Первоначальными операциями подготовки цистерн к ремонту является удаление остатков перевозимых грузов, пропарка котлов цистерн и их дегазация.
Указанные операции осуществляются на промывочно-пропарочных станциях железных дорог, имеющих специальное оснащение для очистки, пропарки и дегазации цистерн.
Рис. 182. Схема удаления остатков нефтепродуктов с помощью вакуумной установки:
1 — электродвигатель мощностью 48 кВт; 2 — вакуум-насос РМК-3; 3 — резервуар; 4 — вакуум-сборник; 5 — вакуумметр; 6 — запорный кран; 7 — кран для выпуска воздуха; 8 — смотровое окно; 9 — запорная задвижка; 10 — гофрированные всасывающие рукава; 11 — разводящий трубопровод; 12 — спускной кран
Удаление остатков грузов из цистерн производится стационарными и передвижными вакуумными установками, переносными паро- и водосифонами.
Удаление остатков нефтепродуктов стационарной вакуумной установкой (рис. 182) производится следующим образом. При включении вакуум-насоса 2, насаженного на вал электродвигателя 1, в вакуум-сборнике 4 создается разрежение 0,6 — 0,7 ат. После открытия задвижки 9 остатки продуктов из котла цистерны по гибкому гофрированному рукаву 10 поступают в вакуум-сборник 4, из которого через кран 12 остатки продукта поступают в соответствующие резервуары-сборники.
Рис. 183. Схема паросифона
Рис. 184. Водосифон:
1 — выходной патрубок; 2 — всасывающая камера; 3 — головка всасывающего патрубка; 4 — водоприемный конус; 5 — головка водоприемного конуса
Рис. 185. Схема расположения вентиляционной установки на открытой эстакаде:
1 — всасывающая труба с жалюзи; 2 — вентилятор:
3 — воздуховод; 4 — дегазационный гофрированный шланг; 5 — лебедка и поворотная консоль для подъема шланга; 6 — эстакада; 7 — вентилируемая цистерна
Рис. 186. Газоанализатор типа ГБ-3
При очистке цистерны с помощью переносного паросифона (рис. 183) он устанавливается наверху цистерны, а всасывающий шланг 4 опускается в котел и погружается в остатки нефтепродуктов. Шланг 3 присоединяется к паропроводу, а выходной шланг 6 направляется в приемный лоток или в резервуар для сбора остатков. После открытия вентиля паропровода пар, поступающий с большой скоростью через входной конус 1, создает в вакуумной камере 2 разрежение. Остатки нефтепродуктов через всасывающий шланг 4 устремляются в вакуумную камеру, откуда через выходной конус 5 и шланг 6 выбрасываются в приемный лоток или резервуар.
Водосифон (рис. 184) работает по этому же принципу с той лишь разницей, что разрежение создается не паром, а водой.
После удаления остатков нефтепродуктов для дегазации котел пропаривается острым паром, вводимым в котел цистерны посредством резинотканевых или металлических шлангов. Дегазация может производиться также с помощью вентиляционной установки (рис. 185).
Дегазацией достигается снижение концентрации паров продуктов до безопасных пределов. Она необходима для того, чтобы внутри котла можно было находиться без специальных приборов и безопасно производить сварку.
Для определения концентрации паров бензина в котле цистерны применяется переносный газоанализатор ГБ-3 (рис. 186) или газоанализатор ПФГ-11-54, предназначенный для количественного определения концентрации горючих газов и паров в воздухе.