Содержание материала

ПУТЬ И ПУТЕВОЕ ХОЗЯЙСТВО ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ США - обложка
ПУТЬ И ПУТЕВОЕ ХОЗЯЙСТВО ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ США

Перевод с английского
В. В. КОСМИНА, А. А. ДЕМИДОВА, М. В. ВОЛЬНОВА, О. Н. МАШКОВИЧА
Под редакцией
С. И. ФИНИЦКОГО, И. А. НЕДОРЕЗОВА
МОСКВА ”ТРАНСПОРТ”1987

Рассмотрены устройство земляного полотна и элементы верхнего строения пути, ремонтные путевые работы с применением средств механизации, пересечения железнодорожного пути с автомобильными дорогами; экспериментальные полигоны для испытаний конструкций пути в эксплуатационных условиях, инструмент, оборудование и механизмы для путевых работ, вопросы безопасности движения. Приведены результаты исследований и обобщения опыта работы железных дорог США.
Для инженерно-технических работников путевого хозяйства.

Предисловие

Предлагаемая вниманию советских читателей книга является несколько сокращенным переводом девятого издания «Путейской энциклопедии», составленной Американской ассоциацией железных дорог (США). «Путейская энциклопедия» — фундаментальное справочное издание, содержащее обширную и систематизированную информацию о железнодорожном пути, его элементах, методах текущего содержания и ремонта, средствах механизации, используемых на железных дорогах США. В энциклопедии нашли отражение в обобщенном виде наиболее значительные публикации ряда путейских журналов. Книга хорошо иллюстрирована и содержит много справочного материала.
Издательство «Транспорт» уже имеет опыт издания переводной литературы подобного рода. Так, в 1959 г. вышли в свет американская железнодорожная энциклопедия «Железнодорожный путь. Искусственные сооружения. Здания. Экипировка подвижного состава. СЦБ», книга «Железные дороги мира». Эти издания привлекли большое внимание читателей и в настоящее время стали библиографической редкостью. С тех пор прошло много лет, отмеченных определенными достижениями научно-технического прогресса и в области железных дорог. Поэтому новое переводное издание представляется своевременным и должно вызвать интерес широкого круга специалистов, занимающихся проектированием, строительством и эксплуатацией железных дорог, а также научными исследованиями в этой области. Совершенно естественно, что во многом такой интерес может быть обусловлен желанием сопоставить технический уровень и технологический опыт в данной области ведущих стран мира-СССР и США, имеющих громадные территории и осуществляющих самые крупные объемы перевозок на железнодорожном транспорте. Вместе с тем предлагаемая книга позволяет выделить и ряд отличий в решении технических задач сооружения и эксплуатации железных дорог в СССР и США.
Грузооборот на отечественных железных дорогах превосходит половину грузооборота, осуществляемого всеми железными дорогами мира. США занимают второе место в мире по объему перевозимых грузов. Грузонапряженность на отдельных магистралях США достигает 50, а на одной из линий ее значение превышает 100 млн. г· км/км в год, т. е. сравнивается с наиболее загруженными нашими магистралями.
Общей тенденцией является повышение скорости движения и веса поездов с целью дальнейшего увеличения пропускной и провозной способности железных дорог. Обе страны идут по пути наращивания мощности локомотивов, объединения их по системе многих единиц в целях вождения поездов весом до 25 тыс. т.
Пассажирские перевозки в США осуществляются главным образом автомобильным транспортом и доля их по железным дорогам незначительна, хотя отдельные поезда следуют со скоростью, близкой к 200 км/ч.
Развитая сеть железных дорог, наличие параллельных линий, специализация и маршрутизация перевозок в поездах большого веса позволяют, как правило, регулярно предоставлять значительные промежутки времени в движении поездов для выполнения работ по ремонту и текущему содержанию пути.
Верхнее строение пути на железных дорогах США в основном представляет собой рельсо-шпальную решетку с деревянными шпалами. Срок службы этих шпал из твердых пород древесины, пропитанной антисептиками, в среднем 30—35 лет, однако на линиях с высокой грузонапряженностью и тяжелыми условиями плана и профиля он снижается до 15 лет. Железобетонные шпалы пока не являются определяющими в техническом оснащении железных дорог.
Средний вес рельса несколько ниже, чем на железных дорогах СССР, но на грузонапряженных линиях уложены рельсы, близкие к типу Р65 и тяжелее. По химическому составу рельсы близки к отечественным, однако доля термически упрочненных рельсов значительно уступает количеству таких рельсов в СССР. Прикрепители рельсов к шпалам — классические для деревянных шпал костыли. К железобетонным шпалам рельсы прикрепляются клеммно-болтовым скреплением (типа К) или безболтовым типа Пэндрол. Стыковые скрепления, в том числе и в изолирующих стыках, близки по конструкции к отечественным. Значительное внимание уделяется закреплению пути от угона, что позволяет укладывать плети бесстыкового пути на деревянных шпалах и при костыльном скреплении.
В конструкциях стрелочных переводов наблюдается большое разнообразие технических решений, в том числе отжимные и пружинистые остряки и усовики.
На главных направлениях используется только щебеночный балласт из твердых горных пород, но находят применение и другие материалы. Большое внимание уделяется состоянию земляного полотна, в том числе водоотводу, а также борьбе с вредной растительностью.
При наличии густой сети автомобильных дорог повышенные требования предъявляются к переездам.

Развитая сеть железных дорог, значительная протяженность магистралей и их высокая грузонапряженность требуют как в СССР, так и в США высокоэффективных средств механизации для текущего содержания, ремонта и реконструкции пути, а также для строительства новых железнодорожных линий. В связи с этим для советских читателей представляют интерес сведения о машинах, оборудовании и инструментах, используемых в США для производства путевых работ, возведения, содержания и ремонта земляного полотна.
Технологии путевых работ при строительстве новых железнодорожных линий, а также при реконструкции в СССР и США имеют отличия. Это прежде всего связано с преимущественным развитием в СССР индустриальных способов работ по изготовлению звеньев путевой решетки на звеносборочных базах и укладкой готовых звеньев на основную площадку земляного полотна с последующим выполнением балластировочных работ. Соответственно и при капитальном ремонте пути в предоставляемые для его проведения перерывы в движении поездов высокопроизводительными машинами снимаются старые и укладываются новые, заготовленные на производственных базах, блоки рельсо-шпальной решетки. В США получил распространение раздельный способ укладки пути. Естественно, эти технологические особенности вносят соответствующие различия и в комплекты путевых машин, применяемых в СССР и США для текущего содержания пути и планово-предупредительных ремонтов.
Вместе с тем во многих случаях проблемы строительства, текущего содержания, ремонта и реконструкции железнодорожных линий являются общими для специалистов обеих стран и именно это обусловливает необходимость взаимной технической информации. В этом отношении на современном этапе представляют практический интерес вопросы повышения качества и устойчивости земляного полотна; сведения о новых высокопроизводительных путевых машинах наряду с информацией о средствах механизации для эффективного выполнения балластировочных работ на мелких и рассредоточенных объектах; пути снижения затрат труда, особенно ручного, при производстве путевых работ; вопросы технического содержания пути зимой; методы и средства обеспечения технической эксплуатации и ремонта путевой техники; методы и средства ускоренных испытаний техники, а также другие вопросы, получившие отражение в различных разделах книги.
Особый интерес советских специалистов могут вызвать сведения о высокопроизводительных путеукладочных поездах, эффективно применяемых в США на различных путевых работах.
Большое место в книге отведено исследовательскому центру Американских железных дорог в штате Колорадо, где проводят ускоренные эксплуатационные испытания конструкций верхнего строения и основания пути, подвижного состава, а также оценивают методы эксплуатации пути. Достаточно подробное описание испытательного кольцевого пути позволяет производить сопоставление с аналогичной системой, имеющейся в МПС.
Ознакомившись с книгой, читатель должен обратить внимание, что при оценках рассматриваемых технических решений и технологических вариантов их целесообразность в конечном итоге постоянно предлагается оценивать исходя из экономической выгоды. Постановка во главу угла вопросов экономики в комплексном виде на основе всестороннего анализа рассматриваемых вариантов от существа технических решений до их оценок в экологическом отношении является безусловным достоинством предлагаемой книги.
С. И. ФИНИЦКИЙ И. А. НЕДОРЕЗОВ