ГЛАВА IX
КОНТРОЛЬ СОСТОЯНИЯ ПУТИ
§ 46. ПРИБОРЫ ДЛЯ РУЧНОЙ ПРОВЕРКИ СОСТОЯНИЯ ПУТИ
Состояние железнодорожного пути и сооружений систематически контролируют непосредственным визуальным осмотром и промерами при помощи специальных измерительных приборов, аппаратов и машин. Для проверки колеи в отдельных местах по ширине и уровню при незагруженном состоянии пути служат путевые шаблоны и рейки с уровнем.
Рабочий путевой шаблон применяют для проверки ширины колеи в прямых и кривых участках в процессе производства работ. Он изготовлен из уголкового железа; на концах приварены две опорные планки с расстоянием между мерительными гранями 524 мм. Концевые поверхности шаблона и мерительные грани зашлифованы. Для измерения ширины колеи на уровне на 13 мм ниже поверхности катания имеются на одном конце шаблона миллиметровые деления (рис. 154, с). Вес шаблона — 3,8 кг.
Для линий, где рельсовые нити являются токопроводящими цепями, рабочие шаблоны сделаны с изоляцией (рис. 154, б).
Путевой контрольный шаблон ЦУП-1 для дорожных мастеров (рис. 155) предназначен для контроля ширины колеи, положения рельсовых нитей по уровню и измерений на стрелочных переводах, расстояний между рабочими кантами сердечника крестовины и контррельса и расстояний между рабочими кантами контррельса и усовика, а также ординат переводных кривых.
Шаблон изготовлен из стальной трубки 2, имеющей неподвижный 1 и подвижной 8 измерительные упоры. Внутри трубки находится пружина 6 для прижатия подвижного упора к боковой грани рельса. Подвижной упор соединен тягой с поводком 3 ручки и индексом 7 на шкале делений, по которой определяют ширину колеи.
На шаблоне установлен цилиндрический уровень 5, один конец которого прикреплен к трубке шарнирно, а другой соединен с винтовым устройством 4, имеющим шкалу для определения величины возвышения одного рельса над другим. Когда рельсовые нити расположены в одном уровне, пузырек уровня должен находиться в среднем положении, а индекс против нулевого деления лимба.
К корпусу шаблона прикреплена металлическая линейка с делениями и передвижным индексом для измерения ординат переводной кривой. Вес шаблона 4,1 кг.
Рис. 154. Рабочий путевой шаблон:
а — без изоляции; б —с изоляцией; 1 —упорные планки; 2 — изолирующие прокладки
Для бригадиров пути имеется аналогичный, но более простой конструкции контрольный шаблон системы ЦУП-2, которым измеряют только ширину колеи и положение рельсов по уровню. Вес шаблона 3,5 кг.
Оптический прибор служит для проверки положения рельсовых нитей в плане и профиле и для работ по выправке пути. В комплект прибора входят зрительная труба, измерительная и рабочая рейки.
Для измерения износа рельсов и металлических частей стрелочных переводов служат различные приборы: прибор ЦНИИ, профилографы и штангенциркуль «Путеец».
Рельсоизмерительная тележка системы В. И. Шестопалова позволяет замерять волнообразный износ по двум рельсовым нитям одновременно при помощи скользящих измерительных реек. При этом величина просвета между поверхностями рельсов и измерительных реек записывается на бумажной ленте в масштабе 2:1.
Рис 155. Универсальный контрольный шаблон ЦУП-1
Путевые шаблоны, уровни проверяют ежеквартально в дистанционных мастерских или мастерских путевых машинных станций, пользуясь специальными приборами и проверочной плитой для уровней. Последние в свою очередь проверяют шаблоном-эталоном, который находится у начальника дистанции пути или ПМС и ежегодно проверяется в Главной палате мер и измерительных приборов при Совете Министров СССР. После каждой проверки на приборах ставят клеймо с указанием даты проверки.
Уровни шаблонов следует проверять перед каждым выходом на работу.