Содержание материала

При М2 и М3 осматривают электродвигатели и тахометрические агрегаты в таком же порядке, как и двухмашинные агрегаты. Во время М4 снимают и разбирают для ревизии и освидетельствования электродвигатели топливоподкачивающего насоса, калорифера (в зимнее время), а также тахогенераторы ПН5 (Т1), Г25Б (Т2) и А703 (с 1960 г.) тепловозов ТЭЗ. Дополнительно к перечисленным агрегатам при подъемочном ремонте снимают для ревизии электродвигатели маслопрокачивающего насоса, вентиляции кабины машиниста и кузова.
При М5 и М4 у тепловозов ТЭЗ и типа ТЭ10 снимают и производят ревизию электродвигателей: топливоподкачивающего (основного и аварийного питания), маслопрокачивающего насосов, вентилятора кузова, калорифера, антиобледенителей, а также синхронного подвозбудителя и преобразователя радиостанции.
Перед разборкой проверяют сопротивление изоляции обмоток и выявляют участки с пониженной изоляцией. Сопротивление изоляции должно быть не менее 0,5 Мом.

Разборка и сборка.

Вспомогательные электрические машины, применяемые на тепловозах, по конструкции якоря разделяются на две группы: одноякорные (одноколлекторные) и двухъякорные (ПО-300, А-705А и А-703). Разборка и сборка всех машин производятся примерно в одинаковом порядке, но имеются и отличия, связанные с конструктивными особенностями. Тахогенераторы типа А-703 и А-705А выполнены в виде двухмашинного агрегата, поэтому оба ярма могут быть вынуты из станины ( служащей экраном) после отвертывания гайки со стороны тахогенератора и съемки подшипниковых щитов.
У электродвигателей ПН-2,5, МВ-75 и других машин мощностью до 1 квт полюсы снимают без разборки межкатушечных соединений.
Сборку вспомогательных машин производят в обратном порядке. Для облегчения установки на сердечники, а также предупреждения порчи изоляции катушки полюсов вспомогательных электрических машин подогревают в печи до температуры 100—110° С. Межполюсное расстояние регулируют прокладками, которые устанавливают под сердечниками полюсов. Правильность сборки полюсов проверяют компасом, пропуская ток по катушкам напряжением 12 в. Внутри станину окрашивают серой эмалью ГФ-92-ХС.

Ремонт

Ремонт вспомогательных электрических машин выполняют по той же технологической схеме, что и основных электрических машин. Изношенные места или трещины у деталей, отлитых из алюминиевых сплавов, наплавляют и заваривают газосваркой с применением флюса и последующей механической обработкой. Отремонтированные и изолированные катушки формуют в штампе и пропитывают, после чего сопротивление изоляции должно быть не менее 1,5 Мом.
Якоря, имеющие сопротивление обмотки менее 1 Мом, сушат в печи, доводя его до нормы. Если это сделать не удается, меняют обмотку.
Коллекторы, имеющие износ более 0,2 мм, протачивают, продороживают и шлифуют, кроме электродвигателей типов ПН и П, где продороживание не обязательно (предусмотрено конструкцией). Коллекторы разборной конструкции, имеющие предельный износ (6—12 мм на диаметр), выжиги и смещение пластин, разбирают, заменяя медные и миканитовые пластины, миканитовые конусы и цилиндры.
Особенностью электродвигателей типов ПН, ПЛ, МВ и тахогенераторов А-703, А-705А является пластмассовый корпус, охватывающий концы пластин коллектора и контактные кольца у синхронного подвозбудителя. При замене коллектора спрессовывают корпус коллектора с рифленой части вала и насаживают другой корпус с коллектором. При отсутствии технологической оснастки для изготовления пластмассового корпуса последний заменяют двумя нажимными металлическими шайбами, изолируемыми от коллектора формовочным миканитом. Нажимные шайбы вместе с коллектором напрессовывают на рифленую часть вала.
Якорь динамически балансируют вместе с крыльчаткой. Дисбаланс устраняют путем напайки припоя на проволочных бандажах или за счет грузов у балансировочного кольца.
Собранные электрические машины проходят цикл испытаний, после чего их окрашивают эмалью.