Содержание материала

ГЛАВА II
ПРОИЗВОДСТВО РАБОТ ПО КАПИТАЛЬНОМУ РЕМОНТУ ПУТИ

$ 6. ВИДЫ КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА ПУТИ И СОСТАВ РАБОТ

Согласно Положению о проведении планово-предупредительного ремонта верхнего строения, земляного полотна и искусственных сооружений железных дорог СССР капитальный ремонт назначают в том случае, когда необходимо заменить рельсы новыми и одновременно оздоровить или усилить балластный слой, шпальное хозяйство и земляное полотно. При этом, как правило, меняют сплошь все деревянные шпалы. На участках пути с железобетонными шпалами капитальный ремонт можно делать без сплошной смены шпал, если срок службы обеспечивает нормальную работу пути до следующего капитального ремонта и если смена шпал вызвана необходимостью укладки новых, более мощных типов рельсов. В зависимости от типа верхнего строения и плана линии в кривых может быть необходимо увеличение числа шпал на 1 км пути.
Работы по оздоровлению земляного полотна рассмотрены в гл. VII. С целью оздоровления балластного слоя производят следующие работы: вырезку грязного песчаного балласта (если путь был на песчаном балласте), очистку щебня, постановку пути вновь на щебень, доведение балластной призмы до установленных размеров. Естественно, что после выполнения упомянутых работ необходима тщательная выправка пути для обеспечения безопасного следования поездов с установленными скоростями.
Перечисленные работы выполняют путевыми машинами, выезжающими на перегон, временно закрытый для движения поездов. К числу главнейших машин относят щебнеочистительные машины, очищающие щебень со скоростью до 2 км/ч. Перед началом работы щебнеочистительной машины и после окончания необходимо выполнить зарядку или разрядку машины, заключающуюся в подведении под шпалы (или уборке) специальных рабочих органов, выбирающих грязный щебень из пути.
Классификация и детальный перечень путевых работ, выполняемых при различных видах ремонта пути, рассмотрены в дисциплине «Организация и планирование путевого хозяйства». В настоящей главе приведен лишь краткий перечень главнейших работ, выполняемых при капитальном ремонте и перечислены те путевые машины, которые при этом применяют.

Рис. 24. Схема возможных видов капитального ремонта (стрелки показывают варианты изменения конструкции пути при ремонте)
Балластировочная машина выполняет подъемку пути со скоростью 5—7,5 км/ч, причем предварительное разравнивание выгруженного балласта ровным слоем (дозировка) машина производит сама. Балласт, выгружаемый из специальных вагонов (хопперов-дозаторов), разравнивается (дозируется) последними.
Снятие старых звеньев пути и укладку новых осуществляют путеукладочными кранами. Продолжительность укладки (разборки) одного звена в зависимости от длины его и рода шпал составляет от 1,1 до 2 мин.
Выправку пути, необходимую для открытия движения поездов, выполняют электрическими шпалоподбойками и шпалоподбивочными машинами (ШПМ). В последние годы стали применять выправочно-подбивочно-отделочные машины (ВПО), работающие со скоростью до 1,8—2 км/ч (проектная скорость 3 км/ч).
В настоящее время лежат в пути и укладываются вновь при капитальном ремонте различные конструкции верхнего строения пути; поэтому работы при капитальном ремонте пути в каждом отдельном случае имеют свои особенности. На рис. 24 представлена схема возможных видов капитального ремонта, отличающихся родом применяемого балласта, типом шпал, наличием стыкового или бесстыкового пути. По характеру выполняемых операций существенно отличаются работы по постановке пути на асбестовый или щебеночный балласт и капитальный ремонт пути, лежащего на щебне, поскольку в последнем случае необходимо очистить щебень. Укладка железобетонных шпал взамен деревянных требует тщательной планировки и уплотнения щебеночного слоя перед укладкой во избежание поломки укладываемых шпал. Звенья длиной 25 м можно укладывать только специальными укладчиками УК-25/21, обычные укладчики УК-25 (рассчитанные на укладку звеньев длиной 25 м с деревянными шпалами) могут укладывать при железобетонных шпалах только звенья длиной 12,5 м.

При укладке вновь бесстыкового пути сначала укладывают обычный звеньевой путь с инвентарными рельсами, а потом после стабилизации балластного слоя снимают инвентарные рельсы и заменяют их плетями. При укладке пути на плитном основании необходимо тщательно уплотнять и планировать щебеночный слой, поскольку последующую выправку пути, лежащего на плитном основании, выполнять очень трудно.

§ 7. ПОРЯДОК ПРОИЗВОДСТВА РАБОТ ПРИ КАПИТАЛЬНОМ РЕМОНТЕ ПУТИ

Большой объем работ, выполняемых при капитальном ремонте пути, требует тщательной подготовки и планирования. Трудоемкие работы выполняют путевыми машинами тяжелого типа в «окно»*. Высокая грузонапряженность линий позволяет выделять для ремонта относительно короткие «окна» (3—5 ч), в течение которых необходимо выполнить возможно больше работ. Весь комплекс работ по капитальному ремонту делят на три периода:
а) подготовительные работы, осуществляемые при движении поездов; в этот период выполняют операции, предшествующие главнейшим (основным) работам;
б) основные работы, выполняемые в «окно» и в тот же день после «окна»;
в)  отделочные работы, связанные с окончательной отделкой пути.

* «Окном» называют промежуток времени, в течение которого по участку работ прекращается движение поездов.

В состав подготовительных работ при постановке пути на щебень входит выправка продольного профиля, вырезка грязного песчаного балласта ниже подошвы шпал, замена песчаного балласта щебнем в шпальных ящиках, выгрузка песчаного и щебеночного балласта; если на пути имеется значительный угон рельсов и отсутствуют зазоры, то во избежание выброса пути необходимо предварительно сделать регулировку (или разгонку) зазоров. К подготовительным работам относят также перестановку путевых знаков, если они мешают проходу и работе путевых машин, дозировку и очистку щебня вручную в местах, где имеются препятствия для работы машин. В последние годы для вырезки грязного песчаного балласта применяют щебнеочистительные машины. В этом случае целесообразно срезать не только грязный балласт, но и часть призмы, оставляя лишь подушку необходимой толщины, так как это позволит снизить расход щебня и увеличить обочины земляного полотна.
Работы выполняют под прикрытием «окна», выделенного для основных работ, выполняемых в это время на соседнем участке.
К основным работам обычно относят очистку лежащего в пути и выгрузку нового щебня, подъемку пути, смену путевой решетки и выправку пути, обеспечивающую пропуск поездов по ремонтируемому участку.
К отделочным работам относят регулировку зазоров, повторную выправку пути, рихтовку, отделку балластной призмы, постановку и окраску путевых знаков, укладку переездов, снятых на время работы машин.
Наиболее сложными являются основные работы, подлежащие выполнению в строго установленный промежуток времени (в «окно»); состав этих работ меняется в зависимости от типов лежащего и укладываемого верхнего строения пути. Ниже, при описании технологии производства капитального ремонта, наибольшее внимание уделено комплексу основных работ.
Учитывая высокую грузонапряженность железнодорожных линий и необходимость снижения дополнительных эксплуатационных расходов, необходимо вести работы так, чтобы вслед за окончанием их можно было пропускать поезда с возможно большими скоростями. Поэтому в Технологических процессах капитального ремонта пути установлены следующие правила.
После окончания работ в «окно» и открытия перегона для движения поездов первые поезда (один-два) пропускают со скоростью 15 км/ч , последующие поезда в течение 3 ч — со скоростью 25 км/ч, после чего устанавливают скорость не менее 40 км/ч при рельсах Р50 и не менее 50 км/ч — при рельсах Р65 и тяжелее. Если выправку и подбивку пути делали машиной ВПО-3000, то первые 1—2 поезда пропускают со скоростью 15 км/ч, а последующие — со скоростью 50 км/ч.
При подъемке пути на высоту до 25 см или очистке щебня на глубину до 25 см нормальную установленную графиком движения поездов скорость (не более 100 км/ч) восстанавливают к концу рабочего дня в случае, если применяли уплотнительные машины; если их не применяли, то такую скорость устанавливают к концу второго дня. Во всех случаях подъемки на высоту 30 см и более нормальную скорость (до 100 км/ч) восстанавливают не позднее конца второго рабочего дня. Скорость более 100 км/ч устанавливают после окончания стабилизации пути (после пропуска 350 тыс. т груза брутто) и проверки состояния пути начальником дистанции.
Выправку пути с частичной подбивкой шпал электрошпалоподбойками после открытия перегона в день «окна» и на второй день выполняют в объеме 25% при деревянных шпалах и 50% — при железобетонных; если в «окно» работала машина ВПО-3000, то объем этих работ соответственно снижают до 15 и 25 %.