Содержание материала

Расчет потребного оборудования и количества рабочих колесного цеха

Потребность в станочном оборудовании подсчитывается на основании производственной программы, норм затрат времени на выполнение операций или норм съема колесных пар или их элементов со станка в единицу времени и фонда рабочего времени оборудования.
Объем ремонта колесных пар и количество отдельных операций определяются на основе статистических отчетных данных о сменяемости элементов колесных пар. Зная количество операций, которые предстоит выполнить при ремонте и новом формировании колесных пар, и норму времени на выполнение одной операции на станке, можно определить потребное количество станков данного типа, пользуясь следующим выражением:
(59)
где D — количество одноименных операций, производимых на данном станке для выполнения производственной программы в течение расчетного периода;
t — норма времени на выполнение одной данной операции;
Фс — фонд рабочего времени одного станка в течение расчетного периода, или
(60)
где т — норма съема изделий с данного станка в одну смену;
п — число рабочих смен за расчетный период;
η — коэффициент, учитывающий простой станка в ремонте.
Для выполнения транспортировочных работ в колесном цехе устанавливаются мостовые краны грузоподъемностью 5 т, число которых зависит от количества ремонтируемых колесных пар. При выпуске свыше 18 000 колесных пар в год в цехе может быть предусмотрена установка двух мостовых кранов.
Для перемещения колесных пар по прямолинейным участкам могут применяться специальные транспортеры (рис. 267). Применение таких транспортеров снижает частично загрузку мостовых кранов, но они не могут обеспечить подачи колесных пар на станки и со станков. Для этой цели при наличии транспортеров целесообразно широко использовать индивидуальные подъемники у станков.
Количество производственных рабочих в цехе может быть определено по занятости оборудования. Зная количество рабочих, одновременно работающих на данном станке, и затраты станко-часов в год, определяют потребное количество явочных рабочих для каждого станка. Суммируя эти количества и применяя соответствующие коэффициенты, учитывающие периодические отпуска и невыход рабочих, определяется необходимый списочный состав производственных рабочих.
Подсчет потребного количества рабочих может производиться также по средней трудоемкости ремонта и нового формирования колесных пар по следующему выражению:
(61)
где N — количество колесных пар, подлежащих ремонту;
N1 —   количество колесных пар нового формирования;
t и t1 —  соответственно трудоемкость ремонта и нового формирования одной колесной пары;
Фр — действительный фонд рабочего времени одного рабочего.
Средняя трудоемкость ремонта одной колесной пары со сменой элементов принимается равной 3,5 чел-ч и нового формирования одной колесной пары— 5,5 чел-ч.

Рис. 267. Транспортер для перемещения колесных пар:
1 —  колесные пары; 2 —  тяговая цепь транспортера; 3 —  тяговая станция; 4 — упорный ролик толкающей стойки

Планировка и площадь колесного цеха

Размещение оборудования в цехе должно производиться с расчетом соблюдения прямоточности движения ремонтируемых объектов и исключения встречных потоков колесных пар (рис. 268).
Площадь цеха определяется исходя из количества и габаритов оборудования с учетом необходимых разрывов между станками и проходов, а также создания площадок для складирования элементов колесных пар. Согласно действующим нормам расстояние между станками должно быть не менее 1 При укрупненных и контрольных подсчетах площадь цеха на единицу основного оборудования принимается в размере 100 м2
Цех может быть однопролетным и многопролетным. Ширина пролета принимается 18 — 24 м.