Содержание материала

§ 48. РАСШИФРОВКА ЛЕНТЫ ПУТЕИЗМЕРИТЕЛЯ
При расшифровке ленты путеизмерителя руководствуются действующими Инструкциями по текущему содержанию пути и нормами оценки неисправностей. Для установления единого показателя технического состояния пути по шаблону, уровню, плавности и направлению применяют условную оценку состояния пути в баллах. За каждое отклонение от установленных норм содержания пути начисляют штрафные баллы, которые суммируют по каждому километру отдельно. Таким образом, чем хуже состояние пути, тем больше получится сумма баллов.
Таблица 19


Виды неисправностей

Величина отклонения от норм в мм при степенях неисправности

I

II

III

IV

Сужение колеи ..

1—4

5— 6

7— 8

> 8

Уширение колеи .

1—6

7—11

12—16

>16

Уширение колеи при железобетонных шпалах и раздельных скреплениях ..

1—8

9—13

14—18

>18

Плавные отклонения по уровню . .

1—4

5—15

16—30

31—50

Перекосы ..

1—6

7—10

11—15

>15

Резкие односторонние просадки . .

1—6

7—10

11-15

>15

Примечание. Ширина колеи более 1 54 6 мм при всех случаях не допускается и относится к неисправности IV степени.

Виды неисправностей

Степени неисправностей

I

II

III

IV

Сужение колеи ...

0

1

100

1 000

Уширение колеи .

0

1

100

1 000

Плавные отклонения по уровню ..
Перекосы при расстоянии между вершинами

0

1

10

100

пик:

 

 

 

 

до 7 м включительно ..

0

30

300

2 000

от 8 до 14 м включительно

0

15

150

1500

» 15 » 24 »                    »                ..
Резкие односторонние просадки при длине отклонения:

0

10

100

1000

 

 

 

 

 

до 5 м включительно ..

0

10

100

1 000

» 10 »                  »               .

0

5

50

500

Вертикальные и горизонтальные толчки

0

2

10

100

Все виды неисправностей в зависимости от их величины делят на четыре степени (табл. 19), причем к I степени относятся отклонения от норм содержания в пределах допусков, поэтому за них штрафные баллы не начисляют. Неисправности IV степени штрафуют максимальным баллом.
Число баллов, начисляемое за каждую неисправность в зависимости от ее степени, указано в табл. 20.
Баллы начисляют: за отступления по шаблону и плавные отклонения по уровню за каждый метр неисправного пути; за резкие односторонние просадки, перекосы, вертикальные и горизонтальные толчки за каждое место, имеющее данную неисправность.
Протяжение неисправности каждой степени измеряется по линии, ограничивающей допуск по предыдущей степени отклонения.
Порядок расшифровки записей на ленте путеизмерителя иллюстрируется следующими примерами.
На ленте наносятся нулевые линии, соответствующие нормальным размерам и по обе стороны от нее разграничивающие линии по степеням неисправностей.
На рис. 162, а показана запись ширины колеи на прямом участке. Здесь имеется сужение колеи в двух местах: в одном до 1 519 мм на протяжении 5 м, в другом — до 1 517 мм, где сужение на протяжении 4 м относится к III степени, а на протяжении (10—4) = 6 м — ко II степени.
На данном участке имеется также уширение колеи до 1 532 мм на длине 12 м. Следовательно, сумма баллов, которую следует начислять за все эти отступления, составит:

Неисправности пути по уровню делят на плавные отклонения, перекосы и резкие односторонние просадки.


Рис. 162. Пример расшифровки путеизмерительной ленты:
а — запись ширины колеи на прямом участке; б — запись механизма уровня при наличии плавного отклонения и резкой просадки; в—запись механизма уровня при наличии перекоса; г-нанесение нулевых линий и линий допусков на графике уровня в кривой
На графике записи механизма уровня наносится нулевая линия, соответствующая положению рельсовых нитей в одном уровне, две линии допусков, соответствующих величине допуска ± 4 мм и по две линии, разграничивающие неисправности II, III и IV степеней.
F Вследствие того, что точность механизма уровня равна 1 мм, расстояния, на которые проводят линии допусков, увеличивают на 1 мм, что при масштабе записи по уровню 1 : 2 составит соответственно 2,5; 5,5 и 8 мм.
На рис. 162, б показано плавное отклонение по уровню до 7 мм на протяжении 15 м и резкая просадка до 9 мм при длине 5 м. Оба отступления относятся ко II степени. За плавное отклонение начисляют по одному баллу за каждый метр, или 15 баллов, а за резкую просадку — 10 баллов. На рис. 162, в приведена запись перекоса пути. Величину перекоса устанавливают по расстоянию между крайними точками пик. В данном случае это расстояние составляет 14 мм, что соответствует неисправности III степени, и штрафуют 150 баллами.
Отводы от пик перекоса отдельно не штрафуют, так как они входят в оценку перекоса.
На кривых участках нулевые линии проводят по ширине колеи с учетом норм содержания при данном радиусе, а для уровня — на расстоянии, соответствующем возвышению наружной рельсовой нити. При этом на участках переходных кривых нулевые линии, линии допусков отклонений проводят в виде наклонных прямых (рис. 162, г).
Вертикальные и горизонтальные толчки штрафуют баллом, возрастающим по мере увеличения толчка. Размер толчка определяют как сумму отклонений в обе стороны от нулевой линии записи, и если изменение амплитуды превышает установленную для данного типа путеизмерителя величину, то каждый толчок оценивают соответствующим баллом.
На мостах и тоннелях длиной более 25 м и подходах к ним, а также на изолирующих стыках штрафной балл по всем неисправностям увеличивают вдвое. При этом длину подходов в каждую сторону от моста принимают равной 200 м при длине моста до 100 м и 500 м при длине моста более 100 м.
Показания путеизмерительной тележки по ширине колеи и уровню расшифровываются аналогично показаниям путеизмерительного вагона. Так как при проверке тележкой путь находится в ненагруженном состоянии, вследствие чего неисправности по шаблону и уровню, возникающие из-за потайных толчков и упругих обжатий, не выявляются, то для сравнения показателей, даваемых тележкой с показателями путеизмерительного вагона, принимают поправочный коэффициент, равный трем.
Состояние пути по шаблону, уровню и плавности оценивают суммой баллов на километре в зависимости от типа рельсов и рода балласта проверяемого пути.
Предельные суммы баллов для оценки состояния пути приведены в табл. 21.
При всех типах рельсов и роде балласта путь считается удовлетворительным, если сумма баллов не превышает 250. Наличие более 250 баллов характеризует неудовлетворительное состояние пути.
Для общей оценки содержания пути следует учитывать также состояние всех элементов верхнего строения пути, земляного полотна и водоотводных устройств. Эти показатели определяют натурным осмотром с применением различных измерительных приборов и аппаратов.
Опенку состояния пути по направлению в плане (рихтовку) выполняют при расшифровке масштабной записи отклонений на ленте скоростного путеизмерительного вагона.
Таблица 21


Тип рельсов

Оценка состояния пути

Сумма баллов

Щебень, гравий, ракушка, асбест

Песок крупно- и среднезернистый

Песок мелкозернистый

Р50 и тяжелее

Отличное
Хорошее

0—15
16—30

0—15
16—30

0-20
21—40

Р43 и более тяжелые им

Отличное

0—15

0-20

0—25

портные рельсы

Хорошее

16—30

21—40

26—50

Ι-а и близкие к ним

Отличное Хорошее

0—20
21—35

0—25
26—50

0—30
31-60

П-а, Ш-а и легче, старогодные зарубежных стран

Отличное

0-20

0—30

0—30

Хорошее

21-40

31—60

31—80

Установлено пять степеней отступлений по величине разности в стрелах, измеренных от хорды длиной 20 м в точках, расположенных одна от другой на расстоянии до 10 м включительно. Характеристика этих отступлений приведена ниже.

Отступления выше V степени, а на скоростных участках более III степени следует устранять немедленно.
Запись отклонений расшифровывают в кривых по наружной нити, а в прямых по рихтовочной нити. Для расшифровки записей, полученных в результате прохода скоростного путеизмерительного вагона в прямых, кривых на главных и приемо-отправочных путях и на стрелочных переводах (кроме перекрестных) по прямому направлению, применяют расшифровочные шаблоны.
Балльные оценки по всем видам неисправностей суммируют отдельно по каждому километру, устанавливая оценку последнего. На основе покилометровых оценок подсчитывают среднюю балльную оценку по рабочему отделению, околотку, участку, дистанции.
Балльная оценка используется при составлении планового задания на работу соответствующего подразделения; если, например оценка составляла 20 баллов, то задание может предусматривать снижение ее на определенную величину.
Кроме того, балльная оценка играет большую роль при оплате труда монтеров пути, так как в зависимости от ее величины устанавливают размер премии, выплачиваемой за работы по содержанию пути.