнздат, 1958.
  33. Штремер Ю. Н. Особенности ультразвукового контроля осей колесных пар и устранение неисправностей дефектоскопа УЗД-56.М. ЦНИИ МПС, 1961.
  34. Эдельштейн М. И. Ремонт буксовых роликовых подшипников. Информационное письмо ЦНИИ МПС № 396. Трансжелдориздат, 1956.