Главная >> Подвижной состав >> Измерения и испытания при ремонте электрооборудования тепловозов

Измерения и испытания при ремонте электрооборудования тепловозов

Оглавление
Измерения и испытания при ремонте электрооборудования тепловозов
Измерение сопротивления изоляции
Проверка обмоток на межвитковые замыкания
Испытание электрических машин

Измерение сопротивления обмоток

Для измерения сопротивлений обмоток применяют в основном способ моста и способ амперметра-вольтметра. Первый способ заключается в сравнении измеряемого сопротивления с заранее известным. Схема моста (рис. 1, а) состоит из четырех резисторов: измеряемого R и трех известных R1, R2 и R3.

 При отсутствии тока в диагонали моста, в которую включен чувствительный гальванометр Г, измеряемое сопротивление:

Рис 1 Измерение сопротивления обмоток:
а — по схеме моста; б — методом амперметра вольтметра

Для измерения сопротивления сначала включают батарею Б. Кнопкой К1 дают некоторую выдержку времени, чтобы в плечах моста установились токи, а затем включают кнопку К2 и фиксируют показание прибора. Недостатком способа моста данной схемы является то, что им можно пользоваться с достаточной точностью только для измерения сопротивлений больше 1 Ом, и чем меньше измеряемое сопротивление, тем меньше точность измерения. Для измерения малых величин сопротивлений служат двойные мосты. С достаточно высокой точностью ими измеряют сопротивления обмоток катушек полюсов и якорей, величины которых составляют порядка 0,001 Ом.
Способ амперметра-вольтметра (рис. 1, б) более распространен. Основан он на непосредственном применении закона Ома. При применении приборов (амперметра и вольтметра) класса 0,2—0,5 обеспечивается высокая точность измерения. Сущность этого способа заключается в следующем. При прохождении по обмотке постоянного тока амперметром замеряют ток в цепи, а вольтметром — падение напряжения на зажимах обмотки. Измеряемое сопротивление Rx получается как частное от деления падения напряжения на обмотке U на ток I:


где I и U — соответственно показания амперметра и вольтметра.
Принципиальная схема состоит из измеряемого сопротивления R, амперметра А, регулировочного резистора R1, выключателя К и милливольтметра mV. Милливольтметр подключают при помощи щупов непосредственно на зажимы замеряемого сопротивления для получения более точных результатов. Следует иметь в виду, что омическое сопротивление обмоток машин очень мало, поэтому состояние переходного контакта в месте присоединения милливольтметра может внести значительные погрешности.
Замер омического сопротивления обмоток якорей катушек полюсов делают в «холодном состоянии» (под термином «холодное состояние» обмотки понимается такое состояние машины, при которой температура любой ее части отличается от температуры окружающей среды не более чем на 3°С). «Холодное состояние» обычно определяют по температуре коллектора. Для этой цели шарик термометра обертывают листовым станиолем и плотно прикладывают на 5—6 мин к поверхности коллектора.
Для замера омического сопротивления якоря вольтметр (или милливольтметр) присоединяют при помощи щупов, которыми касаются двух коллекторных пластин, расположенных под серединой щеток различной полярности и находящихся на расстоянии одного полюсного деления. Для повышения точности делают три замера при различных значениях тока, изменяя его перемещением подвижного контакта резистора, и берут среднее значение. Полученную величину сопротивления при данной температуре окружающей среды принимают для расчетов.
Из электротехники известно, что сопротивление проводников не остается постоянным при изменении температуры — при ее увеличении оно возрастает. Увеличение сопротивления на 1 Ом при повышении температуры на 1°С называется температурным коэффициентом, величина которого для меди равна 1/235· Обычно величину расчетного сопротивления в технической документации указывают при температуре 15°С. Для сравнения измеренного сопротивления Rx с расчетным полученную величину приводят к температуре 15°С по формуле

где Rt — измеренное сопротивление, Ом; t — температура, °С;
235 — температурный коэффициент меди.
Если, например, сопротивление, измеренное при температуре 5°С, составляет 0,030 Ом, то сопротивление Rx при температуре 15°С

29. Определение температуры нагрева обмоток по величине сопротивления
Свойство металла изменять сопротивление при нагреве используется для измерения температуры нагрева обмоток. Если известно сопротивление обмотки в нагретом состоянии Rt и ее сопротивление в холодном состоянии или при температуре 15°С (из расчетных записок, паспортных данных), то средняя температура обмоток может быть определена по формуле
Если, например, сопротивление обмотки Rt в нагретом состоянии равно 3,5 Ом, а при температуре 15°С — 2,9 Ом, то средняя температура обмотки

Определение температуры обмоток путем замера сопротивления в нагретом и холодном состоянии используется обычно в недоступных местах для измерения термометром (измерение якоря, ротора и других обмоток).



 
« Записи на скоростемерных лентах   Изотермический вагон »
железные дороги