Содержание материала

Выправка пути в продольном профиле и по уровню
Выправкой пути в продольном профиле и по уровню устраняют отступления от норм расположения рельсовых нитей: видимые вдоль рельсовых нитей просадки, неплотное опирание рельса (потайной толчок или просадка), от наличия просветов между рельсом и подкладкой, подкладкой и шпалой, шпалой и балластной постелью.
Такие неисправности устраняют выправкой пути с укладкой прокладок различной толщины под подошву рельса (при клеммном скреплении); подсыпкой балласта под нижнюю постель шпалы специальными лопатами или выправкой пути с подбивкой (уплотнением ударным воздействием) балласта под шпалами. В зимнее время (когда балласт замерз) путь на участках с костыльным скреплением выправляют при помощи пучинных подкладок (или карточек), укладываемых под подкладки на деревянные шпалы.


Рис. 3. Оптический прибор для визирования типа ПРП:
а — рабочая рейка; б —измерительная рейка; в —зрительный прибор; 1 — башмак; 2 — за жимной винт; 3 — рейка; 4 — круглый уровень; 5 —окуляр
Перед началом работ по выправке пути в продольном профиле визированием определяются границы и величины просадок.
На прямых участках визируют по головке рельсов менее просевшей нити, на кривых — по внутренней нити с установкой визирных колышков. Визирование выполняют при помощи оптического прибора (рис. 3) или обычными визирками.
На головке рельсовой нити на расстоянии не менее 2,5 м от начала просадки устанавливают зрительную трубу, а в конце просадки — рабочую рейку (рис. 4). По указанию бригадира пути на промежуточных точках (1, 2, 5, 4, 5) ставят измерительную рейку, по которой берут отсчеты величин видимых просадок.
Кроме видимых просадок, измеряют при помощи флексометров «потайные толчки», которые образуются за счет просвета между подошвой шпалы и балластом. Величину замеренной просадки и потайного толчка записывают на шейке рельса для учета при выправке.
Выправку пути укладкой регулировочных прокладок выполняют два монтера пути под руководством бригадира.

Измерение просадок пути
рис. 4. Измерение просадок пути прибором ПРИ:
А— рабочая рейка; Б — измерительная рейка; В —зрительный прибор; 1, 2, 3, 4, 5 —промежуточные точки

Оградив место работ сигнальными знаками «Свисток», монтеры пути проверяют и при необходимости подкрепляют шурупы или гайки закладных болтов, прикрепляющих подкладки к шпалам, подбирают необходимой толщины прокладки и раскладывают их на шпалах по первой рельсовой нити.
После этого оба монтера (один по наружной, другой по внутренней стороне рельсовой нити) ослабляют гайки клеммных болтов (через одну шпалу) на восьми шпалах подряд. Рельс вывешивают во втором шпальном ящике исправляемого места гидравлическим домкратом. Затем заводят под подошву рельса регулировочные прокладки, смазывают клеммные болты; после снятия домкрата завертывают гайки клеммных болтов. Положение по уровню второй рельсовой нити исправляют с учетом повышения или понижения ее против первой.
При выправке пути подсыпкой балласт заводят в пространство между шпалой и балластной постелью в количестве, необходимом для выравнивания положения рельсовых нитей. Толщину подсыпаемого слоя балласта определяют по сумме видимой и потайной просадок. Поскольку подсыпаемый балласт имеет меньшую плотность, увеличивают толщину подсыпаемого слоя на 10—20%.
Отрыв торцы шпал и вывесив путь, монтеры пути подводят под шпалу лопату, на ленте которой распределена отмеренная мерными кружками порция балласта, и подсыпают последний под шпалу.
Лопата конструкции В. И. Шестопалова (рис. 5) имеет брезентовые ленты шириной 23 см — для работ при шпалах с шириной постели 25 см и более и шириной 19 см — для шпал с менее широкой постелью. Кроме того, применяют лопаты из листовой стали для подсыпки с торца шпал и для поперечной подсыпки.

Рис. 5. Лопата Шестопалова: 1 — высыпанный балласт; 2 — балласт на ленте; 3— упор; 4— рукоятка лопаты; 5— ролики; 6 — шнур; 7  —полотно лопаты; 8 — брезентовая лента

Для отмеривания порции гравийного балласта служат мерные совки, а щебеночного и ракушечного — мерные кружки, у которых каждое деление по высоте соответствует подъемке шпалы на 1 мм (с учетом запаса на осадку). При подсыпке стыковых шпал порцию балласта увеличивают на два деления, предстыковых шпал — на одно деление. Для подсыпки применяется щебень специальных мелких фракций. Путь вывешивают на 10 мм выше слоя балласта на лопате. Перед вывеской пути на ближайших к концам исправляемого участка трех шпалах костыли наддергивают на 1—1,5 см или на соответствующую величину отвинчиваются гайки клемм промежуточных скреплений.
Работами по выправке пути руководит бригадир, состав бригады—4 чел., место работ ограждают знаком «Свисток».
Способ подсыпки применяют на щебеночном, гравийном и ракушечном балластах, начиная со второго летнего сезона после капитального ремонта пути, с разрешения начальника дистанции пути. Высота подъемки при подсыпке не должна превышать 10 мм.
Исправление пути подбивкой шпал электрошпалоподбойками выполняют в такой последовательности: добивают костыли, отрывают шпалы для подбивки, поднимают путь домкратами на проектную отметку и электрошпалоподбойками уплотняют балласт под шпалами. Далее рихтуют путь в местах подбивки шпал (так как обычно при вывешивании пути домкратами происходит некоторое его смещение), засыпают шпальные ящики с трамбованием щебня, оправляют балластную призму, затягивают стыковые болты и поправляют противоугоны.
Шпалы отрывают от щебня на глубину 30—50 мм ниже подошвы. Бойки шпалоподбоек, расположенные попарно один против другого, должны быть заглублены не менее чем на 2—4 см ниже постели шпалы.
Подъемку пути, как правило, выполняют двумя домкратами, устанавливая их строго вертикально с внешней стороны рельсовых нитей и один против другого. Поднятый путь должен держаться на домкратах до подхода к этому месту шпалоподбойщиков.
При небольшом протяжении просадки достаточно одной установки домкратов; при длинной просадке домкраты переставляют несколько раз. Расстояние между местами установки домкратов берут возможно большим, но с таким расчетом, чтобы между начальной точкой подъемки (или ранее вывешенной точкой) и местом установки домкрата не было провеса (рис. 6, а) или бугра (рис. 6, б); рельсовая нить должна быть достаточно ровной (рис. 6, в). Выправку стыков допускается делать с запасом на осадку до 2 мм у стыковых и 1 мм у предстыковых шпал.
Каждую шпалу подбивают с двух сторон от торцов до рельсов и на 50 см в направлении от рельсов к оси пути; на столько же отрывают шпальные ящики. В средней части в пределах 40—50 см деревянные шпалы (а железобетонные до 70 см) электрошпалоподбойками не подбивают.

При уплотненном щебне подбивку выполняют в два прохода. При первом проходе, перемещая шпалоподбойки от конца и середины шпалы к рельсу, рыхлят уплотненный щебень, держа шпалоподбойки под углом 45° (при этом длинный зуб бойка погружается в щебень на глубину 7 см). При обратном ходе от рельса к концу и середине шпалы щебень уплотняется.

Рис. 6. Установка домкрата:
а—слишком далеко от начала вывески пути; б—слишком близко к началу вывески пути; в — правильно; /г —высота подъемки; end — рельсовая нить до вывески; ctnd — рельсовая нить после вывески; стрелка указывает место установки домкратов

Если работают одновременно 8 шпалоподбоек, то бригада состоит из 18 чел., при работе четырех подбоек — 12 чел. (если выправку пути ведут с подъемкой на высоту до 20 мм). Работами руководит бригадир пути, место работ ограждают знаком «Свисток».
При выправке пути с клеммным скреплением вынимают регулировочные прокладки между подошвой рельса и подкладкой. Клеммные болты должны быть затянуты до подбивки шпал, а шурупы довернуты после подбивки. Перед подбивкой пути с костыльным скреплением деревянные прокладки между подкладкой и шпалой (которые устанавливали в зимнее время при выправке пути на пучинах) следует удалять.
Для подбивки пути на железобетонных шпалах нельзя применять маховые или торцовые подбойки, так как неточные удары подбоек могут привести к выколу бетона.
На бесстыковом пути работы можно производить при температуре, не превышающей температуру закрепления рельсовых плетей более установленной величины. Летом целесообразно начало рабочего дня сдвигать на ранние утренние часы.
Если температура рельсовых плетей превышает температуру их закрепления не больше, чем допустимо, работы по исправлению просадок, толчков и перекосов разрешаются при следующих условиях:
а)  выправлять путь на величину до 10 мм можно только заменой прокладок между подошвой рельсов и подкладками;
б)  вывешивать путь домкратами можно только на высоту до 20 мм, устанавливая их строго вертикально;
в)  отрывать балласт можно не более, чем в пяти шпальных ящиках подряд; перед отрывкой последующих шпальных ящиков все ранее отрытые должны быть засыпаны и утрамбованы.

Если невозможно соблюсти эти условия, то предварительно нужно снять температурные напряжения в рельсовых плетях.

Выправку пути в плане методом сдвижки рельсо-шпальной решетки называют рихтовкой пути.
Местные поперечные перемещения рельсов по шпалам с целью ликвидации местных уширений или сужений колеи принято называть перешивкой пути (при костыльном скреплении) или регулировкой ширины колеи (при промежуточных скреплениях клеммного типа).
Если необходимо выполнить и рихтовку, и перешивку пути, то сначала рихтуют путь по направлению одной из рельсовых нитей, после чего по шаблону перешивают другую рельсовую нить.
Путь рихтуют при появлении видимых извилин на прямых и при отступлениях сверх установленных допусков в размерах стрел изгиба на кривых. Рихтовка не должна вызывать нарушения габарита приближения строений и установленных междупутных расстояний. На электрифицированных и оборудованных автоблокировкой участках при рихтовке пути нельзя повреждать присоединенные к рельсам провода от дросселей, провода заземления опор контактной сети, отсасывающие фидеры, а также соединители рельсовых цепей. Сдвижку пути на кривых участках, превышающую 20 мм, согласовывают с дистанцией контактной сети и производят в присутствии работника этой дистанции.
При высоких температурах воздуха, когда зазоры становятся нулевыми, рихтовать путь нельзя.
Рихтовочной нитью на кривых считают наружную упорную рельсовую нить, на прямых участках — расположенную со стороны междупутья, а на однопутных линиях — правую по счету километров; на прямых участках, где одна рельсовая нить содержится с возвышением на 4 мм, рихтовку производят по пониженной рельсовой нити.
Если сдвижка не превышает 20 мм, то работы ограждают сигнальными знаками «Свисток», а при сдвижке от 20 до 60 мм — сигналами уменьшения скорости до 25 км/ч. Всеми работами по выправке пути руководит бригадир пути.

Рис. 7. Схема образования сдвигающего усилия при рихтовке ломом (а\ п рычажным рихтовочным прибором (6)


Рис. 8. Схема визирования пути при помощи прибора ПРП:
1—измерительная рейка; 2 — рабочая рейка; 3 — визирный луч; 4 — зрительная труба;
5, 6, 7  — места установки рабочей рейки (положение точек рельсовой нити до выправки);
8 — положение рельсовой нити после выправки

В случае сдвижки более чем на 60 мм место работ ограждают сигналами остановки с пропуском поездов по месту работ со скоростью 15 км/ч. Работой руководит дорожный мастер.
Рихтовку на прямых участках производят гидравлическими (см. гл. V) или рычажными приборами.
При рихтовке обычными ломами (рис. 7, d) для создания сдвигающего усилия Q монтеру пути необходимо приложить силу

в то время как при рихтовке рычажным прибором (рис. 7, б) сила  т. е. значительно меньше.
Правильность направления колеи в процессе рихтовки пути контролируют при помощи оптического прибора ПРП или бинокля.
С одной установки прибора ПРП визируют путь на протяжении до 100—150 м. Выбрав на рихтовочной нити точки А и Б (рис. 8), в которых сдвижка не требуется, бригадир пути на одной из них устанавливает на головке рельса в строго вертикальном положении (по уровню) зрительную трубу 4, а на другой точке монтер пути ставит измерительную рейку 1.
В промежуточных точках 5, 6, 7, где требуется сдвижка, монтер пути устанавливает по указанию бригадира рабочую рейку 2, сдвижку ведут до тех пор, пока вертикальная нить зрительной трубы после снятия усилий с рихтовочных приборов не окажется совмещенной с вертикальной нулевой линией, проходящей через углы ромбов рейки.
Работы по рихтовке пути производит бригада, состоящая из 10— 12 чел., причем сдвижку осуществляют пятью — семью одновременно работающими приборами, установленными через 2—3 шпальных ящика.
При рихтовке пути в кривых необходимо промерить зазоры и выявить возможность удлинения или укорочения рельсовой нити.


Рис. 9. Последовательного перестановок рихтовочных приборов при рихтовке кривых бесстыкового пути
При кривой радиусом R м сдвижка участка протяжением L м на величину а мм даст изменение длины рельсовой нити Δ мм, подсчитываемое по формуле
(4)
В ел ич и н а стыкового зазора, примыкающего к месту сдвижки, не должна быть меньше Δ мм. Если зазоры меньше, то необходимо произвести их регулировку.
Величины сдвижек рельсовой колеи в кривых определяют специальным расчетом (см. § 5 гл. I).
Рихтовку бесстыкового пути можно производить в интервалах установленных температур. Работы ограждают сигналами остановки. Из-за отсутствия стыков приходится считаться с упругой отдачей рельсовой колеи в сторону, обратную ее сдвижке. Особенно затруднительны сдвижки внутрь колеи, когда в рельсах имеются напряжения сжатия, и наружу — при растягивающих напряжениях. Для предупреждения отдачи колеи одновременно переносят не все приборы. Так, если в положении I на наружной нити размещают приборы 2, 4, 6, а на внутренней — 1, 3, 5, 7 (рис. 9), то после сдвижки пути на требуемую величину и заделки щебнем пустот у торцов шпал монтеры пути переносят приборы 1, 5, 2, 4 по ходу работ вперед и устанавливают их в новое положение, а приборы 5, 6, 7 в это время остаются на своих местах (см. рис. 9, положение //).