Содержание материала

§ 3. ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ ПОЕЗДОВ ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ ПУТЕВЫХ РАБОТ
Путевые работы выполняют на эксплуатирующихся железных дорогах в интервалах между поездами или в специально выделяемые «окна» в графике движения поездов. Каждую путевую работу выполняют под руководством определенного должностного лица согласно Инструкции по обеспечению безопасности движения поездов при производстве путевых работ, утвержденной Министерством путей сообщения.
Места производства путевых работ с нарушением целостности и устойчивости пути и сооружений, а также препятствия на пути и около него в пределах габарита приближения строений следует в соответствии с Инструкцией ограждать путевыми сигналами с выдачей в необходимых случаях предупреждений на поезда.
Инструкций запрещено приступать к работам до ограждения сигналами мест производства работ, опасных для следования поездов, а также снимать сигналы ограждения до полного окончания   работ, проверки состояния пути, контактной сети и соблюдения габарита.
Нельзя на время обеденного перерыва и после окончания рабочего дня оставлять ремонтируемый путь в состоянии, требующем ограждения сигналами остановки или уменьшения скорости, если это специально не предусмотрено данным технологическим процессом.
Порядок пропуска поездов после производства комплекса путевых работ на закрытом для движения поездов перегоне приведен в гл. II. Места производства работ, опасные для следования поездов, ограждают сигналами с обеих сторон как на однопутных, так и на двухпутных и многопутных участках железных дорог, независимо от того, ожидается поезд или нет (рис. 14).
Места работ на пути, не требующие ограждения сигналами остановки или уменьшения скорости, но требующие предупреждения работающих о приближении поезда, ограждают с обеих сторон на расстоянии 500—1 500 м от границ участка работы переносными сигнальными знаками «Свисток» (рис. 14, а).
На многопутном или двухпутном участке сигнальными знаками «Свисток» ограждают на таком же расстоянии и смежные пути.
На перегонах, где обращаются поезда со скоростью 120 км/ч, переносные сигнальные знаки «Свисток» устанавливают на расстоянии 800—1 500 м от границ участка работ. Машинист локомотива обязан при подходе к переносному сигнальному знаку «Свисток» подать оповестительный сигнал — один длинный свисток.
Места производства работ на перегонах, требующие следования поездов с уменьшенной скоростью, ограждают с обеих сторон на расстоянии 50 м от границ участка работы переносными сигнальными знаками «Начало опасного места» и «Конец опасного места» (рис. 14, б).
От этих сигнальных знаков на расстоянии А (табл. 7) устанавливают переносные сигналы уменьшения скорости (см. рис. 14, б). При подходе поезда к переносному желтому сигналу машинист локомотива обязан подать один длинный свисток и далее вести поезд по месту, огражденному переносными сигнальными знаками «Начало опасного места» и «Конец опасного места» со скоростью, указанной в предупреждении, а при отсутствии предупреждения — со скоростью не более 25 км/ч.
Ограждение работ на перегонах, требующих остановки поездов, производится следующим образом (рис. 14, в).

Рис. 14. Схемы ограждения места работ:
а — сигнальными знаками «Свисток»; б—сигналами уменьшения скорости; в — сигналами остановки на однопутном и двухпутном участках при фронте работ более 200 м и на трехпутном участке при фронте работ менее 200 М

Схемы ограждения места работ

Таблица 7


Руководящий спуск на перегонах

Максимальная допускаемая скорость движения поездов на перегоне в км/ч

Расстояния в м

грузовых

пассажирских

А-· от сигнальных знаков «Начало опасного места»
и «Конец опасного места» до сигналов уменьшения скорости

Б — от переносных красных сигналов и от места внезапно возникшего препятствия до первой петарды

<0,006

<80

<100

800

1000

 

От 100 до 140

1 000

1 200

 

От 80 до 90

1 100

1 300

 

От 90 до 100

От 140 до 160

1 400

1 600

0,006—0,010

<80

<100

1 000

1 200

 

От 100 до 140

1 100

1 300

 

От 80 до 90

1 300

1 500

 

От 140 до 160

1 500

1 700

>0,010

Устанавливаются

начальником дороги

На расстоянии 50 м от границ огражденного участка с обеих сторон под наблюдением руководителя работ устанавливают красные сигналы (на шесте длиной 2 м, который ставят внутри колеи вплотную к правому рельсу по ходу поезда). От этих сигналов на расстоянии Б, зависящем от максимальной скорости движения и рода поезда, а также руководящего уклона (см. табл. 7) укладывают по три петарды, и на расстоянии А устанавливают переносные сигналы уменьшения скорости (на шесте длиной 3 м, не ближе 2 м от крайнего рельса). На расстоянии 20 м от первой петарды в сторону места работ должны стоять сигналисты с красными ручными сигналами (днем с развернутым красным флагом, ночью — с красным огнем ручного фонаря, обращенным в сторону ожидаемого поезда).
При работах на одном из путей двухпутного участка смежный путь ограждают с обеих сторон сигнальными знаками «Свисток», которые устанавливают на расстоянии 500—1 500 м от границы участка работ на перегонах, где обращаются поезда со скоростью до 120 км/ч (при больших скоростях — на расстоянии 800—1 500 м).
Если работы ведут развернутым фронтом (более 200 м) посередине участка, требующего ограждения, дополнительно устанавливают переносный красный сигнал, который должен находиться под наблюдением руководителя работ, а переносные красные сигналы, находящиеся за пределами участка работ, — под охраной стоящих около них сигналистов.
На перегонах, где расстояние от переносных красных сигналов до первой, ближайшей к месту работы петарды установлено более 1 200 м, при необходимости, кроме сигналистов, охраняющих петарды, должны стоять дополнительные сигналисты-повторители.
Если работы ведутся развернутым фронтом, а также на кривых малого радиуса, в выемках и других местах с плохой видимостью сигналов и на участках с интенсивным движением поездов руководитель работ обязан установить связь (телефонную или по радио) с работниками, поставленными у сигналов, ограждающих места работ.
Ограждение мест производства работ на станциях регламентируется Инструкцией по обеспечению безопасности движения поездов при производстве путевых работ.
Все выдаваемые предупреждения подразделяют на два вида:
а)  действующие с момента выдачи до отмены (такие предупреждения выдают, когда руководитель по условиям производства работ не может определить точного срока их окончания);
б)  действующие в течение определенного устанавливаемого руководителем работ срока, указываемого в заявке на выдачу предупреждения.

Порядок представления заявки о выдаче предупреждений указан в Инструкции по обеспечению безопасности движения поездов при производстве путевых работ.
Заявки о выдаче предупреждений даются письменно, телеграммой и телефонограммой в адрес дежурных по станциям.
Заявки о выдаче предупреждений на производство заранее запланированных работ должны быть получены дежурным по станции не позже, чем за 3 ч до начала его действия, а на направлениях, где поезда следуют без остановки более 3 ч, — не позже времени, устанавливаемого начальником дороги.
Для выполнения непредвиденных работ заявку о выдаче предупреждения дают непосредственно дежурному по станции, ограничивающей перегон, на котором устанавливается предупреждение с последующей передачей ее в другие адреса.
Руководитель работ не имеет права приступать к заранее запланированным работам до тех пор, пока он не будет иметь подтверждения о том, что заявка о выдаче предупреждения дежурным по станции получена.
В заявке о выдаче предупреждения должны быть указаны:
а)  место пути, к которому относится предупреждение (перегон, километр и номер пути);
б)  причины, вызывающие выдачу предупреждений;
в)   меры предосторожности при движении поездов;
г)   начало и срок действия предупреждения.

В тех случаях, когда руководитель работ по каким-либо причинам не имеет возможности закончить путевые работы в срок, указанный в заявке, он обязан до окончания срока действия предупреждения поставить сигналистов к переносным сигналам уменьшения скорости и известить дежурных по станции, ограничивающим перегон, о продлении действия предупреждения с указанием нового срока окончания работ.
Предупреждение, установленное впредь до отмены, имеет право отменить только тот работник, которым оно установлено, или непосредственный его начальник.
Предупреждения, установленные до отмены, отменяют письменно, телеграммой или же записью в книге предупреждений с подписью лица, заявившего отмену, с указанием месяца, числа и времени отмены.