Содержание материала

Хопперы-дозаторы служат для перевозки и разгрузки балласта ровным слоем заданной толщины. Принцип действия хоппера-дозатора показан на рис. 99. На рис. 99, а показан хоппер, наполненный сыпучими материалами, причем нижнее отверстие закрыто крышкой 2. Внизу расположена рамка 1, При открытии крышки 2 (см, рис. 99, б) из воронки высыпается только часть балласта, поскольку скопившийся под воронкой балласт закупорит ее отверстие.
а/

Рис. 99. Схема выгрузки балласта из хоппера-дозатора

Если  перемещать хоппер вместе с рамкой 1, то балласт из воронки будет высыпаться ровным слоем (см. рис. 99, в) толщиной А, равной расстоянию между основанием и рамкой 1.
Хоппер-дозатор представляет собой открытый четырехосный вагон, лобовые части которого наклонены под углом 45°; нижняя часть вагона (рис. 100, а и б) образует два бункера, запираемые четырьмя крышками 4 и 5. В транспортном состоянии (рис. 100, б) крышки удерживаются в закрытом положении рычагами механизмов раскрытия и подпираются продольными балками 6 дозатора. Крышки раскрываются двумя механизмами с пневматическими цилиндрами. Один из них раскрывает наружные крышки 4, другой — внутренние 5. Дозатор 2 поднимается и опускается также двумя пневматическими механизмами, каждый из которых поднимает или опускает одну сторону рамы и может действовать независимо от другого. Если балласт необходимо выгрузить по всей ширине балластной призмы, то, включая оба механизма дозатора, опускают его на нужную высоту, после чего раскрывают все крышки (рис. 100, б). Если балласт нужно выгрузить только во внутрь колеи, то после опускания дозатора открывают внутренние крышки 5 (рис. 100, е), а если выгрузку нужно произвести только на концы шпал, то открывают наружные крышки (рис. 100, в). Для выгрузки балласта на одну сторону пути опускают только одну сторону дозатора и включают механизм раскрытия крайних крышек, тогда открывается только одна наружная крышка, расположенная над опущенной стороной дозатора. Другая же не может открыться, так как этому препятствует неопущенная сторона рамы (рис. 100, г и ж).
Дозатор состоит из трех балок 6 и двух торцовых стенок, расположенных поперек пути (одна работает при движении в одну сторону, другая — в обратную). В этих стенках имеются трапецеидальные прорези, позволяющие дозатору опускаться ниже уровня головки рельса на 15 см.
Продольные балки 6 соединяют торцовые стенки. Крайние балки расположены над рельсами, ограждая их от щебня. Ширина балок выбрана так, чтобы при максимальной толщине дозируемого слоя балласта (рис. 100, д) выгруженный балласт не засыпал бы рельсов. Средняя балка способствует тому, чтобы на середину пути балласта выгружалось несколько меньше, чем на остальной части.  
Рис. 100. Схема разгрузки балласта:

а — общий вид; б — транспортное положение; в —разгрузка на стороны пути; г—разгрузка на междупутье; б—разгрузка на всю ширину пути; с —разгрузка на середину пути; ж— разгрузка на обочину
К дозаторной раме шарнирно прикреплены боковые рамы 2 которые в рабочем положении опускаются вместе с ней и ограничивают ширину поверху выгружаемого балласта. (На рис. 100 боковые рамы схематически показаны треугольниками 2.)
Для удобства контроля и управления положением дозаторной рамы шкалы 3 с указателями положения дозатора 7 размещены на боковых стенках вагонов. Обслуживает дозатор бригада, состоящая из двух человек.
В основном у нас применяют два типа хопперов-дозаторов, дозаторы ЦНИИ-3 и серийно выпускаемые в настоящее время дозаторы ЦНИИ-ДВЗ.
Техническая характеристика хопперов-дозаторов приведена ниже.