Содержание материала

Задачей ремонта является восстановление работоспособности всей машины в целом и ее отдельных рабочих органов. Естественный процесс износа отдельных деталей протекает относительно медленно, но если повседневно не следить за машиной, то появляющиеся люфты, зазоры в соединениях возбуждают ударные воздействия, приводящие к резкому усилению износа и даже к авариям.
Планово-предупредительная система текущих осмотров и ремонтов машины имеет большое значение, так как путевые машины работают в неблагоприятных условиях (пыль, грязь) и стоят под открытым небом.

Для каждой путевой машины тяжелого типа составляют годовой план ее работы и проведения необходимых ремонтно-профилактических мероприятий. На основе годового плана составляют месячные планы с указанием необходимых объемных и технико-экономических показателей. По месячному плану составляют скользящий график работы машины, учитывающий чистую работу, подготовку к работе, выезд на перегон, возвращение и т. п.
С целью обеспечения тщательности ухода за машиной установлены:
технический уход № 0, выполняемый ежедневно и заключающийся в осмотре машины, очистке ее от грязи, проверке работы основных узлов, воздушной сети, систем охлаждения, смазки, питания, зажигания. При уходе очищают контакты в электроустройствах, проверяют наличие инструмента, сигналов, выполнение требований охраны труда;
технический уход № 1, выполняемый через каждые 100 ч чистой работы машины; помимо работ, перечисленных выше, регулируют натяжение тросов, цепей, проверяют зазоры в клапанах, трансмиссии;
технический уход № 2, проводимый через 400 ч чистой работы машины; помимо работ, перечисленных выше, вскрывают отдельные узлы и меняют манжеты в цилиндрах, поршневые кольца, вкладыши, подшипники, притирают клапаны, промывают баки, меняют масло и т. п.
При годовом осмотре, кроме перечисленных выше работ, необходимо осмотреть ходовые части, тормоза, ударно-тяговые   приборы.
Установлены нормативные сроки выполнения ремонта машин.
Например, текущий ремонт электробалластеров делают через каждые 40 км поднятого пути, средний — через 240 км, а капитальный (продолжительностью 18 дней) — через 480 км. Текущий ремонт снегоочистителей производят через 60 ч работы, средний — через 540 ч, капитальный (продолжительностью 16 дней) — через 1 080 ч работы.
Из перечисленных видов ремонта обязательным для выполнения в срок является текущий ремонт. При хорошем содержании машины сроки выполнения среднего и капитального ремонтов могут быть продлены на основе решения специальной комиссии, выносимого после тщательного осмотра машины.
В процессе эксплуатации машины механики учитывают и анализируют все неисправности и на основе данных анализа составляют предварительную дефектную ведомость с указанием характера износа и его величины; составляют перечни деталей и узлов, подлежащих замене. За 1,5—2 месяца до сдачи машины в ремонт ведомость уточняют и передают ремонтной организации, которая подготавливает необходимые детали и материалы.

В комплект технической документации на сдаваемую в ремонт машину входят: рабочие чертежи машины и ее узлов; технологические процессы ремонта; технические условия на ремонт; классификация ремонта; дефектные ведомости. Механик машины сдает ее в ремонт начальнику цеха ремонтной организации в присутствии начальника ОТК. До отправки машины в ремонт ее ходовые части должны быть отремонтированы в местных вагоноремонтных предприятиях. При машине должны быть технический паспорт, шнуровые книги на испытание грузоподъемных механизмов и воздушных резервуаров.
Испытания после ремонта ведут с опробованием всех механизмов на контрольном участке пути. Машину принимают после обкатки на протяжении 50 км, К акту приемки прикладывают акты испытаний подъемных механизмов и воздушных резервуаров инспекций котлонадзора. Соответствующие записи делают в паспорте машины.
Рекламации можно подавать только в течение гарантийного периода и в случаях, происшедших не из-за неправильной эксплуатации машины. Вызывают представителя завода, и если он в течение пяти дней не прибыл, то акт составляют с участием специалистов из другого незаинтересованного предприятия.
Текущий ремонт, при котором выполняют осмотр, подтяжку креплений, смазку, регулировку узлов и передач, выполняется силами бригады машины и принимается механиком-наладчиком.
Средний ремонт, при котором ремонтируют отдельные узлы с их разборкой и заменой деталей, проверяют изоляцию, ремонтируют двигатели и др., выполняется бригадой, обслуживающей машину, совместно с ремонтной бригадой.
При капитальном ремонте, выполняемом на ремонтных заводах, производится полное оздоровление всех узлов и механизмов с их снятием, разборкой и регулировкой всех органов.
По методам выполнения различают ремонты — индивидуальный и обезличенный. В последнем отдельные узлы и детали заменяют другими (того же типа), заранее подготовленными, что позволяет значительно сократить сроки ремонта.