Содержание материала

ГЛАВА XII
ТРАНСПОРТНЫЕ И ПОГРУЗОЧНЫЕ СРЕДСТВА
§ 55. ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА НА РЕЛЬСОВОМ ХОДУ
Специализированный подвижной состав для перевозки и разгрузки балласта. Для перевозки щебня, гравия, песка и других сыпучих материалов служат специализированные составы из саморазгружающихся вагонов.
При выполнении балластировочных работ широкое применение получили хопперы-дозаторы (см. гл. VI), осуществляющие перевозку, механизированную разгрузку, дозировку и разравнивание балласта на путевой решетке.

Саморазгружающийся четырехосный вагон Калининградского завода грузоподъемностью 50 Т применяют для выполнения земляных работ, когда выгодно выполнять разгрузку на стоянке.
Кузов этого вагона представляет собой открытый прямоугольный ящик, который при разгрузке может наклоняться в стороны на угол 42° при помощи пневматического механизма опрокидывания.

Специальный состав из 79 двухосных платформ грузоподъемностью по 20 Т, оборудованных роликовыми опорами с ребордами, используют для транспортировки сварных рельсовых плетей.
На передней платформе установлена лебедка для подтягивания рельсовых плетей при погрузке и устройство для их закрепления. При разгрузке рельсов применяют съемную аппарель (рис. 184), которую при транспортировке устанавливают на хвостовой платформе, оборудованной двумя безребордными роликовыми опорами, направляющими роликами и затвором, ограничивающим ход рельсовых плетей.
На состав (рис. 185) может быть погружено 12 рельсовых плетей длиной 800 м из рельсов типа Р50 или Р65.
Техническая характеристика специального состава приведена ниже:
Скорость передвижения плети при погрузке в м/сек .                        0,3
» разгрузки плети в км/ч до 5
Тяговое усилие лебедки в Т 25
Транспортная скорость поезда в км/ч .. до 70

Мотовозы применяют в качестве тяговой единицы для передвижения нормального подвижного состава при маневровых работах и для доставки на перегон нужных материалов.

Рис. 184. Разгрузка плетей при помощи аппарели на хвостовом вагоне

Рис. 185. Общий вид состава для перевозки рельсовых плетей

Наибольшее распространение в путевом хозяйстве получили ширококолейные мотовозы типа МК2-15.
Служебная дрезина АС, предназначенная для перевозки больших групп монтеров пути и выезда руководящего состава дороги на линию, представляет собой двухосную платформу, на которой размещен полуобтекаемый пассажирский кузов, имеющий два отделения — для машиниста и для пассажиров.
На дрезине установлен двигатель марки ГАЗ-51, вращение от вала которого передается на заднюю, ведущую колесную пару посредством трансмиссии (четырехступенчатой коробки передач, промежуточного вала, реверса, карданного вала и осевого редуктора).
Автодрезины типа УА используют для служебных поездок по линии и доставки на перегон материалов на прицепе.
В настоящее время дрезины типа УА не выпускаются, их заменяют более совершенными.
Технические характеристики дрезин приведены ниже:

Широко применяются грузовые несъемные автодрезины типов АГМу, АГМ, ДГК, предназначенные, кроме перевозки грузов, для выполнения погрузочно-разгрузочных операций. Эти дрезины могут служить также тяговой единицей для передвижения специальных платформ и вагонов нормального типа.
Грузовая автодрезина АГМУ представляет собой двухосную платформу, на которой установлены полноповоротный грузоподъемный кран и кузов.
В кузове дрезины размещены двигатель типа ЗИЛ-120 и приборы управления. На платформе оставлено место для погрузки рельсов с боков кузова и свободные торцовые площадки для размещения шпал и других грузов. На рис. 186 показана схема расположения основных узлов автодрезины.
Груз поднимается при помощи лебедки, приводимой в движение от двигателя дрезины через сцепление, коробку передач и моторный вал коробки реверса.
При работе крана дрезина должна быть заторможена во избежание произвольного перемещения при толчках.
Грузовая автодрезина ДГК (рис. 187) имеет дизельный двигатель 1Д-6 и гидромеханическую передачу. Кроме того, на ней установлен генератор переменного тока мощностью 50 квпг для питания путевых машин и механизмов. Дрезина оборудована полноповоротным краном грузоподъемностью 3,5 Т и стрелой с вылетом до 6,8 м. Все оборудование смонтировано на сварной раме, опирающейся на две колесные пары. Пост управления находится в кузове, размещенном посередине платформы. С торцовой стороны  и с боков кузова имеются свободные площадки для погрузки рельсов, шпал и других материалов.


Техническая характеристика грузовых автодрезин дана ниже:

К съемным мотодрезинам относят дрезины СМ-4, ИД-1 и ТД-5.
Мотодрезина типа СМ-4 (рис. 188) предназначена для выезда руководящего состава дистанций и путевых машинных станций на линию для контроля за состоянием пути, ходом производства работ и т. п. Дрезина обслуживает также путевые бригады.
Колеса дрезины имеют изоляцию, что позволяет пользоваться дрезиной на участках, оборудованных автоблокировкой.


Рис. 188. Мотодрезина типа
СМ-4:
1 — рама; 2 — ось; 3 — двигатель;
4 — цепь; 5 —тормозной рычаг;
6 — бак; 7  — сиденье; 8 — ящик

Мотодрезина типа ИД-1 по своему назначению и устройству аналогична мотодрезине типа СМ-4, но имеет меньшую мощность. В настоящее время промышленностью не выпускается.
Транспортная мотодрезина типа ТД-5 (рис. 189) предназначена для перевозки к месту работ путевых бригад с инструментами и материалами. Она может быть использована и как самостоятельная подвижная единица и работать в сцепе с двумя прицепами типа ТП.
Технические характеристики мотодрезин приведены ниже:

Транспортный прицеп ТП предназначен для перевозки до 10 чел. с инструментом или материалов верхнего строения пути, машин и механизмов. На один прицеп можно погрузить до 1 т груза, тяговой единицей служит мотодрезина ТД-5. При работе с двумя прицепами вес груза не должен превышать 1,5 т.
Для перевозки материалов верхнего строения и инструментов в небольших объемах и на малые расстояния используют различные транспортные средства съемного типа.
Однорельсовая путевая тележка грузоподъемностью 300 кг состоит из металлической рамы, установленной на двух двухребордчатых катках, с шариковыми подшипниками. Сбоку тележки прикреплена рукоятка для ее передвижения и удержания груза. На тележку можно устанавливать бункер для перевозки сыпучих материалов. Вес тележки 47 кг.
Путевая вагонетка грузоподъемностью 1,5 т выполнена в виде деревянной рамы, установленной на двух скатах с подшипниками скольжения. Вес вагонетки 200 кг.
Путевая тележка ПКБ-1. Вес 92 кг, допускаемая нагрузка 2 Т.
Однороликовая тележка с уголковым подхватом служит для перевозки одиночных рельсов.