Содержание материала

Разобранные детали шатуна (стержень, шатунные болты и крышка) очищают и продувают сжатым воздухом, после чего места, подверженные образованию трещин, осматривают и проверяют магнитным дефектоскопом. В условиях заводов для магнитного контроля используют установку типа ТК438-62 конструкции ПКБ ЦТВР. В этой установке предусмотрены: стенд для магнитного контроля, камера размагничивания и камера мойки. На установке можно проверить и другие детали. Для определения степени износа и деформации нижнюю головку шатуна собирают без вкладышей и щупом проверяют прилегание крышки к шатуну. Щуп 0,03 мм не должен проходить. Измеряют индикаторным нутромером диаметр отверстия нижней головки.
Контактные поверхности шатуна и крышки проверяют по плите и прошабривают так, чтобы на каждый квадратный сантиметр приходилось не менее трех, четырех пятен от краски. Для устранения овальности при большем размере отверстия по разъему поверхность соприкосновения крышки делают клиновидной формы с вершиной к центру отверстия. Затягивают болты и ставят новые метки. В результате овальность не должна быть больше 0,05 мм при деповском ремонте и 0,03 мм при заводском ремонте. При деповском ремонте вынутые вкладыши осматривают и выкрошенные места заливки (менее 10%) восстанавливают наплавкой оловом, сплавом ПОС20.


Рис. 81. Кинематическая схема станка для притирки сферической поверхности верхней головки шатуна двигателя типа Д100:

  1. — стол с червячным приводом; 2 —шатун; 3 —притир; 4 — палец; 5 — рамка; 6 — эксцентрик; 7 и 10 — червячные пары; 8 — электродвигатель; 9 — клиновой ремень
    Для новых вкладышей или после напайки «усов» устанавливают наименьший зазор в «усах».

Если у двигателей типа Д50 изменение зазора «на масло» и в «усах» определяют щупом непосредственно на двигателе после затяжки болтов нижней головки шатуна, то у дизелей 2Д100 зазоры на масло определяют расчетом после сборки нижней головки и измерения диаметра подшипников и шейки вала.
В том случае если зазор между пальцем и втулкой верхней головки шатуна, измеренный щупом, больше установленной нормы, втулку выпрессовывают из головки при помощи гидравлического пресса типа А623 ПКБ ЦТ, а вместо нее устанавливают новую с натягом 0,03—0,06 мм (дизели типа Д100). Натяг может быть восстановлен применением эластомера ГЭН-150(B) или осталиванием наружной втулки.
Втулки вставляют в нагретую до 115—120° С верхнюю часть головки шатуна. На заводах и в некоторых депо верхнюю головку шатуна нагревают на стенде типа ТК442-62 конструкции ПКБ ЦТВР, используя индукционный нагрев. При заводском ремонте и при деповском в случае заклинивания или задира шатун проверяют на параллельность и скручивание осей отверстий головок.
Проверка осуществляется на призмах или приспособлениях, например приспособлении типа Р9570-2002 для дизелей 2Д100, представленном на рис. 80. Отклонение показаний индикаторов в положении I (проверка параллельности)· допускается не более 0,12 мм и в положении II (проверка на скручивание) — не более 0,4 мм.
В случае задира сферической головки шатуна дизеля типа Д100 притирка ползушки занимает очень много времени, поэтому для ускорения процесса целесообразно применять притирочный станок типа ОП-9948-01.
Электродвигатель 8 (рис. 81) мощностью 0,6 квт вращает через клиновой ремень 9 червячную пару 10 и стол 1 с установленным на нем шатуном 2, а также червячную пару 7 с эксцентриком 6. Эксцентрик через шатун качает рамку 5 вокруг оси со сферическим концом. Чугунный чашечный притир 3 весом 30 кг, устанавливаемый на обрабатываемую сферу, имеет гнездо, в которое упирается палец 4. Рамка 5, качаясь по дуге а — а увлекает притир, сообщая ему возвратно-поступательное движение. Сам притир вращается одновременно вокруг своей оси вместе с притираемым шатуном. В качестве притирочной пасты употребляется смесь из карборунда, мыла и воска.
Для поверхности ползушки используют притир из пластмассы, устанавливаемый на дополнительном приспособлении вместо шатуна, а ползушку закрепляют на место притира. В результате чистота поверхности получается 10.

Проверка шатунных болтов, условия их браковки.

Шатунные болты проверяют магнитным дефектоскопом. Болты, имеющие трещины и изъяны в резьбовой части (срыв ниток, вытянутость, крупные заусенцы и риски), заменяют. Смятую опорную поверхность гайки или головки болта зачищают шабером и проверяют прилегание к шатуну по краске.
Допускается не более двух разрывов отпечатка краски по окружности длиной не более 3 мм; у дизелей типа Д100 уменьшение высоты гайки менее 32 мм не допускается.

При подъемочном ремонте у дизелей типа Д100 «перезатягивают» вкладыши и наносят новые метки, которые определяют исходя из следующих условий. Шатун собирают без вкладышей. Гайки затягивают до упора ключом с рукояткой длиной 250—300 мм; проверяют плотность в стыке крышки с шатуном (щуп 0,03 мм не должен проходить); наносят карандашом совпадающие метки на гранях гаек и боковой поверхности шатуна; затягивают гайки за 6—8 приемов на полторы-две грани до упора поочередно для обеих гаек по четверти грани ключом с длиной рукоятки 1—1,2 м; вставляют шплинт, и если отверстия не совпадают, то гайку завертывают до совпадения; наносят новые метки на гранях гаек и боковых поверхностях шатуна.