Отопление пассажирского вагона — обеспечивается комбинированной системой, в которую входят водогрейный котёл, отопительные приборы (радиаторы с нагревательными трубами, калорифер и т. п.), трубопроводы, расширитель для восприятия, увеличивающегося при нагревании объёма воды, запорно-регулирующая аппаратура (см. рис.). Вода в котле подогревается расположение в водяной рубашке высоковольтными нагревательными элементами, а при отсутствии электроэнергии — за счёт теплоты сжигаемого твёрдого топлива (угля). Питание нагревательных элементов осуществляется по однопроводной поездной линии с номинальным напряжением 3000 В постоянного или однофазного переменного тока частотой 50 Гц (в пути следования от локомотивов, а в пунктах отстоя — от стационарных устройств). О. позволяет поддерживать в вагоне температуру около (20 ± 2) "С.
Система работает с естественной циркуляцией воды при верх, расположении разводящей линии. В водяном калорифере подогревается проходящий через него воздух, который подаётся вентилятором в помещения вагона. Предусмотрена и искусств. циркуляция вода с помощью циркуляции насоса, установленного на трубопроводе, подводящем воду к котлу, подача которой включается в тех случаях, когда температура наружного воздуха ниже расчётной или когда необходим ускоренный нагрев вагона после отстоя.
Схема отопления пассажирского вагона: 1 — котёл; 2 — отопительная калориферная ветвь; 3 — напорная труба котла; 4 — воздухоотводящие трубки; 5 — расширитель; 6, 7 — отопительные ветви купейной и коридорной сторон; 8 — нагревательные трубы; 9 — циркуляционный насос.
В вагонах с кондиционированием воздуха используют дополнительные, низковольтные электрическое печи и калорифер, которые питаются от автономной системы электроснабжения напряжение 110 В пост. тока.
В пасс, вагонах межобластного и пригородного сообщений наиболее распространено отопление с помощью электрическое печей и калориферов.