Содержание материала

§ 33. МАШИНЫ ДЛЯ УКЛАДКИ ПУТЕВОЙ РЕШЕТКИ
В комплект звеньевого путеукладчика входят укладочный кран, одна или две моторные платформы и обычные железнодорожные платформы, оборудованные роликовым транспортером. Количество платформ, входящих в комплект путеукладчика, определяется длиной разбираемого и укладываемого участков пути и количеством звеньев в каждом пакете.
В последнее время часть платформ оборудуют порталами, обеспечивающими надежное закрепление пакетов звеньев при транспортировке их на большие расстояния со скоростью, установленной для грузовых поездов.
Укладочные краны, самоходные и моторные платформы имеют одинаковое силовое оборудование. Моторная платформа МПД (рис. 108) имеет два дизеля 8 типа 1Д6, два генератора 9 типа ПН-750 и четыре тяговых двигателя типа ДК-305А, каждый из которых приводит в движение одну колесную пару. Поэтому в четырехосных кранах и моторных платформах все оси ведущие, а в шестиосных кранах две оси поддерживающие. Тяговые двигатели крепятся на раме ходовой тележки и приводят во вращение колесные пары посредством карданного вала, редуктора и зубчатого колеса, жестко закрепленного на оси колесной пары. Во время транспортировки машины в составе поезда тяговый двигатель отключают.
Тяговые двигатели могут быть соединены последовательно или параллельно с питанием от одного или от двух генераторов и могут быть разбиты на две группы по два двигателя в каждой. Внутри каждой группы двигатели могут быть соединены по одной схеме, а группы — по другой, что обеспечивает возможность изменять силу тяги и скорость моторной платформы (крана) в широких пределах. При последовательном соединении двигателей ток в обмотках двигателей будет максимальным и сила тяги — наибольшей; однако напряжение на зажимах каждого двигателя будет минимальное, и скорость будет наименьшая. При параллельном соединении двигателей будет иметь место обратное явление.
Переключают электродвигатели на ту или иную схему группой контакторов 12.
При наибольшей силе тяги (10 Т) одна моторная платформа может перемещать груженый состав с запасом звеньев на 1 км пути.
На полу моторной платформы (крана) установлены ролики, по которым перемещаются пакеты звеньев при помощи двух лебедок 2, имеющих тяговое усилие ЗТи приводимых в движение электродвигателями 3 мощностью 150 л. с. Для предотвращения схода пакета звеньев с моторной платформы крана на полу установлены пружинные упоры 13, которые при необходимости могут быть выключены из работы.

Схема моторной платформы
Рис. 108. Схема моторной платформы:
1 — рама; 2 — лебедка для перетяжки пакетов; 3 —электродвигатель лебедки; 4 — пост управления; 5 —щиток контрольно-измерительных приборов; 6 — универсальные переключатели; 7  —водяной и масляный радиаторы; 8 — дизель; 9 — генератор ПН750; 10 — автоматический выключатель; 11 —роликовый транспортер; 12 — контакторы; 13 —упоры для рельсов;  14 — воздушные резервуары: 15 —ходовая тележка

Рис. 109. Схема укладочного крана типа УК-12,5:
1 —ферма; 2 и 10 — посты управления; 3 —электрооборудование крана; 4 —ограждение; 5—тяговые лебедки; 6 — грузовые лебедки;

7  —каретки; 8 —гидравлические цилиндры подъема фермы; 9 — портальные арки; 11 —силовая установка; 12 —генератор

Моторные платформы и краны имеют по два компрессора для питания тормозной системы, пневматические тормоза, используемые во время работы, и ручные — для затормаживания на стоянке.
Управляют дизель-генераторными установками, тяговыми двигателями и электрическими лебедками с одного из пультов, размещенных в средней части платформы по обеим ее сторонам. На каждом пульте имеются щиток 5 контрольно-измерительных приборов и кронштейны, на которых подвешена съемная кабина для механика.
Моторные платформы используют для перевозки пакетов звеньев в пределах фронта работ и для перетяжки звеньев вдоль состава. Основные технические данные моторной платформы МИД еле дующие:
Грузоподъемность в Т . . .                                                                        32
Габаритные размеры в мм:
длина платформы с буферами ...                                                        16 240
ширина в транспортном положении                                                   3 240
Конструкционный вес в Т . . .                          . .                                      37,0
Скорость передвижения в км/ч                                                          До 50

Укладочные краны конструкции В. И. Платова служат для укладки в путь новых звеньев или разборки звеньев старого пути. При укладке очередное звено захватывается траверсой и крановой тележкой поднимается с платформы, выносится вперед и опускается на балластную призму. После стыкования опущенного звена с ранее уложенным кран въезжает на него, а в это время крановые тележки возвращаются для захвата следующего звена; при разборке старого пути цикл выполняется в обратной последовательности.
В нашей стране применяются укладочные краны УК-12,5 (рис. 109) для укладки звеньев длиной 12,5 м с деревянными шпалами; УК-25 (рис. 110) — для укладки звеньев длиной 25 ж с деревянными шпалами и длиной 12,5 м с железобетонными шпалами и УК-25/21 (рис. 111) —для укладки звеньев длиной 25 ж с железобетонными шпалами.
Все краны оборудованы силовыми установками 15 (см. рис. НО), лебедками для перетяжки пакетов 16, навесной кабиной управления 14. На ферме 10 установлено оборудование для подъема (опускания) и перемещения звеньев вдоль фермы.
Ферма 10 в каждом укладочном кране смонтирована на двух портальных рамах.
В укладчиках УК-12,5 и УК-25 стойки портальных рам раздвижные. В транспортном положении ферма опущена и кран вписывается в габарит подвижного состава. В рабочем положении стойки рам раздвигаются и поднимают ферму с расчетом размещения на платформе пакета из восьми-девяти звеньев в зависимости от их высоты. На электрифицированных участках из-за наличия контактного провода высота подъемки фермы ограничена, поэтому число звеньев в пакете не превышает шести. Стойки раздвигаются гидравлическими цилиндрами 12 (см. рис. 110).


Рис. 110. Схема укладочного крана типа УК-25:
1—грузовой блок; 2 — крановая тележка; 3 и 4 — концевые блоки канатов грузоподъемной и тяговой лебедок; 5 — рама крановой тележки;
6 — грузоподъемная лебедка; 7  — пост управления; 8— тяговая лебедка; ограничитель грузоподъемности; 10— ферма; 11 — портальная рама; 12 — гидравлические цилиндры подъема фермы; 13— стойка; 14 — кабина управления платформой; 15 — силовая установка; 16 — лебедка для перетяжки пакетов; 17  —рама; 18— трехосная тележка
Укладочный кран
Рис. 111. Укладочный кран УК-25/21:
1 —ходовая тележка; 2 —роликовый транспортер; 3 — дизель-генераторная установка; 4 — пост управления; 5 —рама; 6— стойки; 7  —траверса; 8 — стрела

В кране УК-25/21 ферма неподвижна, на нем помещаются пакеты из пяти звеньев с рельсами Р50 и Р65 или из четырех звеньев с рельсами Р75.
В кране УК-12,5 ферма прикреплена к переднему порталу шарнирно, а к заднему винтовым механизмом, что позволяет поворачивать ферму в плане при укладке звеньев в кривых участках пути. В УК-25 ферма может перемещаться вдоль своей оси. В транспортном положении она располагается симметрично относительно портальных рам, а в рабочем положении ферма сдвигается в сторону укладки. Поэтому кран может работать в любом направлении.
В транспортном положении ферма перемещается по портальным рамам тяговой лебедкой.
В усовершенствованных моделях УК-25 ферма может быть несколько повернута в плане для укладки звеньев на кривых по оси пути. В УК-25/21 стрела относительно портальных рам неподвижна.
Каждый укладочный кран имеет по две крановые тележки 5 (см. рис. 100) с подвешенными к ним грузовыми блоками 4 с траверсами. Тележки перемещаются по швеллерам нижнего пояса стрелы. В УК-12,5 имеются отдельные пути для каждой тележки; когда одна тележка выносит очередное звено и опускает его на балластную призму, вторая перемещается в сторону платформы для строповки следующего звена.
Каждой крановой тележкой управляет отдельный оператор.
На кране УК-25 звенья длиной 25 м поднимаются двумя крановыми спаренными тележками, перемещающимися по одному пути и управляемыми одним оператором с поста управления 4 (см. рис. 111), расположенного на ферме. Разработана специальная траверса для захвата звеньев в трех сечениях, позволяющая уменьшить расстояния между крановыми тележками и автоматизировать работы по строповке звеньев.


Рис. 112. Схема привода и запасовки канатов грузоподъемного оборудования: 1 и 2—концевые обводные блоки кантов тяговой и грузоподъемной лебедок; 3—барабаны грузоподъемной лебедки; 4, 6 — редукторы лебедок; 5 и 8 — электродвигатели лебедок; 7  — барабаны тяговой лебедки; 9— крановые тележки; 10 — грузовой блок

Грузовые блоки 1 (см рис. 110) поднимаются и опускаются грузоподъемной лебедкой (рис. 112), состоящей из барабанов 3, электродвигателя 8 и редуктора 4. Один конец троса, на котором подвешен  грузовой блок, закреплен на барабане, а другой прикреплен к ограничительной пружине. Если вес груза, поднимаемого блоком 10, превышает расчетный, то деформация пружины вызывает срабатывание концевого выключателя, прерывающего цепь питания электродвигателя.
Грузовая лебедка снабжена электрическим тормозом, который при отключении электродвигателя во время подъемки звена автоматически затормаживает лебедку, предотвращая падение груза. При включении электродвигателя тормоз автоматически отключается.
Грузовые тележки вдоль стрелы перемещаются тяговой лебедкой, состоящей из двух барабанов 7, электродвигателя 5 и редуктора 6; при вращении барабанов в какую-либо сторону трос с одного барабана, сматывается, а на другой наматывается. Направление перемещения крановых тележек изменяют переменой направления вращения барабанов. На конце фермы установлен конечный выключатель, который разрывает цепь питания электродвигателя тяговой лебедки при нажатии на него крановой тележки и останавливает движение последней.
На кране УК-12,5 для каждой крановой тележки имеются свои грузовые и тяговые лебедки; на остальных кранах обе крановые тележки работают совместно.
Электродвигатели механизмов кранового оборудования (грузовой и тяговой лебедок), лебедки для перетяжки пакетов, гидронасоса, механизма подъема фермы получают питание от одного из генераторов, а тяговые электродвигатели ходовых тележек — от другого.
Путеукладочные краны конструкции В. И. Платова являются наиболее совершенными из всех укладочных кранов, применяющихся в мировой практике, но темп работы их значительно меньше темпа работы других путевых машин, участвующих в технологической «цепочке». Кроме того, эти краны позволяют выполнять укладку звеньев на кривых строго по оси пути, автоматическое стыкование с точным соблюдением размеров стыковых зазоров и автоматическую остановку на нужном расстоянии от конца уложенного пути и др.
Техническая характеристика укладочных кранов приведена ниже.

 

УК-12,5

УК-25

УК-25/2 1

Производительность в пог. м/ч

800—

800—

800—

 

1 000

1 000

1 000

Длина укладываемого звена в м                

12,5

25

25

Число звеньев в пакете ...

. До 10

До 10

До 5

Вылет стрелы от торца платформы в м ...

8,6

17

Грузоподъемность платформы в Т . .

32

40

40

Грузовая лебедка
Максимальная грузоподъемность в Т

4

9

21

Грузоподъемность крановых тележек в Г: передней ..

4

5,12

10,35

задней ..

4

2,88

10,35

Расстояние между крановыми тележками в м

11,5

11,5

Скорость подъема груза в м/сек .               . .

0,2

0,3

0,3

Диаметр троса в мм . . .

17,5

17,5

19,5

 

 

 

 

Тяговая лебедка
Тяговое усилие на канате тяговой лебедки в кг

400

1 200

2 800

Скорость передвижения крановой тележки в

 

 

 

м/сек

1

1,5

1,3

Диаметр троса в мм ...

8,7

13

19,5

Количество цилиндров для подъема стрелы . .

6

12

Ход подъемных цилиндров в мм

1 800

1 540

Рабочее давление в гидросистеме в ат

65

65

Лебедка для перетяжки пакетов

 

 

 

Тяговое усилие в Т

3

3

3

Диаметр троса в мм ...

17,5

17,5

17,5

Канатоемкость барабана в м .

60

60

60

Скорость движения троса в м/сек

0,415

0,415

0,415

Габаритные размеры в мм

 

 

 

длина платформы с буферами

16 240

18 030

18 030

общая длина ...

43 864

43 864

ширина в транспортном положении . . .

3 250

3 250

3 250

высота в транспортном положении

5 255

5 285

5 285

высота в рабочем положении .

7 055

6 825

5 285

Конструкционный вес в Т .

48,0

63,5

92,6

Обслуживающий персонал, чел

3

2

2

Скорость передвижения в км/ч

 

 

 

в рабочем положении . . .

До 5

До 5

До 5

» транспортном положении . .                         .       .

До 50

До 50

До 50

Мощность двигателя 1Д6 в л. с .

150

150

150

Мощность генератора ПН-750 в кВт ...

100

100

100

Напряжение номинальное в в

230

230

230

Ток номинальный в а

435

435

435

Мощность тягового электродвигателя в кВт . .

43

43

43

Максимальная сила тяги в Т .

10

10

10


Рис. 113. Приспособление ОПМС-1 конструкции К. Г. Арутюняна для перемещения бесстыковых плетей с середины пути на подкладки
Краны конструкции В. И. Платова применяют при смене инвентарных рельсов на бесстыковые плети; в этом случае ими грузят инвентарные рельсы на платформу крана и одновременно сдвигают на подкладки бесстыковые плети, выгруженные предварительно на середину колеи. Эту работу выполняют при помощи приспособления ОПМС-1 конструкции К. Г. Арутюняна. Это приспособление состоит из двух роликовых клещей (рис. 113), подвешенных к ферме крана и удерживаемых распоркой на таком расстоянии, чтобы рельсовые плети после подъема их клещами опускались на подкладки шпал, с которых сняты инвентарные рельсы.

Роликовые клещи имеют по четыре ролика на шарикоподшипниках, два из которых подводятся под подошву рельса и удерживают плеть в поднятом состоянии, а два катятся по боковым граням головки рельса, удерживая рельсовые нити от опрокидывания; при помощи тросов роликовые клещи прикрепляются к крану.