Содержание материала

Механические цехи на вагоноремонтных заводах предназначаются для станочной обработки вагонных деталей, требующихся для постановки на ремонтируемые на заводе вагоны, а также изготовляемых для линейных ремонтных предприятий железных дорог как запасные части.
Задание на изготовление деталей для линейных предприятий устанавливается в количественном и весовом выражениях. Собственная потребность завода определяется обычно в весовом выражении на основании отчетных данных о расходе деталей на единицу ремонта и плана ремонта вагонов.
Программа может быть определена по следующему выражению:
(77)
где Qo—общий вес деталей, подлежащих обработке в механическом цехе;
Qз— вес деталей, необходимых для выполнения заводской программы ремонта вагонов;
Qл — вес деталей, подлежащих изготовлению для линейных предприятий,
где N—план ремонта вагонов данного типа;
q — норма расхода новых деталей на один вагон соответствующего типа в кг;
F — количество одноименных деталей, подлежащих изготовлению для линейных предприятий;
S — чистый вес одной детали данного наименования в кг.
Необходимое количество оборудования для механического цеха подсчитывается двумя методами: по технологическому процессу и по технико-экономическим показателям.
При подсчете количества оборудования по технологическому процессу программа цеха должна быть задана по номенклатуре изделий, подлежащих изготовлению. при этом на каждое изделие должен быть разработан технологический процесс обработки и определены технические нормы затраты времени на соответствующем оборудовании.
В этом случае необходимое количество станков одного типоразмера определяется следующим выражением:
(79)
где Tк— суммарное время, необходимое для обработки годового количества деталей, обтачиваемых на данном станке;
Фс—действительный годовой фонд времени работы станка.
(80)
где — время в tк, необходимое для обработки одной детали на станке данного типоразмера;
D — годовое количество одноименных деталей, обрабатываемых на станке данного типоразмера.
Общее количество станков будет равно сумме станков каждого типоразмера, т. е. К = К1 +Κ2+Κn.
Подсчет необходимого количества оборудования по технико-экономическим показателям применяется в случае, когда программа задана в весовом выражении и даны нормы затраты станко-часов на обработку 1 т деталей или съема деталей (в т или кг) с одного станка в единицу времени; необходимое (расчетное) количество станков при этом будет

(81)
где Q0 — общий вес изделий, подлежащих обработке в механическом цехе за год;
r- средний съем изделий с одного станка в m/год при работе в одну смену;
т — число смен работы оборудования, или
(82)
где — число станко-часов, затрачиваемое на обработку 1 т изделий готовой продукции;
Фс — действительный годовой фонд времени работы оборудования.
В среднем можно принять расход станко-часов на обработку 1 т новых деталей (без метизов) для ремонта грузового четырехосного вагона в количестве 24 и для пассажирского вагона 45 станко-ч.
Так как номенклатура деталей, изготовляемых для линейных предприятий и внутризаводского потребления, не одинакова, то следует определять отдельно расход станко-часов на обработку 1 m деталей для линейных предприятий и внутризаводских нужд; тогда формула (82) примет вид
(83)
где t'0 — затраты станко-часов на обработку 1 т деталей для внутризаводского потребления;
t0—затраты станко-часов на обработку 1 т деталей для линейных предприятий.
Если для расчета задается норма затраты станко-часов на обработку деталей, расходуемых на ремонт одного вагона данного типа, то он производится по формуле
(84)
где tв — затрата станко-часов на обработку деталей, расходуемых на ремонт одного вагона соответствующего типа и вида ремонта (табл. 58);

Таблица 58
Средние затраты станко-часов на обработку деталей при заводском ремонте
для одного четырехосного вагона


Типы вагонов

Средние затраты станко-часов на обработку деталей на один вагон

Крытый четырехосный вагон......................................................

20,4

Цистерна .................................................................................

16,3

Изотермический вагон ...............................................................

24,6

Пассажирский вагон с деревянным кузовом.................................

22,0

Цельнометаллический пассажирский вагон..................................

19,2

 

t"0— затрата станко-часов на обработку 1 m деталей, изготовляемых для линейных предприятий;
N — количество вагонов данного типа и вида ремонта, ремонтируемых в ГОД.
При таком методе необходимое количество станков по типам подсчитывается на основании их процентного соотношения, которое по опытным данным работы заводов может быть принято в размерах, указанных в табл. 59.

Таблица 59
Соотношение станков различных типов


’Наименование станков

Процентные соотношения станков для заводов, ремонтирующих

Наименование станков

Процентные соотношения станков для заводов, ремонтирующих

пассажирские вагоны

грузовые вагоны

пассажирские вагоны

грузовые вагоны

Центровые .....................

2

2

Поперечнострогальные

7

6

Токарно-винторезные

37

35

Долбежные...................

6

6

Болторезные и гайконарезные ...........................

 

 

Фрезерные....................

20

16

2

2

Вертикальносверлильные

15

30

Продольнострогальные .

5

Прочие..........................

6

3

Расположение и планировка цеха.

Детали, подлежащие обработке на станках механического цеха, поступают из кузнечного, литейного цехов или со складов и после обработки направляются в кладовую вагоносборочного цеха или на склад готовой продукции.
Механический цех должен размещаться на территории завода так, чтобы транспортировочные пути, связывающие его с литейным и кузнечным цехами и складом готовой продукции, были минимальными.
В состав механического цеха входят станочное отделение и вспомогательные участки —кладовая полуфабрикатов, инструментально-раздаточная кладовая с заточным отделением; помещение для ремонтных слесарей.
Станочное отделение. В механических цехах станки в большинстве случаев располагаются группами по типам: токарные, строгальные, фрезерные и т. п., причем они могут устанавливаться вдоль и поперек цеха или под углом «елочкой».
В тех случаях, когда в цехе изготавливается большое количество одноименных деталей, станки для их обработки могут располагаться по технологическому принципу, образуя поточную линию.
Одним из способов повышения производительности оборудования является сокращение вспомогательного времени, которое может быть достигнуто за счет оснащения станков пневматическими или гидропневматическими зажимами, позволяющими быстро закреплять изделие на станке для обработки.
Площадь станочного отделения определяется планировкой оборудования с соблюдением установленных разрывов между станками, выделением площадей для проходов и прсездов, а также для складских площадок. При укрупненных расчетах площадь отделения может быть определена как произведение числа станков на среднюю норму площади на один станок, которую для механических цехов можно принимать равной 20 м2.
Для выполнения погрузочно-разгрузочных и транспортных операций станочное отделение оборудуется кран-балкой грузоподъемностью 0,5 —  1 т и предусматривается транспортировочная дорожка шириной 3 и для проезда электрокар и электропогрузчиков.
Вспомогательные участки. Чтобы исключить простои станков во время переточки резцов и обеспечить станочников хорошим инструментом, необходимо иметь в цехе достаточный запас резцов, фрез, сверл, а также организовать централизованную заточку и доводку их.

С этой целью организуется инструментальная раздаточная кладовая с заточным отделением, в задачи которой входит не только хранение инструмента, но и своевременная переточка и замена его непосредственно на рабочем месте. Заточное отделение имеет комплект заточных и доводочных станков.
Инструментальная раздаточная кладовая должна по возможности размещаться в центральной части цеха. Ее площадь зависит от числа обслуживаемых станков в цехе. Площадь заточного отделения определяется количеством заточных станков, которое может быть принято в процентном отношении к обслуживаемым станкам: для крупных механических цехов в размере 4%, средних 5 и малых 6%.
При расчете площадей вспомогательных отделений могут применяться данные Главтранспроекта о потребных размерах площадей на один станок механического цеха (табл. 60).

Таблица 60
Размеры площадей на один станок механического цеха


Наименование площадей

Площадь на один станок механического цеха в м

Кладовая полуфабрикатов ..........................................................

2,3

Инструментально-раздаточная кладовая .....................................

0,8

Заточный участок ....                 ................................................

0,6

Участок ремонта оборудования ..................................................

1,2