Содержание материала

ГЛАВА VI
ОРГАНИЗАЦИЯ СНАБЖЕНИЯ ЗАВОДА МАТЕРИАЛАМИ И ЗАПАСНЫМИ ЧАСТЯМИ

1. Структура и организация материального хозяйства

Основная задача организации материального снабжения завода состоит в обеспечении производства необходимыми материалами, деталями и изделиями. Снабжение завода организуется отделом материально-технического снабжения, который является самостоятельным отделом заводоуправления и подчиняется непосредственно помощнику начальника завода по коммерческой части.
Отдел снабжения состоит из ряда специализированных частей, объединяющих все снабженческо-складские операции, а также координирующих вопросы определения потребностей и организации заготовки материалов по соответствующим группам.
Отдел снабжения завода определяет потребность в материалах, разрабатывает заявки, балансы снабжения и планы завоза материалов.
Завод получает материалы централизованного снабжения и материалы, приобретаемые на месте в порядке децентрализованных заготовок или закупок.
К материалам централизованного снабжения относятся:
а)   фондируемые, выделяемые на основе утверждаемого правительством плана распределения материальных ресурсов; к таким материалам относятся черные и цветные металлы, твердое топливо, нефтепродукты, химические продукты, резино-технические изделия, оборудование и механизмы, строительные и лесные материалы, бумага, промышленные товары;
б)  централизованно-планируемые материалы, к которым относятся материалы, выделяемые в плановом порядке главными управлениями по межреспубликанским поставкам продукции при Госплане СССР, министерствами- производителями продукции и совнархозами.
К материалам децентрализованного снабжения относятся материалы, приобретаемые не в плановом порядке (децентрализованно) в местной промышленности, кооперативных организациях и др.
Независимо от вида снабжения (централизованное или децентрализованное) все материалы, полуфабрикаты, детали и изделия распределяются на группы: нормируемые и не нормируемые. Как правило, материалы централизованного снабжения входят в группу нормируемых материалов. Материалы децентрализованного снабжения могут быть как в первой, так и во второй группах.

Складское хозяйство на заводе состоит из общезаводских и при цеховых складов (рис. 287). К общезаводским относятся склады, обслуживающие весь завод или несколько цехов, например, склады черных и цветных металлов, электротехнических материалов, оборудования, хозяйственных материалов, смазочных и обтирочных материалов, легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, запасных частей (центральная оборотная кладовая), готовой продукции и т. д.
К прицеховым относятся склады, обслуживающие только один цех, например, Склад элементов колесных пар при колесном цехе, сортового металла при механическом цехе, лесных материалов при деревообделочном цехе, сортового металла и кузнечных заготовок при кузнечном цехе, моделей при литейном цехе, топлива при ТЭЦ и др. Кроме прицеховых складов сырья, в зависимости от объема и характера производства на некоторых заводах бывают еще прицеховые склады полуфабрикатов и готовой продукции.
Общезаводские склады находятся в ведении отдела материально-технического снабжения завода, а прицеховые — введении руководителей соответствующих цехов.
По складскому хозяйству выполняются следующие основные работы: приемка материалов по количеству и качеству согласно договорным условиям, хранение материалов, подготовка к отпуску их (подсортировка, комплектовка, а в отдельных случаях — раскрой, Правка и т. п.), отпуск со склада, оформление всех складских операций документами, учет и контроль за расходованием материалов.

2. Планирование материального снабжения

Правильное определение потребности в материалах является одним из важных факторов, влияющих на ход производственного процесса. Расчет потребности производится на основе производственной программы (в натуральном выражении) и норм расхода материалов па единицу продукции (вагон, колесная пара и т. д.). Расчет ведется по каждому наименованию (сорту, виду) материала в отдельности и сводится в расчетных таблицах раздельно по группам материалов применительно к укрупненной номенклатуре, применяемой в нормах расхода материалов и для составления плановых заявок.
Одним из важнейших элементов организации материально-технического снабжения и экономного расходования материалов является нормирование расхода материалов на производственные нужды и контроль за правильностью их расходования.    ·          
Нормы расхода — это плановая величин, определяющая количество материала, необходимое для изготовления единицы продукции или выполнения единицы работы. Нормы устанавливаются для определенных производственных условий и бывают: среднезаводские, утверждаемые Министерством путей сообщения на определенную продукцию, например, норма расхода проката черного металла на заводской ремонт четырехосного крытого грузового вагона, норма расхода линолеума на заводской ремонт цельнометаллического пассажирского вагона и т. д.;
заводские, разрабатываемые каждым заводом на основе среднезаводских норм как дифференцированные нормы для каждого типа вагонов применительно к условиям и производственной программе данного завода. Разработанные заводом нормы выдаются для руководства всем цехам, производственным участкам и отдельным бригадам.
Среднезаводские и заводские нормы устанавливаются по каждому наименованию материала. При этом нормы расхода горячекатаного проката и стального литья включают в себя необходимое количество металла для производства запасных частей. Поэтому при получении заводом готовых деталей в централизованном порядке или по кооперации нормы расхода материалов должны быть соответственно уменьшены.

 Отнесение проката черных металлов к отдельным видам номенклатуры (мелкий, средний, крупный сорт) производится в соответствии с табл. 70.

Таблица 70
Распределение проката черных металлов по сортаменту в мм

Нормы расхода вагонных пиломатериалов хвойных пор<5д на ремонт грузовых и пассажирских вагонов устанавливаются вчерне и предусматривают отходы на обработку в среднем в размере 30—33%.
Разработка норм расхода материалов в зависимости от вида материалов (прокат металла, литье, пиломатериал и т. д.) и характера работ, для выполнения которых требуется материал (изготовление новых, ремонт старых деталей нечастой вагона), производится расчетно-аналитическим и статистикоаналитическим способами.
Расчетно-аналитическим способом разрабатываются технико-экономические нормы расхода материалов на изготовление новых деталей для замены негодных при ремонте вагона, а также нормы расхода таких материалов, как линкруст, линолеум, электропровода, текстильные материалы разного назначения, картон, лаки, краски. При этом способе в основу берутся чертежи, акты взвешивания или обмера, лабораторные исследования, показатели. установленные соответствующими ГОСТами, и т. п. и расчетным путем определяются объем, площадь, длина, вес, периметр, поверхность или другие данные, исходя из которых устанавливается теоретическая, а затем и техникоэкономическая норма (с учетом минимальных потерь).
 Статистико-аналитический способ применяется в условиях ремонтного производства, когда не представляется возможным применить расчетно-аналитический способ. Основой для разработки норм по этому способу являются систематически накапливаемые статистические и учетные данные о фактическом расходе материалов и деталей для выполнения одной и гой же работы. Данные о фактических расходах материалов тщательно анализируются, после чего устанавливаются нормы расхода материалов и деталей. При определении нормы расхода статистико-аналитическим способом необходимо по возможности выделять из работы отдельные части или детали, расход материалов на которые может быть определен расчетно-аналитическим методом; широко использовать опыт передовиков производства по экономному расходованию материалов: брать для анализа возможно большее количество статистических и учетных данных о фактическом расходе материалов и деталей; при анализе учитывать условия выполнения работ, влияющих на увеличение расхода материалов и деталей, и не допускать включения в норму излишних материалов, расход которых вызывается ненормальными условиями производства.
Нормы расхода материалов и деталей рассчитываются на определенные единицы измерения работы (измерители). При ремонте загонов за измеритель принимается один вагон определенного типа и вида ремонта, а при изготовлении запасных деталей — одна деталь.
Учитывая непрерывный прогресс производства, изменения в технологии и характеристике периодических ремонтов вагонов, нормы расхода материалов и запасных деталей систематически корректируются. При этом особое внимание должно обращаться на корректировку и сокращение норм расхода цветных и черных металлов, а также шерсти, тканей и других текстильных изделий, экономное расходование которых имеет большое народнохозяйственное значение.
Вагоноремонтный завод, как и всякое производственное предприятие, нуждается в некотором постоянном запасе материалов, обеспечивающем бесперебойную работу производства. Установление правильных размеров (норм) этих запасов является важным делом. Завышение норм запаса приводит к уменьшению оборота, омертвлению средств и ухудшению экономических показателей завода. С другой стороны, занижение нормы запаса приведет к нарушению производственного процесса.
Размер запасов рассчитывается по среднесуточному расходу с учетом сметы затрат производства, определяемой финансовым планом.
Запасы делятся на текущие и страховые. Текущие запасы рассчитаны на питание производства материалами в период между их очередными поставками. Страховые запасы предназначаются на тот случай, если текущие запасы в период между очередными поставками будут исчерпаны или нарушены сроки очередных поставок. Таким образом, они служат резервом для восполнения текущих запасов. Материалы из страховых запасов отпускаются только с разрешения помощника начальника завода по коммерческой части. В первую очередь создаются страховые запасы тех материалов, которыми должно обеспечиваться поточное производство, так как несвоевременное снабжение может приостановить работу конвейера.
Расчет норм складских запасов производится отделом материально-технического снабжения совместно с планово-производственным и финансовым отделами с учетом условий снабжения завода материалами.
План материально-технического снабжения, определение количества и стоимости материалов, подлежащих заготовке, а также размеров потребных средств для образования складских запасов составляются в виде отраслевого и сводного планов.
Отраслевые планы материально-технического снабжения составляются по каждой группе материалов по сортаменту (прокат черных металлов, пиломатериалы и т. д.) применительно к отраслям промышленности, поставляющим материалы соответствующей группы. Годовой план составляется с разбивкой по кварталам, а квартальные планы с разбивкой по месяцам.

Сводный план снабжения (годовой, квартальный) составляется на основе отраслевых. В этом плане материалы указываются укрупненно — по группам без деления по сортаменту (прокат черного металла, пиломатериалы и т. д.).
Производственный отдел завода представляет отделу снабжения расчет потребности в материалах на программу. Отдел снабжения проверяет соответствие этого расчета действующим нормам и плановым заданиям по каждому цеху и составляет лимит отпуска материалов на предстоящий месяц по видам и размерам. Материалы сверх установленного лимита отпускаются только с разрешения помощника начальника завода после представления начальником цеха письменного объяснения причин, вызывающих необходимость дополнительного расхода.

Центральная кладовая

Центральная кладовая вагоноремонтного завода предназначена для хранения и своевременного пополнения необходимого запаса деталей, требующихся для ремонта вагонов. Вместе с этим центральная кладовая является звеном между сборочным и заготовительным цехами: по ее заказам осуществляется загрузка заготовительных и обрабатывающих цехов производством необходимых деталей, а из нее осуществляется снабжение ими вагоносборочного и других комплектующих цехов.
Таким образом, центральная кладовая, имеющая запас деталей, предупреждает возможность возникновения неувязок в работе поточных линий при ремонте вагонов и в то же время дает возможность осуществлять оперативное планирование производства новых деталей.
Спецификация и количество деталей, хранимых в центральной кладовой, утверждается главным инженером завода; количество деталей по каждому наименованию спецификации устанавливается в соответствии с нормами запаса, которые разрабатываются в двух выражениях: норма-минимум и норма-максимум.
Норма-минимум определяет количество деталей, которое должно быть в запасе центральной кладовой для обеспечения бесперебойного ремонта вагонов, а норма-максимум обычно определяет количество деталей, необходимое для месячной программы ремонта вагонов.
Норма-минимум по каждому наименованию деталей может быть определена по формуле
(112)
где а — среднемесячное количество ремонтируемых вагонов данного типа и вида ремонта;
b — количество деталей данного наименования на вагоне по альбому;
с—коэффициент сменяемости детали;
d — длительность производственного процесса изготовления и транспортировки детали (в днях);
l — количество рабочих дней в месяце;
К — коэффициент гарантийного запаса.
Коэффициент сменяемости определяется по фактическому расходу детали за предшествующее время; обычно анализируются данные за период не менее года.
Длительность производственного процесса изготовления и транспортировки детали принимается на основании карты технологического процесса ее изготовления с учетом затрат времени на транспортировку до центральной кладовой.
Коэффициент гарантийного запаса предусматривает возможность перевыполнения установленного месячного плана ремонта вагонов и поэтому он всегда больше единицы.
Норма-максимум Nmax в центральной кладовой, определяющая количество деталей, необходимое для выполнения месячного плана, может быть выражена формулой
(113)
Запас деталей в центральной кладовой во всяком случае должен быть не ниже нормы-минимум, что гарантирует бесперебойную работу. Поэтому норма-минимум является не снижаемым запасом. Центральная кладовая должна особенно внимательно следить за постоянным наличием необходимого количества деталей в не снижаемом запасе.
С другой стороны, наличие в кладовой деталей в количестве, превышающем норму-максимум, указывает на затоваренность, которая может ухудшить финансовое положение завода. В этих случаях должны приниматься меры к быстрейшей реализации излишних деталей, а при планировании работы заготовительных цехов необходимо предусматривать временное прекращение производства таких деталей.

Организация заводского транспорта

Внутризаводской транспорт вагоноремонтного завода разделяется на межцеховой, обслуживающий перемещение грузов между цехами, и внутрицеховой — для перемещения грузов в пределах цеха.
В функции транспортного хозяйства завода, наряду с перевозками материалов, сырья, полуфабрикатов и других грузов, необходимых для работы производства, входит также производство погрузочно-разгрузочных работ.

Рис. 288. Маятниковые системы перевозки грузов: а — односторонняя (возврат транспорта без груза); б —двусторонняя (возврат транспорта с грузом); в —веерная; 1 —   4 — потребители грузов

При решении вопросов организации внутризаводского транспорта вагоноремонтного завода следует исходить прежде всего из необходимости создания кратчайших грузовых потоков и сокращения транспортных расходов, являющихся накладными расходами производства.
Организация перевозок и структура транспортного хозяйства завода зависят от масштаба и типа производства.
Различаются две основные системы организации транспортных маршрутов: маятниковая и кольцевая. Маятниковая система предусматривает прямую связь между двумя пунктами (рис. 288), а кольцевая предполагает последовательную передачу груза от пункта к пункту с возвратом транспортных средств в начальный пункт (рис. 289). Выбор системы зависит главным образом от структуры грузопотоков и территориального расположения обслуживаемых объектов. На крупных вагоноремонтных заводах, имеющих большие технологически связанные между собой цехи, отделения и участки, применяется система кольцевых маршрутов, дающая более высокие показатели транспортной работы. Наоборот, на небольших заводах чаще применяется маятниковая система.
Выбор типов транспортных машин для перевозок определяется родом грузов, размером грузопотока, расстоянием перевозки, степенью оснащенности техническими средствами мест погрузки и выгрузки. По характеру работы транспортные средства (машины) делятся на машины периодического и непрерывного действия, а также вспомогательные машины и устройства.
На вагоноремонтных заводах для транспортировки и выполнения погрузочно-разгрузочных работ применяются преимущественно подъемно-транспортные машины периодического действия.
Производительность таких машин Q определяется по формуле
(114) где q — грузоподъемность машины в m;

п — количество циклов (рейсов) за час;
α — коэффициент использования грузоподъемности машины;
Т — время на один рейс в сек.

Рис. 289. Кольцевая система перевозки грузов:
α —при возрастающем грузопотоке, когда количество груза увеличивается к конечному пункту; б —при затухающем грузопотоке, когда количество груза уменьшается от пункта к пункту

Под полным циклом понимается ряд операций, которые необходимо выполнить машине при перемещении материала с одного места на другое. В случае когда операции выполняются последовательно, время одного цикла определяется по формуле
(115)
где  tп— время, расходуемое на погрузку или захват материала, в сек,
tр—время, расходуемое на разгрузку или освобождение материала от захвата, в сек,
∑t—сумма времени, расходуемого на выполнение других операций при работе машины, в сек.
При совмещении операций в работе машины, например совмещается подъем материала с передвижением крана или тележки, время полного цикла составит
(116)
где φ — коэффициент совмещения (φ>1).
Коэффициент использования машины по грузоподъемности а определяется как отношение веса поднимаемого материала к полезной грузоподъемности q,
т. е.
Потребное количество погрузочно-разгрузочных машин при заданном суточном грузообороте и часовой производительности машины определяется по формуле


где Qc — суточный грузооборот в т;
К — количество часов работы механизма за сутки.
Все виды заводского транспорта—железнодорожный, автомобильный и др.— на вагоноремонтных заводах объединяются транспортными цехами, которые выполняют следующие основные функции: планируют объемы перевозок и погрузочно-разгрузочных работ, осуществляют перевозки и погрузочно-разгрузочные работы, содержат в исправном состоянии транспортные средства завода; учитывают работы, выполняемые заводским транспортом.
Организационная структура транспортных цехов зависит от объема производства и структуры завода.