Главная >> Подвижной состав >> Технология ремонта тепловозов

Настройка электрической схемы - Технология ремонта тепловозов

Оглавление
Технология ремонта тепловозов
Система осмотров и ремонтов тепловозов
Основная техническая документация и контроль за качеством ремонта тепловозов
Основные положения по разборке и сборке агрегатов
Очистка деталей механических частей тепловоза
Износ деталей и контроль за их состоянием
Способы определения величины износа деталей
Способы восстановления деталей механических частей оборудования тепловозов
Осталивание, притирка и доводка деталей при восстановлении
Полимеры при ремонте тепловозов
Выбор способа восстановления деталей, склеивание
Ремонт деталей типовых соединений механических частей
Ремонт подшипников, шлицевых соединений
Сборка агрегата и его установка
Съемка дизеля с тепловоза, его разборка и сборка
Ремонт блоков, картеров и гильз цилиндров дизелей
Проверка блоков и картеров дизелей
Гильзы цилиндров дизелей
Ремонт коленчатых валов и подшипников дизелей
Ремонт вкладышей подшипников дизелей
Укладка валов на подшипники у дизелей 2Д100
Укладка вала на подшипники в картер двигателя типа Д50
Проверка вала и смена подшипников при текущем ремонте
Ремонт шатунно-поршневой группы дизелей
Наплавка поршней дизелей из алюминиевого сплава, анодирование
Ремонт головки поршня дизеля 2Д100, лужение
Ремонт вставки поршня дизеля 2Д100, поршневых колец, пальцев
Ремонт шатуна и смена подшипников дизелей
Сборка поршня дизеля с шатуном, контроль, постановка
Сборка поршней двигателей типа Д50
Ремонт крышек цилиндров и деталей привода клапанов дизелей
Ремонт передач между коленчатыми валами, кулачковых валов дизелей
Ремонт топливной аппаратуры дизелей
Восстановление плунжерных пар  дизелей
Восстановление распылителя дизелей
Испытание и регулировка форсунок дизелей
Установка насоса на дизель
Ремонт регуляторов числа оборотов и безопасности дизелей
Ремонт шестеренчатых и лопастных насосов дизелей
Ремонт агрегатов наддува дизелей
Сборка турбокомпрессора дизелей
Ремонт деталей воздухонагнетателя дизелей
Ремонт секций холодильников и теплообменников
Ремонт фильтров и трубопроводов
Ремонт редукторов
Ремонт муфт сцепления редукторов
Сборка, регулировка, обкатка и испытание редукторов
Ремонт узлов гидромеханической передачи
Очистка электрического оборудования
Ремонт деталей типовых соединений электрических частей
Ремонт тяговых электродвигателей
Ремонт остова, подшипниковых щитов, катушек электродвигателей
Ремонт якоря электродвигателей
Ремонт и установка щеткодержателей электродвигателей
Ремонт главных генераторов
Ремонт двухмашинного агрегата
Ремонт вспомогательных электрических машин
Пропитка и сушка электрических машин
Проверка и испытание электрических машин
Ремонт и регулирование электрических аппаратов
Ремонт реверсоров и контроллеров
Ремонт вентилей электропневматических, катушек
Ремонт дугогасительных камер, трансформаторов
Испытания электроаппаратов
Ремонт кислотных батарей
Ремонт щелочных батарей
Ремонт рамы тепловозов
Ремонт кузова (капота) тепловоза
Ремонт рамы тележки
Ремонт колесных пар
Ремонт букс
Ремонт рессорного подвешивания
Сборка тележек
Испытание основных агрегатов
Настройка электрической схемы

При испытании тепловоза кабели (номера кабелей у каждой серии локомотива определенные) отсоединяют от подвижных губок электропневматических контакторов П1—П6 и присоединяют кабели положительных пластин реостата. Отсоединяют кабели от шунта и вместо них подключают кабели отрицательного полюса пластин реостата. Отключатель реле заземления выключают и включают в цепь все отключатели тяговых электродвигателей. Для измерения величины сопротивления и напряжений в схеме в процессе настройки используются различные приборы. В частности, для этой цели может быть использован тестер, которым перед настройкой проверяют величину сопротивлений отдельных цепей и обмоток.
Перед настройкой проверяют число оборотов вала дизеля на всех позициях рукоятки контроллера, а также работу устройств защиты, агрегатов и состояния трубопроводов. Для измерения числа оборотов используют тахометр, установленный в средней части пульта. Датчик тахометра присоединяется к валу заднего распределительного редуктора. Число оборотов регулируют электромагнитами объединенного регулятора (см. § 18). На I позиции контроллера вал дизеля должен иметь 400 + 15 об/мин, а на XV — 850 об/мин.
После настройки числа оборотов вала дизеля 10Д100 проверяют на срабатывание предохранительное устройство, которое должно срабатывать при 940— 980 об/мин. При холостом ходе измеряют вибрографом ВР-1 амплитуду вибрации на серединах лап главного генератора (допустимая величина 0,35 мм) и на корпусе турбокомпрессоров (0,3 мм). На холостом ходу проверяют и регулируют узлы заряда аккумуляторной батареи и регулятора напряжения ТРН.
Аккумуляторная батарея ТПЖН-550 должна иметь напряжение не ниже 52 в. Реле обратного тока (РОТ) должно включаться, когда напряжение вспомогательного генератора будет выше на 2—3 в напряжения аккумуляторной батареи, а выключаться при обратном токе — не более 85 а. Если реле не удовлетворяет этим условиям, то его заменяют на отрегулированное в аппаратном цехе на стенде.
Регулятор напряжения типа ТРН-1 должен поддерживать напряжение на 0 — VIII позициях рукоятки контроллера —75 + 2 в, а на IX — XV — соответственно 75 + 1 в. Проверку регулятора напряжения производят после прогрева его обмоток в течение 15—20 мин. Если напряжение не поддерживается в допустимых пределах, то регулятор напряжения заменяют на отрегулированный на стенде (см. § 32) или регулируют реостатом R3, пружинами и сопротивлениями R1, R2.
При холостом ходе также проверяют токи и напряжения в электрической схеме, правильность включения обмоток амплистата, полярность включения размагничивающей обмотки возбуждения. Перед проверкой выключают отключатели тяговых электродвигателей и включают автомат «Управление тепловозом». Устанавливают рукоятку контроллера на IV позицию и по приборам пульта управления проверяют ток и напряжение в цепях: генератора, возбудителя, синхронного подвозбудителя и подмагничивающих обмоток амплистата.
Приборы стенда на IV позиции рукоятки контроллера должны примерно показывать: напряжение главного генератора — 300 в, а у синхронного возбудителя — 60 в; ток возбуждения главного генератора — 40 а, в обмотке управления и задающей обмотке амплистата — 0,5 а, ток в намагничивающей и размагничивающей обмотках — соответственно 4 а и 1,4 а. Полярность обмоток определяют путем поочередного включения. В случае отклонений от указанных выше величин производят проверку. Задающая и регулировочная обмотки амплистата при правильном включении подмагничивают сердечник. Первой включают задающую обмотку. При правильном включении ток в рабочих обмотках возрастает. При включении одной управляющей обмотки ток выхода сначала уменьшается, а затем возрастает. Для проверки действия размагничивающей обмотки возбудителя вынимают штепсельный разъем из блока выпрямителей БВ. В этом случае цепь намагничивающего тока разрывается и при правильной полярности размагничивающей обмотки полярность напряжения главного генератора изменяется на обратную.
При отсутствии тока выхода амплистата проверяют напряжение синхронного подвозбудителя СПВ. При отсутствии напряжения проверяют щеточный аппарат. Если напряжение имеется, проверяют цепи питания независимой обмотки возбудителя и исправность диодов блока выпрямителя. Сопротивление намагничивающей обмотки возбудителя должно быть 2,85 Мом. Наличие напряжения у генератора указывает на исправность всех цепей возбуждения. Нагрузка дизеля увеличивается постепенно.
На IV позиции рукоятки контроллера, что соответствует числу оборотов вала 495 ± 15 в минуту, мощность должна быть равна 470 квт, а на XV позиции при 850X5° об/мин — 1 785 — 1 825 квт.

Проверка, регулирование дизеля и вспомогательных агрегатов.

Вовремя обкаточных испытаний у дизеля проверяют: число оборотов; давление сжатия газов у всех цилиндров на нулевой позиции рукоятки контроллера; давление вспышки, температуру воды и масла, давление масла, топлива и воздуха в системах и в ресивере и разрежение в картере на XV позиции рукоятки контроллера. Проверяют срабатывание предельного регулятора и кнопки аварийного выключения дизеля. После работы на IV, IX и XIV позициях дизель останавливают для осмотра трущихся частей, устранения обнаруженных неисправностей и регулирования. Время, затраченное на устранение обнаруженных неисправностей, в обкаточное время не засчитывается.
Во время обкаточных испытаний проверяют работу компрессора, вентиля горов охлаждения тяговых электродвигателей, редукторов переднего и заднего, охлаждения генератора и работу автоматического привода вентилятора холодильника. Давление масла, поступающего в гидромуфту привода вентилятора холодильника, регулируют таким образом, чтобы при скорости вращения 400 об/мин вала дизеля оно было не менее 0,2 кГ/см2, а при 850 об/мин — 0,7—1,2 кГ/см2.
У дизеля, работающего с полной нагрузкой при XV положении рукоятки контроллера температура отработавших газов должна быть не более 450° С при выпуске из всех видов ремонта. Если состояние окружающей среды отличается от стандартных (+15° С и 760 мм рт. ст.), то при повышении окружающего воздуха на каждые 10° С температура отработавших газов повышается на 15° С. Разница температур между цилиндрами допускается до 60° С, а у десятого цилиндра по отношению к другим цилиндрам может быть ниже на 70° С.
В зимнее время температура отработавших газов соответственно ниже. Температуру газов измеряют пирометрической установкой ТКД-50 с гальванометром и переключателем.
Давление вспышки по цилиндрам проверяют максиметром модели 1711 завода «Манометр». Давление должно быть не более 100 кПсм2 при стандартных атмосферных условиях. Разность давлений вспышек в цилиндрах допускается не более 8 кГ/см2. При понижении температуры окружающего воздуха допускается увеличение давления вспышки на 1,5—2 κΓ/см2 на каждые 10° С. Давление вспышки регулируют изменением угла опережения подачи топлива при помощи прокладок, устанавливаемых под корпус топливного насоса. Прокладки толщиной 0,1 мм изменяют давление вспышки на 2—2,5 кГ/см2. Отрегулировав давление вспышки, вновь проверяют температуру отработавших газов. Регулирование производят путем изменения выхода реек. Увеличивают подачу топлива у того парного насоса, который имеет меньший выход рейки. Если выход реек одинаков, то его изменяют у обоих насосов. Давление наддувочного воздуха измеряют V-образным ртутным манометром (1,08 — 1,35 кГ/см2).

Рис. 228. Внешняя (I) и селективная (II) характеристики главного генератора тепловоза 2ТЭ10Л на XV позиции контроллера

Разрежение в картере измеряют U-образным манометром. Оно должно быть в пределах 10—60 мм вод. ст., а в маслосборниках турбин — 20 или давление не более 60 мм вод. ст. При полной нагрузке проверяют: давление масла в верхнем коллекторе и перед центробежным фильтром, давление топлива в нагнетательном трубопроводе. Испытания двигателя проводят при температуре масла и воды на выходе из двигателя 60—75° С. При испытании проверяют подачу воздуха на охлаждение тяговых электродвигателей путем измерения давления в нагнетательном воздухопроводе V-образным манометром. При полном числе оборотов вала двигателя давление должно быть не менее 140 мм вод. ст.

Настройка селективной характеристики включает проверку ее элементов (трансформаторы постоянного тока и напряжения (ТПТ, ТПН), балластные сопротивления, выпрямительные мосты). Изменяя ток генератора от 0 до 2 000 а, напряжение поддерживается постоянным (рис. 228 кривая II). При дальнейшем увеличении тока до 4 600 а напряжение изменяется по наклонной прямой и далее при токе до 4 700 а напряжение резко падает, т. е. наступает четкое ограничение тока. Настройку узла производят следующим порядком.
Включают отключатели тяговых электродвигателей и отключают регулировочную обмотку амплистата. Постепенно устанавливают рукоятку контроллера на XV позицию и нагружают генератор током 1 800—2 000 а, контролируя работу схемы по величине напряжения генератора. Регулируют сопротивлениями СВВ, СВТ, СВПВ ток в обмотках возбуждения возбудителя, тахогенератора и синхронного подвозбудителя до положения, когда напряжения будут: питания амплистата 60 ±2 в, питания трансформатора ТПН 30 ± 1 в, питания трансформатора ТПТ 70 + 2 в и индуктивного датчика 9 ± 1 в. После этого проверяют селективную характеристику, изменяя напряжение через каждые 200 а. Если показания приборов не дают совпадения с характеристикой, то производят подрегулирование. Наклон характеристики регулируют сопротивлением СТН. Для увеличения угла наклона величину сопротивления увеличивают. При «просадке оборотов» увеличивают сопротивления СБТН и СБТТ до исключения «просадки оборотов». Для совмещения полученной характеристики с требуемой вновь изменяют эти сопротивления. Чтобы увеличить длину наклонной части (2 150—2 300 а) характеристики, увеличивают ток задающей обмотки на 4,1—0,2 а.

Если в результате настройки требуемая селективная характеристика не получается, то проверяют правильность соединения элементов цепи и исправность диодов. В первую очередь проверяют узел трансформатора тока при отсутствии ограничения тока или недостаточного наклона характеристики, а. при недостаточном ограничении напряжения—узел трансформатора постоянного напряжения и амплистат возбуждения.

Настройка плавного трогания производится на I и III позициях рукоятки контроллера. Мощность на I позиции должна составлять 80—100 квт и на III позиции — 300—360 квт. Регулирование ведется изменением сопротивления СВТ. При токе генератора 1 000 а изменением длины штока привода золотника у объединенного регулятора ползунок регулировочного реостата должен находиться со стороны дизеля на упоре.


Рис. 229. Расположение регулировочных поясков на трубках сопротивлений:
а — в цепи возбуждения тахогенератора и обмотках подмагничивания амплистата; б — в цепи размагничивающей обмотки возбуждения

Настройка внешней характеристики генератора производится на XV позиции рукоятки контроллера при включенной регулировочной обмотке.. Устанавливают ток генератора в пределах 1 800—2 000 а, при этом напряжение не должно превышать 750 в. С помощью сопротивления СОР устанавливают ток регулировочной обмотки 0,6—0,7 а. Проверяют мощность дизель-генератор а на упоре. Мощность на упоре должна на 40—50 квт превышать значение мощности, регламентируемой Правилами ремонта.
При проверке мощности на упоре предварительно отмечают положение хомута на сопротивлении СБТТ (рис. 229), а затем уменьшают его величину, увеличивая ток генератора не более 4 200 а, добиваясь «просадки числа оборотов» вала дизеля на 5—10 об/мин. Мощность измеряют при включенном компрессоре и главном вентиляторе на второй ступени. После проверки мощности на упоре хомут на сопротивлении СБТТ устанавливают на прежнее место. Если не удается получить снижение числа оборотов при токе 4 200 а, то временно изменяют величину сопротивления СВВ.
Вместо изменения сопротивления СБТТ можно перейти на аварийное возбуждение, переключив переключатель АР, который затем ставят в положение «Нормальное возбуждение». В таком положении при включенном компрессоре и главном вентиляторе устанавливают ток генератора 4 000—4 200 а и измеряют его мощность, которая должна быть на 40—50 квт ниже измеренной при положении, соответствующем упору. Если мощность не соответствует необходимой, регулируют траверсу винтом у привода золотника нагрузки объединенного регулятора. Затем проверяют внешнюю характеристику при токе генератора 1 800—2 000 а. Изменяя ток регулировочной обмотки с помощью сопротивления СОР, регулируют напряжение у генератора, которое должно быть 720—750 в. Максимальный ограничивающий ток главного генератора (6 000—6 600 а) регулируют сопротивлением СБТТ. Внешняя характеристика генератора должна примерно соответствовать приведенной на рис. 228. Характеристику снимают через каждые 300 а.

Настройка аварийной схемы возбуждения производится при положении аварийного переключателя «Аварийный режим» и XV позиции рукоятки контроллера и токе главного генератора 4 000 а. Регулирование ведут сопротивлением СВВ.
Настройка реле перехода осуществляется при настроенной внешней характеристике. Регулирование ведут с помощью изменения сопротивления в цепи токовых катушек и катушек напряжения. Если реле перехода не удается настроить непосредственно на тепловозе, то его снимают и заменяют отрегулированным на стенде.

Настройка и проверка схемы вспомогательного оборудования включает: регулирование напряжения подводимого к лампе прожектора, регулирование схемы автоматического управления холодильника, проверку срабатывания реле заземления, пожарной сигнализации, работы блокировки дверей высоковольтной камеры, работы вентилятора дизельного помещения.
Результаты реостатных испытаний отдельно для каждой секции фиксируют в журнале. По окончании испытаний отрегулированные узлы пломбируют. К таким узлам относятся: реле давления масла; упор, ограничивающий максимальную подачу топлива у регулятора числа оборотов; регулировочная тяга (вертикальная); крышка, болт и гайка рычага всережимной пружины; крышка соленоида; рейки топливных насосов; редукционный клапан масляного насоса; регулятор напряжения и люки ящиков сопротивлений.
При М6 тепловозы обкатывают с поездом на магистральных железнодорожных путях, проверяя работу агрегатов, тормозов и ходовой части тепловозов. После обкатки производят ревизию состояния поверхностей коллекторов всех электрических машин, зубчатой передачи тяговых электродвигателей, а также всех механизмов, работа которых в процессе обкатки вызывала сомнение в их качестве ремонта.

Основные требования по охране труда при испытании тепловозов.

Все работы, связанные с регулированием сопротивлений, реле напряжения и т. д., выполняют при остановленном дизеле. Кабели, соединяющие пульт управления с реостатом и реостат с главным генератором, должны быть проложены в земле и надежно укреплены, чтобы исключить их смещение. Не разрешается подвешивать кабели к соседним кабелям и трубопроводам. После подключения кабелей места соединений должны быть изолированы. Если во время реостатных испытаний будут обнаружены неисправности в электрооборудовании, рукоятку контроллера необходимо установить в нулевое положение, остановить дизель и устранить неисправность.



 
« Техническое обслуживание подвижного состава   Тормозные приборы »
железные дороги