Объем разборочных работ зависит от степени износа, а также характера повреждений деталей и узлов вагона и обусловливается характеристикой ремонта. В разборочном цехе, кроме работ по разборке вагонов, выполняются также работы по очистке внутренних и наружных поверхностей кузовов вагонов от старой краски и ржавчины.
Имея в виду, что при заводском ремонте, особенно цельнометаллических вагонов, снимается большое количество деталей и оборудования, в разборочном цехе должны быть предусмотрены достаточные площади для их складирования, сортировки и хранения. В разборочном цехе снимается внутреннее оборудование, оконные рамы, двери, замки, полки и другие детали, требующие ремонта; разбирается оборудование туалетных; снимаются динамомашины, аккумуляторные батареи, вентиляторы, котлы отопления, разбирается сеть отопления. У вагонов с деревянным кузовом снимается наружная металлическая обшивка, а у цельнометаллических — деревянная обшивка стен, потолка, полов, изоляция вагонов и закладные брусья.
Рис. 244. Схема движения деталей, снятых с вагонов
Рис. 245. Схема переносного дробеструйного аппарата с непрерывной циркуляцией дроби:
1 — всасывающая труба; 2 — конусная насадка; 3 — патрубок для удаления снятой краски и пыли; 4 — сетка для счистки дроби; 5 — корпус; 6 — щетка; 7 — окрашенная поверхность; 8 — рукоятка
При разборочном цехе организуется моечный участок, где очищаются унитазы, умывальные чаши, вентиляционные фильтры, а также удаляется краска с металлических листов наружной обшивки вагона.
Разборочные позиции оборудуются кран-балками грузоподъемностью 1 т, передвижными площадками велосипедного типа, позволяющими выполнять работы на верхней части кузова вагона, колонками для подключения к воздушной магистрали пневматического и электрифицированного инструмента (отвертки, гайковерты и др.), а также сетью горячей и холодной воды. Если высота разборочного цеха не позволяет вынимать котлы отопления мостовым краном через крышу вагона, то вне цеха на пути движения вагона сооружается эстакада в виде рамки с монорельсом и электрическим тельфером грузоподъемностью 1 т. Этим же тельфером снимаются калориферы и вентиляционные агрегаты. Снятые детали после сортировки развозятся в соответствующие ремонтные отделения или кладовые (рис. 244).
Старая краска с наружной поверхности вагона может удаляться гидро- пескоструйным, дробеструйным или химическим способами при помощи раствора каустической соды. Для этой цели используются обмывочные камеры (см. рис. 243). После обработки вагона содовым раствором поверхность его промывается чистой водой или водой с небольшой добавкой кислоты для нейтрализации остатков соды.
Для снятия старой краски может также применяться специальная мастика, наносимая на окрашенную поверхность. Мастика выдерживается на поверхности вагона 12 — 14 ч и затем удаляется вместе со слоем краски. Очищенная поверхность промывается водой.
Для удаления слоя краски иа небольших участках поверхности кузова, а также на свесах крыши может быть использован переносный дробеструйный аппарат с непрерывной циркуляцией дроби (рис. 245) конструкции инж. Бонара (Чехословакия). Аппарат работает от сети сжатого воздуха поддавлением 6 — 7 ат. Производительность 4 — 6 м/ч при расходе дроби 0,5 кг.
Циркуляция дроби в аппарате происходит за счет эжекции, возникающей во всасывающей трубе I при истечении сжатого воздуха через конусную насадку 2. Очистка дроби от пыли и краски осуществляется с помощью сетки 4. Пыль и снятая краска удаляются сжатым воздухом через патрубок 3, на конце которого укрепляется матерчатый пылесборник.
Для облегчения работы с аппаратом он укрепляется на пружинной подвеске к ролику, который перемещается по рейке, закрепленной на тележке велосипедного типа. Такое подвешивание аппарата позволяет легко установить его на любом уровне вагона.
После разборки вагоны передаются в вагоносборочный цех.
Имея в виду особенности работ по разборке вагонов, целесообразно разборочные позиции размещать в помещении, изолированном от вагоносборочного цеха. В то же время для уменьшения транспортировки и сокращения простоев вагонов в межцеховых заделах желательно, чтобы разборочные помещения непосредственно примыкали к вагоносборочному цеху, а ремонтные пути его являлись продолжением путей разборочного цеха или же были связаны между собой трансбордерной (транспортировочной) тележкой.