Главная >> Подвижной состав >> Ремонт тяговых генераторов постоянного тока тепловозов

Ремонт тяговых генераторов постоянного тока тепловозов

Оглавление
Ремонт тяговых генераторов постоянного тока тепловозов
Ремонт магнитной системы без снятия полюсов
Ремонт магнитной системы со снятием полюсов
Сборка магнитной системы
Разборка, дефектировка и сборка подшипника
Ремонт деталей подшипникового узла и щеткодержателей
Сборка тягового генератора и установка его на тепловоз

Основные технические данные тяговых генераторов

На тепловозах разных серий установлены тяговые генераторы с различными характеристиками (табл. 1).  Конструктивно основные элементы генераторов постоянного тока одинаковы, поэтому здесь подробно описан ремонт генератора ГП-311 (рис 1), установленного на тепловозах типа ТЭ10, а по другим генераторам приведены только отличительные особенности.
К основным частям генераторов постоянного тока относятся станина, полюсы, якорь с коллектором и узлом щеткодержателей, подшипниковые щиты, вентилятор. Станина генератора 18 с укрепленными на ней главными 19 и добавочными 20 полюсами с соединительными проводами 25 и 28 является магнитопроводом. В станину установлен подшипниковый щит 12, в который впрессована сменная ступица 10 Якорь 17 вращается в двурядном сферическом подшипнике 7. Между шинами уложены' изоляционные прокладки 24 для предотвращения от перетирания изоляции при взаимном перемещении. Места эти утягивают лентой или шнуром.
Для предотвращения вытекания смазки на валу 5 якоря с обеих сторон от подшипника установлены лабиринтные кольца 3, 6 и крышки 4, 8 соответственно с внутренней и наружной сторон. Обе лабиринтные крышки прикреплены болтами 9 к сменной ступице 10. Смазка в подшипник поступает по трубке 11.
К подшипниковому щиту прикреплена поворотная траверса 16 с зубчатым колесом 29. К траверсе 16 через изоляторы 15 прикреплены бракеты 14 со щеткодержателями 13 и щетками Якорь, приводимый во вращение от дизеля, соединен с коленчатым валом фланцем 22 при помощи муфты. Конусной частью вал якоря соединен с распределительным редуктором. Лапами 23, приваренными к станине, генератор прикреплен к поддизельной раме.
Воздух на охлаждение генератора поступает сверху через патрубок 21 от специального вентилятора. Охлаждающий воздух внутри генератора через радиальные каналы сердечника якоря проходит между катушками полюсов, омывает петушки, коллекторную камеру и выбрасывается вниз через выходные окна в подшипниковом щите. Коллекторная камера закрыта съемными крышками 1.

Параметры

 

Основные типы тяговых генераторов и тепловозы, на которых онн установлены

МП Т-84/39 ТЭ1, ТЭ2, ТЭМ1

МПТ-99/47А ТЭЗ, ТЭ7

МПТ-120/49 типа ТЭ10

ГП-300
ТЭМ2

ГП-311Б, ГП-311В типа ТЭ10

ГП-312
М62

Номинальная мощность, кВт    

700

1350

2000

780

2000

1270

Ток, А:

 

 

 

 

 

 

длительный (при температуре 40°С)        

1000

2455

4260

1210

4320

2230

 

1800

4000

6600

1900

6600

3570

Напряжение, В:

 

 

 

 

 

 

 

900

820

700

870

700

570

при длительном режиме

700

550

470

645

465

356

Частота вращения якоря, об/мин        

740

850

850

750

850

750

Масса генератора, кг      

4500

7460

9200

4800

9200

7400

Количество полюсов:

 

 

 

 

 

 

 

8

8

10

8

10

10

 

8

8

10

8

10

10

 

Петлевая с уравнителями

Лягушачья

Петлевая с уравнителями

Петлевая

Количество катушек:

 

 

 

 

 

 

 

76

148

155

76

155

145

 

 

 

148

155

155


* Такой размер щеток применяют с 1976 г., а до этого их размер был 12,5X32 X65 мм, в связи с этим уменьшилось в 2 раза количество щеток на машину
Прим е ч а н и е На всех указанных тяговых генераторах установлены щетки марки ЭГ-14.

Генератор подключают к электрической схеме тепловоза при помощи выводов 2 и 27, обозначенных буквами Π, ПП, ДП, ЯЯ, Η, НН, что соответствует обозначению на схеме. Выводные провода закрепляют клицей 26.

Разборка генератора

Ремонт генераторов в депо сводится в основном к устранению выявленных неисправностей, очистке от загрязнений, восстановлению изоляции обмоток, устранению износа коллектора, замене поврежденных узлов и деталей. Поступивший в электромашинный цех генератор продувают в камере, затем ставят на специальную подставку и очищают от грязи сначала концами, смоченными в керосине, потом вытирают сухими. После очистки открывают крышку 1 (см. рис. 24) коллекторной камеры, снимают вентиляционный патрубок 21, осматривают коллектор, узел щеткодержателей, соединительных проводов 25 и шин, места крепления шин, катушки полюсов. Проверяют сопротивление изоляции.


Рис. 25 Схема внутренних соединений генератора: а — всех обмоток генератора ГП 311; б — якоря и добавочных полюсов, в — якоря н добавочных полюсов генератора МПТ 99/47А (пунктиром показаны соединения катушек пусковой обмотки, расположенные с противоположной стороны)

Нарушения, обнаруженные при наружном осмотре, и проверка сопротивления изоляции позволяют определить предварительный объем ремонтных работ. Окончательный объем работ уточняют после разборки генератора. Замер сопротивления изоляции якоря до разборки делают для того, чтобы не производить ненужных работ в случае, если якорь имеет «нулевую» изоляцию и требуется отправка его или всего генератора на завод.
скобы для разборки тягового генератора
Рис. 26. Применение скобы для разборки тягового генератора

Так как последовательно с якорем включены добавочные полюсы, то мегомметр при присоединении его зажима к любому выводу (Я, ЯЯ или ЦП, рис. 25) покажет сопротивление изоляции этой цепи (якоря, щеткодержателей, соединительных шин и катушек полюсов). Если сопротивление цепи якоря и катушек добавочных полюсов меньше нормы, то определяют, в цепи каких узлов имеется дефект изоляции. Для разрыва цепи якоря от других узлов подкладывают прокладки из электрокартона или другого изоляционного материала под щетки или поднимают все щетки в щеткодержателях и замеряют сопротивление изоляции по частям: якоря — прижатием провода от зажима мегомметра непосредственно к коллектору. Если изоляция якоря в норме, проверяют отдельно узел щеткодержателей и катушек добавочных полюсов. Для этого разъединяют шину, идущую от отрицательных щеткодержателей к выводу ЯЯ. Присоединяя зажим мегомметра к выводу Я, а затем упомянутой шине или к любой щетке одной, а затем другой полярности замеряют сопротивление узла щеток, щеткодержателей, соединительных шин, раздельно положительной и отрицательной полярности (имея в виду, что под всеми щетками находятся изоляционные прокладки, разрывающие цепь на якорь). Если и этот узел оказался исправным, т. е. с нормальной изоляцией, проверяют цепь добавочных полюсов. Как видно из схемы, добавочные полюсы соединены между собой параллельно.
От вывода ЦП — пять полюсов, ток по которым идет против часовой стрелки, образуют одну параллельную ветвь северной полярности (соединение их показано сплошными линиями) и пять полюсов, ток по которым идет против часовой стрелки — образуют другую параллельную ветвь южной полярности (соединение их условно показано пунктиром). Достаточно отсоединить вывод ЯЯ от коллектора (а это сделали ранее, когда проверяли узел щеткодержателей), то можно замерить сопротивление изоляции добавочных полюсов, присоединяя зажим прибора к выводу ДП.
Чтобы определить, в какой из параллельных групп имеется неисправная катушка, следует отсоединить выводы ДП и ЯЯ от катушек и проверить раздельно каждую из групп. Определив группу, в которой находится дефектная катушка, производят разъединение катушек внутри группы в начале пополам, а затем по одной, исключая каждый раз из проверки исправные.
Проверку сопротивления изоляции катушек с определением и выявлением неисправной при ремонте со снятием генератора, как правило, производят после разборки генератора. Здесь же приведено для примера разделение сложной цепи якоря, узла щеткодержателей, главных и добавочных полюсов на составляющие, которые могут встретиться на других видах ремонта, когда генератор не снимают с тепловоза. При некотором навыке такую проверку можно выполнить достаточно быстро.
После проверки сопротивления изоляции устанавливают предварительно объем необходимых работ. Якорь с пробитой изоляцией отправляют для ремонта на завод. Если пробит или имеет низкое сопротивление изоляции узел щеткодержателей, то дефект исправляют в депо или заменяют щеткодержатель на исправный. Если имеет недопустимо низкое сопротивление одна или несколько катушек, их разрешается ремонтировать в депо, а пробитые катушки заменяют исправными.
После проверки сопротивления изоляции генератор подготавливают к разборке. Для этого от подшипникового щита отсоединяют токопроводящие шины и провода, поднимают в щеткодержателях или совсем снимают щетки. Так как генератор имеет только один подшипник, а другой его конец после отсоединения от дизеля опоры не имеет и лежит на полюсах, то для его разборки применяют Г-образную скобу 4 (рис. 26), которую одним концом при помощи болтов 5 крепят к фланцу вала якоря генератора, а другим поддерживают мостовым краном. Между скобой 4 и станиной генератора 3 помещают деревянную прокладку 2 для вывешивания якоря в среднем положении. Затем мостовой кран освобождают и генератор остается на подставке 1.
После установки генератора на подставку отворачивают болты, крепящие ступицы в подшипниковом щите, и несколько вывертывают болты, стягивающие крышки наружную и внутреннюю, выпрессовывают ступицу из подшипникового щита отжимными болтами М20 и при помощи крана снимают ее с вала якоря. После этого захватывают краном Г-образную скобу, закрепленную на фланце якоря, и вынимают в горизонтальном положении якорь из станины осторожно, не задевая и не касаясь якорем катушек полюсов, чтобы не повредить изоляции. Вынутый якорь укладывают на стеллаж с мягкой подложкой, Г-образную скобу отсоединяют от фланца вала. После этого выпрессовывают подшипниковый щит из станины отжимными болтами. Краном снимают щит и укладывают его на стеллаж щеткодержателями вверх.
Перед отсоединением щита от станины необходимо убедиться в наличии контрольных рисок на щите и станине, показывающих их взаимное расположение до разборки, а если их нет, то необходимо нанести для того, чтобы потом при сборке поставить в такое же положение. Таким образом, генератор разобран и каждая из его основных частей подготовлена для ремонта.



 
« Ремонт тягового генератора переменного тока тепловозов   Ремонт тяговых электродвигателей »
железные дороги