Содержание материала

При работе путеукладочных крапов конструкции В. И. Платова сопротивление движению складывается из следующих величин.
1. Сопротивление движению всего состава

За рубежом смену рельсо-шпальной решетки выполняют звеньями или раздельно меняют рельсы и шпалы. Для этих работ используют машины легкого и тяжелого типов на железнодорожном, автомобильном и гусеничном ходу с занятием одного, а иногда и двух путей.

Во многих странах (Чехословакии, Польше, ФРГ, ГДР, Франции и др.) рельсо-шпальную решетку часто меняют с применением объемлющего пути, рельсы которого укрепляют на винтовых тумбах, что позволяет выравнивание объемлющего пути применяют бесстыковые плети, которые будут укладываться в путь вместо инвентарных рельсов. Объемлющий путь используют часто в качестве измерительной базы для планировки балластной призмы и выправки положения новой рельсо-шпальной решетки.
Рельсовые звенья транспортируют к месту укладки на съемных тележках мотовозом со скоростью 15—20 км/ч. В зависимости от грузоподъемности тележек звенья грузят на них в один или несколько ярусов. На состав грузят количество рельсов, необходимое для укладки от 200 до 900 пог. м пути.
Звенья снимают с тележек и перемещают к месту укладки при помощи портальных кранов, передвигающихся по объемлющему пути. Для подъема звеньев с тележек и опускания их на подготовленную балластную призму на портальных кранах установлены ручные лебедки. Рельсовые звенья длиной 15 м поднимаются двумя портальными кранами, а длиной 30 л — тремя. Каждый кран обслуживают 2 чел. Очередное звено, уложенное на балластную призму, стыкуется с ранее уложенным, и мотовоз надвигает на него тележки со следующим звеном. Рабочие стропуют звено, ручными лебедками поднимают его и вручную передвигают краны вместе со звеном к месту укладки. Освобожденные от звеньев тележки снимают с пути, чтобы они не мешали накатыванию очередных сцепов со звеньями.
В Польше портальные краны монтируют на четырех сдвоенных колесах автомобильного типа, исключающих использование объемлющего пути. Краны, соединенные между собой продольными тягами, передвигаются трактором, прицепляемым к переднему крану.
Швейцарской фирмой «Matisa» созданы портальные краны (рис. 114) с гидравлическими цилиндрами для подъема звена рельсо-шпальной решетки. Каждый кран снабжен бензиновым двигателем и насосом для питания гидроцилиндров. Объемлющий путь заменен подвижными салазками 1 с рельсовой колеей 2 наверху.
После укладки на балластную призму очередного звена гидроцилиндры кранов поднимают траверсы в верхнее положение, и мотовоз накатывает на уложенное звено сцеп с пакетом звеньев; гидроцилиндры опускают траверсы на верхнее звено пакета и, опираясь на него, приподнимают краны. Мотовоз толкает сцеп с пакетом звеньев на рельсовую колею салазок, которые поставлены впереди уложенного звена.

Рис. 114. Укладочные краны «Матиза»

Кран для укладки звеньев
Рис. 115. Кран для укладки звеньев с 30-метровыми рельсами

После установки сцепа тележек на салазки  стойки 4 портальных кранов 3 опускаются до опирания их башмаков на балластную призму; верхнее звено пакета поднимается на 20—30 см', мотовен вытаскивает сцеп с оставшимися звеньями, а трактор протаскивает салазки с рельсовой колеей вперед. На место, освободившееся от салазок, на балластную призму опускается звено и стыкуется с одной стороны с ранее уложенным звеном, а с другой стороны с рельсовой колеей продвинутых вперед салазок.
Освободившиеся от звеньев тележки поднимают с пути консольным краном 3, установленным на тракторе. Производительность работ составляет от 200 до 400 пог. м пути в час; укладочная бригада состоит из 16—20 чел.
В ГДР изготовлен кран GVK-31 для укладки звеньев с деревянными шпалами и рельсами длиной до 30 м, грузоподъемностью 10 Т (рис. 115). Ферма 3 крана может поворачиваться на определенные углы в вертикальной и горизонтальной плоскостях. Звено поднимается и опускается наклоном фермы в вертикальной плоскости. Поворот фермы в горизонтальной плоскости позволяет совмещать продольную ось укладываемого звена с осью пути на кривых радиусом до 180 м. Звено захватывается траверсой 1 длиной 20 м в трех точках (посередине и по концам траверсы). Траверса подвешена к крановой тележке 2, передвигающейся по нижнему поясу фермы, тросом, идущим от тяговой лебедки, расположенной в средней части фермы. Ферма крана поворачивается в горизонтальной плоскости гидроцилиндрами.
Наклон фермы в вертикальной плоскости (ферма опирается на раму только в среднем сечении) изменяется вертикальными гидроцилиндрами, расположенными по концам рамы на расстоянии 4 500 мм от опоры.
Питающий состав, на котором привозят звенья, оборудован рельсами, расположенными по краям платформы; по рельсам перемещаются три портальных крана с электролебедками, перевозящих звенья на первые платформы.
Кран перемещается самостоятельно. Под полом платформы крана расположена дизель-генераторная установка. Производительность крана около 300 пог. м пути в час.
За последние годы во Франции для реконструкции пути стали применять оборудование, аналогичное нашему: консольные путеукладчики, хопперы- дозаторы производительностью 300 пог. м/ч и др.