Современные вагоны-дефектоскопы выявляют дефекты в рельсах в виде поперечных и продольных трещин (в том числе скрытых) за счет вихревых токов, возбуждаемых постоянным магнитным полем и благодаря дополнительным полям рассеяния.
Блок-схема в агон а-дефектоскоп а изображена на рис. 170. Магнитное поле создается электромагнитами Э1 и Э2, расположенными по одному над каждой рельсовой нитью, каждый из них состоит из сердечника из мягкой стали с обмоткой (две катушки).
Катушки электромагнита соединены последовательно и подключены к генератору постоянного тока Г (динамомашине, приводимой в действие от оси вагона при помощи ременной передачи). Регулировку осуществляют при помощи реостатов Pi и Р2 и проверяют по амперметрам А.
Электромагниты подвешены к раме индукторных тележек, расположенных между ходовыми тележками вагона. При этом зазор между поверхностью катания головок рельсов и полюсами магнитов равен 10— 15 мм. Таким образом, рельс как бы замыкает полюсы электромагнитов и магнитный поток почти полностью проходит через рельс.
Рис. 170. Блок-схема вагона-дефектоскопа
Для регистрации изменений магнитного потока, которые происходят при наличии дефектов в рельсах, между полюсами каждого магнита укреплены при помощи лыж индукционные (искательные) катушки И1 и И2.
Плоскость витков катушки перпендикулярна продольной оси рельса, поэтому катушка реагирует на изменение продольной составляющей магнитного потока. При изменении потока, пронизывающего катушку, в ней возникает электродвижущая сила. Импульсы электродвижущей силы от каждой искательной катушки поступают на усилители и У2, которые усиливают эти импульсы без искажения.
На выходах усилителей подключены вибраторы Bi и В2 осциллографа. В вагоне-дефектоскопе имеется два универсальных восьмишлейфных осциллографа типа ΛΙΠΟ-2 (или Н-102), которые включаются в работу поочередно. При помощи вибраторов осуществляется непрерывная запись импульсов на кинопленку, которая продвигается через осцилллограф со скоростью 50 мм/сек. После записи кинопленку обрабатывают в специальной проявочной машине, имеющейся в вагоне.
Запись на осциллограмме представляет собой две кривые линии, соответствующие двум рельсовым нитям. По характеру записи можно определить место расположения стыковых зазоров, подкладок и наличие различного вида дефектов в рельсах, обнаруженных при контроле пути вагоном-дефектоскопом.
Все оборудование вагона-дефектоскопа расположено в пассажирском четырехосном вагоне (в одной части находится служебное помещение, в другой живет обслуживающий персонал).
При проверке пути вагон-дефектоскоп передвигается отдельным локомотивом со скоростью до 70 км/ч.
На основании обширных теоретических и опытных исследований установлено, что при повышении рабочей скорости вагона-дефектоскопа до 100 км 1ч, улучшается выявляемость дефектов.