Поверхность балластной призмы перед укладкой новой рельсошпальной решетки должна быть выравнена или еще лучше спланирована по заданным отметкам и уплотнена.
Выравнивают поверхность балластной призмы специальной бороной, прицепляемой к трактору. Если толщина балластной призмы меньше проектной и требуется подъемка пути на 8—12 см, то для образования дополнительных валиков применяют борону-дозировщик (предложение работников ПМС-1); под нижней поверхностью ее укреплены 4 вертикальные стенки из 5—8-мм стальной полосы, высотой в 200—300 мм, образующие в плане два конусных лотка шириной спереди 1,2—1,3 м, а сзади 0,5—0,6 м, симметрично расположенных относительно продольной оси пути.
Поверхность балластной призмы, разравненная бороной, во многих местах не находится в проектном положении, что вызывает большой объем работ при выправке пути. С целью устранения этого недостатка применяются копир-планировщики конструкции Ю. Н. Морозова, Μ. Н. Шапюк и В. И. Шестакова.
Рис. 116. Схема копир-планировщика:
1—телескопическая штанга; 2, 5 — шкалы; 3— уровень продольного профиля; 4 — уровень поперечного профиля; 6, /0 —вертикальные стойки; 7, 9 — гидроцилиндры поворота отвала; 8 — гидроцилиндр подъема; 11 — плита; 12 —рама бульдозера; 13 — отвал; 14—ролик
Копир-планировщик (рис. 116) представляет собой трактор, оборудованный бульдозерным отвалом, следящими и управляющими устройствами.
В рабочем положении рама бульдозера 12 опирается на плиту 11 двумя вертикальными стойками 6 и 10 и может перемещаться по вертикали при помощи гидроцилиндра 8. Отвал 13 шарнирно соединен с рамой и может поворачиваться относительно нее при помощи двух гидроцилиндров 7 и 9. На копир-планировщике смонтированы следящие устройства продольного профиля и поперечного наклона поверхности балластной призмы. Приборы, фиксирующие положение поверхности балластной призмы по вертикали и в поперечном направлении, расположены на плите 11, непосредственно лежащей на этой поверхности.
Базой, относительно которой задается продольный профиль призмы на двухпутном участке, служит ближайшая рельсовая нить второго пути.
Следящее устройство продольного профиля состоит из телескопической штанги 1, на которой закреплен уровень 3 со шкалой 2. Штанга одним концом через ролик 14 опирается на рельсовую нить второго пути, а вторым шарнирно закреплена на стойке 10 опорной плиты 11. На шкале 2 нанесены деления, отмечающие расстояние от уровня головки междупутной рельсовой нити до поверхности балластной призмы в точке, над которой находится стойка 10. Следящее устройство поперечного наклона поверхности балластной призмы состоит из уровня 4 со шкалой 5, укрепленных на стойке 6 опорной плиты. На шкале 5 нанесена градуировка поперечного наклона балластной призмы, выраженного в миллиметрах возвышения рельсовой нити. Если поверхность балластной призмы под опорной плитой 11 находится в проектном положении, то пузырьки обоих уровней (5 и 4) находятся на середине своих колб. Если же поверхность призмы выше или ниже проектной отметки, то пузырек уровня 5, расположенного на штанге, отклоняется от середины, а при несоответствии наклона призмы отклоняется в сторону от середины и пузырек уровня 4. Чтобы поверхность впередилежащих участков имела проектное очертание, два оператора, следящие за показаниями уровней, включают при помощи золотниковых камер гидроцилиндры 7, 9 и 8 и изменяют с их помощью положение отвала 13 по вертикали или в поперечном направлении.
Рядом с уровнем 3 имеется указатель высоты подъема середины режущей кромки отвала относительно рабочей поверхности плиты, а рядом с уровнем 4 расположен указатель перекоса отвала относительно бульдозерной рамы 12. Включая тот или иной гидроцилиндр, операторы следят за тем, чтобы изменение положения отвала было достаточно плавным. Отвал снабжен двумя крыльями с подкрылками для регулировки ширины захвата.
В транспортном положении передняя часть бульдозерной рамы вместе со всеми элементами, смонтированными на ней, поднимается гидроцилиндром, укрепленным на корпусе трактора, и закрепляется специальным крюком.
На время прохождения поезда по второму пути работы прекращают и штангу с роликом с этого пути убирают.