Эта работа выполняется группами, состоящими из 2 чел. Место работ ограждают сигнальными знаками «Свисток». При работе несколькими группами на одном звене разрешается одновременно вынимать две шпалы (но не чаще, чем через 6 шпал).
На бесстыковом пути при температуре рельсов, превышающей температуру закрепления плетей на 15° С и более, шпалы можно менять одновременно не чаще, чем через 10 шпал.
Если на сменяемой шпале ширина колеи превышает установленные допуски, то предварительно необходимо выполнить перешивку пути.
Перед сменой шпал на электрифицированных участках пути, а также на участках, оборудованных автоблокировкой, все заземляющие и соединительные провода и перемычки рельсовых цепей, мешающие работе, осторожно отводят в сторону, но не отсоединяют, а после смены шпал вновь устанавливают на свои места.
Новые шпалы для замены развозят и раскладывают около сменяемых шпал на обочине земляного полотна. Старые шпалы вытаскивают, а новые затаскивают только шпальными клещами.
Балласт в шпальных ящиках отрывают ниже постели сменяемой шпалы, чтобы можно было сдвинуть шпалу в отрытый ящик и вытащить ее на обочину.
Перед затаскиванием новой шпалы надо удалить загрязненную корку балласта и спланировать постель по всей длине.
После пришивки вновь уложенная шпала должна быть плотно подбита, шпальный ящик засыпан, балласт утрамбован и оправлен, противоугоны поставлены на свои места.
Смененные шпалы перевозят к ближайшему путевому зданию и складывают в штабеля.
К концу рабочего дня выполняют повторную подбивку шпал, разравнивание и трамбование балласта и оправку призмы.
Смена деревянных шпал с применением механизма типа МСШ-1.
Механизм МСШ-1 (см. рис. 75) в рабочем положении располагается в пределах габарита приближения строений.
Место производства работ ограждают сигнальными знаками «Свисток». Пропускать поезд по месту работ можно только тогда, когда новая шпала лежит на своем месте, путевые подкладки уложены, рельс на каждом конце шпалы пришит не менее чем на два основных костыля, шпала подбита. Работы выполняются группой из 4 чел. под руководством старшего монтера пути, входящего в группу.
Лица, допущенные к работе с механизмом, должны знать его устройство, правила эксплуатации, ухода и техники безопасности.
Перед началом работы необходимо проверить крепление редуктора к раме и двигателя к редуктору, не должно быть оборванных проволок, а также заломов и выпучивания прядей троса. При вытаскивании шпалы трос не должен касаться щебня и рельсов.
Перед пуском двигателя необходимо рукояткой выбрать слабину тросов. При заправке тросов нельзя замыкать рельсовые цепи.
После смены шпалу подбивают, планируют и трамбуют щебень и оправляют балластную призму.
Сдвоенные шпалы на изолирующем стыке заменяют с ограждением сигналами остановки и выдачей предупреждений о следовании поездов по месту работы со скоростью не более 25 км/ч. Работу согласовывают с электромехаником СЦБ, ее выполняет бригада из трех монтеров пути под руководством дорожного мастера.
Шпалы заранее скрепляют по две, сверлят и антисептируют костыльные (шурупные) отверстия. Перед сменой сдвоенных шпал все провода автоблокировки и электрификации (соединительные провода, перемычки рельсовых цепей, провода дроссельных катушек и др.) должны быть откреплены и отведены в сторону, а после смены уложены на свои места и закреплены.
Смена железобетонных шпал.
Эту работу выполняет группа из 6 чел. под руководством бригадира пути. Место работ ограждают сигнальными знаками «Свисток».
Шурупные отверстия (при шурупном скреплении) сверлят заранее в подготовительный период. Для улучшения работы рельсовых цепей в отверстия дюбелей перед завинчиванием шурупов заливают битум.
Одиночную смену шпал на бесстыковом пути при превышении температуры рельсов против температуры закрепления плетей на 15°С и более можно выполнять не чаще, чем через 10 шпал.
Вначале 4 монтера пути выбирают щебень из обоих прилегающих к шпале ящиков и с торцов до подошвы шпалы, а другие 2 монтера пути опробовают клеммные болты на смежных четырех шпалах (на двух шпалах в каждую сторону от сменяемой шпалы) и помогают складировать выбранный из ящиков щебень.
Затем 2 монтера пути ослабляют на 3—4 оборота гайки клеммных болтов на четырех смежных шпалах, другие 2 монтера устанавливают домкраты и вывешивают рельсы и заменяемую шпалу, в это же время еще 2 монтера пути подводят под вывешенную шпалу металлический лист длиной 3,1 м и шириной 0,24 см с ушками на концах. После этого шпалу опускают на металлический лист, 4 монтера пути (по одному с каждой стороны рельса) вывинчивают шурупы или закладные болты, снимают клеммы, рельсы вывешивают вновь, подкладки и деревянные прокладки сдвигают в шпальные ящики и удаляют. Негодную шпалу по металлическому листу вытаскивают из пути.
Перед укладкой новой шпалы выбирают щебень на длину 70 см в средней части постели с тем, чтобы по оси пути был просвет до 5 см. Новую шпалу затаскивают в путь по тому же листу. Устанавливают деревянные прокладки и металлические подкладки и завинчивают шурупы или закладные болты. Одновременно с этим 2 монтера пути после проверки ширины колеи устанавливают на повой шпале клеммы и закрепляют их. После вытаскивания металлического листа из-под вывешенной шпалы 4 монтера пути подбивают шпалу электрошпалоподбойками, а остальные 2 монтера закрепляют клеммные болты на смежных шпалах. По окончании подбивки ящики засыпают щебнем, щебеночную призму планируют и утрамбовывают.
Одиночная смена переводных брусьев.
Место работ ограждают сигнальными знаками «Свисток». Работу выполняет бригада из 3 чел., руководит работой бригадир пути.
Новые брусья должны быть развезены и разложены на обочине земляного полотна или на междупутье против брусьев, подлежащих смене. Брусья заменяют с одновременным изъятием не более двух на комплект и при условии, что между сменяемыми остается не менее десяти брусьев, но вытаскивают из пути только один брус. Процесс работы аналогичен тому, который применяют при смене шпал.
Одиночную смену флюгарочных брусьев выполняют с ограждением места работ сигналами остановки и выдачей предупреждения о следовании поездов по месту работ со скоростью не более 25 км/ч. Время работ согласовывают с дежурным по станции. Руководит работой дорожный мастер. Работу по смене выполняет бригада из 3 чел. Порядок работы такой же, как и при одиночной смене обычных переводных брусьев, с добавлением операций по расшивке и зашивке переводного механизма.
Перед началом работ остряки зашивают или прижатый остряк закрепляют с рамным рельсом специальной скобой, а между отведенным остряком и рамным рельсом укладывают деревянный вкладыш. Для каждого сменяемого флюгарочного бруса ящик отрывают отдельно. Переводную тягу не отсоединяют.