Работой завода руководит заводоуправление во главе с начальником завода, который назначается Министерством путей сообщения. Начальник завода руководит работой на основе единоначалия и несет ответственность за выполнение государственного плана, соблюдение финансовой, договорной и трудовой дисциплины, сохранность социалистической собственности и хозяйственное ведение дела.
Организационная структура заводоуправления (рис. 282) зависит от характера и объема производства. Она подчинена основной задаче — обеспечить выполнение установленного заводу плана по всем показателям с минимальными затратами государственных средств.
Основными отделами заводоуправления являются:
плановый отдел, разрабатывающий перспективные и текущие техпромфинпланы завода и его цехов, а также осуществляющий контроль за их выполнением; отдел организует внутризаводской хозяйственный расчет, анализирует производственно-хозяйственную деятельность цехов и завода, а также разрабатывает мероприятия по ее улучшению;
производственный отдел, разрабатывающий оперативные планы и осуществляющий оперативное руководство и регулирование работой производственных участков завода.
Рис. 282. Структура заводоуправления
На ряде заводов имеются объединенные планово-производственные отделы, выполняющие функции того и другого отдела; отдел труда и заработной платы, разрабатывающий и осуществляющий мероприятия по улучшению организации и повышению производительности труда; этот отдел организует работу по техническому нормированию, тарификации и внедрению передовых систем заработной платы, разрабатывает план по труду и производит анализ его выполнения, занимается вопросами социалистического соревнования и обобщения передовых методов труда;
отдел технического контроля, осуществляющий постоянный контроль за качеством и комплектностью выпускаемой продукции. Отдел анализирует причины брака и разрабатывает мероприятия по их устранению и предупреждению;
конструкторский отдел, предназначенный для разработки новой и усовершенствования имеющейся технологической оснастки, а также технической документации, связанной с освоением новых работ;
отдел главного технолога, обеспечивающий разработку технологических процессов производства на основе последних достижений техники, внедрение передовых методов производства и осуществляющий контроль за соблюдением технологической дисциплины;
отдел главного механика, организующий ремонт и текущее содержание оборудования для бесперебойной работы, обеспечивающий монтаж и наладку нового оборудования;
главная бухгалтерия, ведающая бухгалтерским учетом и осуществляющая контроль за правильностью расходования средств и соблюдением финансовой дисциплины.
Главный инженер, являющийся заместителем начальника завода, руководит производственно-технической деятельностью завода, для чего ему непо
средственно подчинены соответствующие отделы.
Основным производственным звеном завода является цех как самостоятельная внутризаводская единица, действующая на основе хозяйственного расчета. Начальник цеха осуществляет руководство его работой на правах единоначалия, отвечает за работу цеха и подчиняется начальнику завода.
Отделы заводоуправления руководят работой цехов в техническом отношении, но распоряжения начальникам цехов могут давать только через руководителей завода.
Цехи разбиваются на производственные участки, возглавляемые мастерами. которые являются полноправными руководителями и непосредственными организаторами производства и труда на своем участке.
Мастер (начальник участка) подчиняется непосредственно начальнику цеха, а в тех цехах, где имеются начальники комплексных бригад и старшие мастера, соответственно начальнику комплексной бригады или старшему мастеру.
Практика работы некоторых заводов показала большие преимущества бесцеховой структуры управления производством. Сущность этой системы состоит в том, что цехи реорганизуются в участки во главе с мастерами и все вопросы планирования и учета сосредоточиваются в соответствующих отделах заводоуправления. При этой форме управления устраняется параллелизм в работе заводоуправления и цехов, улучшается оперативная связь между производственными участками и отделами заводоуправления, повышается качество планирования и подготовки производства, сокращаются объем производственной документации и численность производственно-технического персонала.
Производственная программа завода
Планирование заводского ремонта вагонов производится на основе межремонтных сроков, утверждаемых МПС для каждого типа вагонов грузового и пассажирского парка (см. раздел I).
Сводная потребность в ремонте по типам вагонов и видам ремонта разрабатывается Главным управлением вагонного хозяйства (ЦВ) МПС и представляется в Планово-экономическое управление (ЦПЭУ) МПС.
Железные дороги и заводы разрабатывают планы ремонта вагонов в депо и на заводах, исходя из имеющихся производственных мощностей, и представляют их соответственно в ЦВ и Главное управление по ремонту подвижного состава и производству запасных частей (ЦТВР).
Планово-экономическое управление совместно с Главным управлением вагонного хозяйства и Главным управлением по ремонту подвижного состава и производству запасных частей рассматривает потребность в ремонте вагонов и разрабатывает план ремонта их на дорогах и заводах исходя из условий наиболее полного и рационального использования производственных мощностей заводов и депо. План ремонта вагонов в целом на заводах ЦТВР и железных дорогах утверждается министром путей сообщения.
В соответствии с планом ремонта, утвержденным для заводов в целом, ЦТВР распределяет план заводского ремонта грузовых и пассажирских вагонов по заводам с учетом типа вагонов (по пассажирским вагонам, кроме того, на основе данных ЦВ указывается, с каких дорог будут поступать вагоны на завод). При распределении плана исходят из производственной мощности заводов и их специализации, прикрепления дорог, местонахождения пунктов накопления неисправных вагонов для подачи на заводы и других факторов, определяющих структуру плана ремонта вагонов по каждому вагоноремонтному заводу. Проект плана ремонта вагонов сообщается каждому заводу для дальнейшей проработки. С учетом предложений заводов ЦТВР утверждает годовой план по каждому заводу с разбивкой по кварталам и преподает заводам для исполнения.
Для обеспечения выполнения квартальных и годового планов ремонта вагонов вагоноремонтные заводы заключают с дорогами договоры, в которых устанавливаются порядок и сроки подачи вагонов на завод для ремонта и выпуска из ремонта, условия ремонта, простои в ремонте, взаимные обязательства и ответственность и т. д.
Возникающие в процессе выполнения плана вопросы, связанные с обеспечением своевременной подачи вагонов в ремонт, простоями в ремонте, выполнением тех или иных дополнительных работ или работ по плану модернизации, качеством ремонта, изготовлением запасных частей для нужд железных дорог, а также другие вопросы, по которым возникают претензии или разногласия, рассматриваются вагоноремонтными заводами совместно с представителями железных дорог.