Содержание материала

Укладка валов на подшипники у дизелей 2Д100 и соединение нижнего вала с генератором. Укладка валов, так же как и сборка двигателя в условиях завода, выполняется на поворотном стенде-кантователе типа Р9690-2640 и стендовых балках.

Блок устанавливают на опоры (рис. 64), уступ между крышкой подшипника и постелью блока до 0,8 мм, а у вкладышей между собой—не более 1,5 мм. Опорно-упорные вкладыши подбирают по результатам измерений зазора между шейкой и технологическим (макетным) вкладышем, который делается без буртов в местах измерения зазоров. Имея в виду измеренный зазор и толщину макетного вкладыша, подбирают рабочий вкладыш. После всех проверок разбирают подшипниковые узлы, вынимают валы, клеймят вкладыши, детали промывают бензином или керосином, смазывают маслом и вновь собирают со шплинтовкой гаек, проверяя легкость вращения валов.

Рис. 64. Укладка коленчатых валов и сборка двигателя 2Д100 на стенде- кантователе:
1 — опора полукольца; 2 — нижнее полукольцо; 3 — болт; 4 — редуктор; 5 — площадка
О влиянии величины конструктивных и предельных зазоров в подшипниках  дизелей на утечку масла можно судить по следующим цифрам. У двигателя 2Д100 при подаче масла насосом 85 тыс. кГ/ч с температурой 65°С утечка масла в зазоры коренных подшипников при диаметральном зазоре 0,25 мм составляет 49 тыс. кг/ч и 20 шатунных подшипниках при зазоре 0,15 мм — 8 тыс. кг/ч. При таких утечках для охлаждения поршней остается масла менее 10 тыс. кг/ч. Это масло в каналах поршня нагревается до 130—150° С, вследствие чего на охлаждаемой поверхности образуется слой нагара, препятствующий теплопередаче от поршня к маслу, что вызывает появление трещин и сетки разгара у его головки.
ЦНИИ МПС совместно с заводами разработал для дизелей 10Д100 конструкцию безканавочного вкладыша, обладающего большей несущей способностью и, следовательно, более надежного в эксплуатации.
Коренные рабочие вкладыши без канавок могут быть заменены без переделок на вкладыши старой конструкции, а у шатунных вкладышей должны быть просверлены два отверстия диаметром 13 мм в направлении, соответствующем каналам в шатуне. Коленчатые валы старой и новой конструкций не взаимозаменяемы.

Соосность нижнего коленчатого вала и вала генератора, соединяемых полужесткой муфтой, регулируют при помощи установочных болтов, ввертываемых в кронштейны, укрепляемые к поддизельной раме (поворот в горизонтальной плоскости), и прокладок, устанавливаемых под лапы станины генератора (изменение высоты).
Качество установки контролируют измерением толщины муфты в четырех положениях через 90° в одном и том же месте диска муфты. Для этой цели используют приспособление с индикатором, ножка которого устанавливается на диск со стороны генератора; отклонение должно быть не более 0,2 мм. Одновременно при этом проверяют зазор между якорем и главными полюсами при помощи длинных щупов. Зазор должен быть 4,4—5,5 мм с разницей 1 мм.

Рис. 65. Укладка подшипников в картер двигателя типа Д50:
1 — вкладыш (упорный); 2 — планка; 3 — гайка; 4 — защитная планка