Содержание материала

При заводском ремонте блоки дизелей проверяют на контрольных плитах и кантователях. Проверку блока дизеля типа Д100 ведут после сварочных работ и окончательной обработки специальными контрольными приспособлениями, универсальными измерительными инструментами и оптическими приборами КГИ-2 системы ЦНИИ МПС. Оптический метод обеспечивает точность 0,01 мм на 1 м длины. Индикаторными нутромерами проверяют диаметры отверстий под цилиндровые гильзы и вертикальную передачу, подшипники кулачковых валов, толкатели топливных насосов и постели верхнего и нижнего коленчатых валов. Контрольными приспособлениями проверяют соосность отверстий под вертикальную передачу и гильзу каждого цилиндра. Фальшвалом проверяют соосность и цилиндричность опор под подшипники кулачковых валов и коленчатых валов. Соосность отверстий под толкатель и перпендикулярность их общей оси относительно плоскости фланца А в блоке проверяют при помощи оправки Р9570—1492' (рис. 51, а). Зазор между фланцем блока и оправкой при повороте оправки на 180° допускают не более 0,05 мм. На рис. 51, б дана схема измерения расстояния между поверхностями платиков Б и В верхнего и нижнего валов вертикальной передачи приспособлением ТК569-60. На рис. 51, в дана схема проверки неперпендикулярности торцовых поверхностей постелей опорно-упорных подшипников к оси постелей коленчатых валов при помощи короткого фальш-вала. Неперпендикулярность поверхности Г к оси постелей у обоих коленчатых валов, проверяемая щупом, допускают не более 0,03 на диаметре 290 мм. Аналогичную конструкцию фальш-вала на длину девяти постелей применяют для проверки геометрии постелей.
Прибор ЦНИИ МПС КГИ-2 используется для определения степени соосности опор валов, перпендикулярности осей гильз относительно коленчатого вала, а также параллельности и перпендикулярности привалочных плоскостей.
Метод проверки в данном случае основан на сочетании принципов автоколлимации, визирования и шагового измерения. Объект устанавливают на колонны, верхние опорные плоскости которых изготовляют с непрямолинейностью 0,03 мм на длине 1 000 мм и общим наклоном в одну сторону не более 1°.
Геометрические оси постелей верхнего и нижнего коленчатых валов у блока двигателя типа Д100 (рис. 52), установленного на колонны, находят при помощи зрительной трубы 7, двух визирных марок 9 и 13 (4 и 1), расположенных на крайних постелях блока, а ступенчатость постелей — при помощи шаговых мостиков 10 и 2, перемещаемых по опорам у верхнего и соответственно у нижнего валов. Визирные марки и шаговые мостики на опоре имеют две жесткие и одну опору с пружиной. В отверстии корпуса визирной марки имеется оптическое перекрестие, связанное с двумя микрометрическими винтами, имеющими отсечные лимбы с ценой деления 0,005 мм.

После закрепления визирных марок 9 и 13 (при отсутствии шагового мостика) зрительную трубу устанавливают на колонне так, чтобы ее перекрестие совпало с обоими перекрестиями визирных марок. Внизу колонны укладывают накладное зеркало 5, являющееся неподвижным репером. Зеркало дает возможность при помощи автоколлиматора с пентапризмой 8 отметить положение зрительной трубы в пространстве.
Разница двух показаний автоколлиматора при верхнем и нижнем положениях зрительной трубы даст величину непараллельности геометрических осей постелей в угловых величинах.

Рис. 52. Схема проверки блока дизеля 2Д100 спаренной оптической системой КГИ-2: 1, 4, 9 и 13— визирные марки; 2 и 10 — шаговые мостики; 3 и 12 — зеркальные мостики; 5 — накладное зеркало; 6 — колонка со спаренной оптической системой; 7 — зрительная труба; 8 — автоколлиматор с пентапризмой; 11 — вертикальный мостик

Ступенчатость постелей в двух взаимно перпендикулярных плоскостях измеряют шаговыми мостиками 10 и 2, имеющими четыре и шесть жестких опор, расположенных попарно под углом 90°. Шестиопорный шаговый мостик применяют при различном расстоянии между опорами, как у двигателей типа Д100. На торце шагового мостика жестко закреплено плоское металлическое зеркало. При определении ступенчатости мостик устанавливают на наиболее близкую к автоколлиматору пару постелей. Сам автоколлиматор со зрительной трубой закрепляют на специальном столике, имеющем устройство для линейных и угловых перемещений в вертикальной и горизонтальной плоскостях.
Ступенчатость определяют относительно вычисленной спрямленной оси в микронах. Спрямленная ось определяется как среднее алгебраическое из всех измерений отдельно для вертикальной и горизонтальной плоскостей. Шаговый метод измерения дает возможность определить непрямолинейность любых плоскостей.

Величины непараллельности плоскости определяют зеркальным мостиком 12, устанавливаемым на проверяемую верхнюю поверхность в нескольких местах. Полученный ряд показаний вертикального лимба автоколлиматора обрабатывают, определяя среднее значение и соответственно отклонение от него.
Неперпендикулярность осей цилиндровых гильз определяют при помощи зрительной трубы 7, визирных марок 9 и 13, автоколлиматора 8 и вертикального мостика 11, снабженного зеркалом, имеющим две строго параллельные друг другу отражающие поверхности.
В данном случае ось постелей коленчатого вала принимают за базу, и от нее измеряют величины отклонений от прямого угла. Алгебраическая полусумма показаний автоколлиматора в двух положениях вертикального мостика дает величину неперпендикулярности осей цилиндровых гильз относительно оси постелей коленчатого вала, а также непараллельности осей гильз между собой.
Из условия нормальной работы поршневой группы двигателей различных конструкций допускаемая величина неперпендикулярности оси цилиндра на 1 м длины относительно оси коленчатого вала

где Δ — диаметральный зазор между нижней частью поршня и гильзой, мм; s — ход поршня, мм.
Блоки дизелей других конструкций проверяют аналогичным образом с применением визирных марок и мостиков других размеров. Оптической системой КГИ-2 проверяют также крупногабаритные станки и валы калибров.