ГЛАВА X
РЕЛЬСОВАЯ ДЕФЕКТОСКОПИЯ
§ 49. КЛАССИФИКАЦИЯ ДЕФЕКТОВ В РЕЛЬСАХ И СПОСОБЫ ИХ ОБНАРУЖЕНИЯ
Главными причинами зарождения различных дефектов в рельсах являются неудовлетворительное содержание пути, наличие заводских пороков при изготовлении рельсов и неудовлетворительное состояние ходовых частей подвижного состава. Различные дефекты влияют на прочность рельсов не в одинаковой степени, поэтому если обнаружены те или иные дефекты, принимают соответствующие меры для обеспечения безопасности движения поездов.
С целью изучения причин образования дефектов и упорядочения системы статистических наблюдений за выходом рельсов установлена классификация дефектности рельсов, принятая для стран — членов ОСЖД и СЭВ. По этой классификации все разновидности дефектов и повреждений рельсов объединены в девять основных групп, внутри которых отдельные виды дефектов пронумерованы в определенном порядке и каждому дефекту, повреждению и излому рельсов присвоен номер, состоящий из трех цифр.
Первая цифра характеризует вид дефекта или повреждения рельса, а также месторасположение их по сечению рельса (головка, шейка, подошва). Вторая цифра обозначает разновидность дефекта или повреждения с учетом основной причины их возникновения. Третья цифра указывает на месторасположение дефекта или повреждения по длине рельса (1 — в стыке; 2 — вне стыка), а также вид сварки при дефектности рельса в сварном стыке (3—3). Первые две цифры отделяются от третьей цифры точкой.
Систематизированная классификация дефектов рельсов показана на рис. 163.
Дефекты в сварных стыках учитываются на расстоянии до 10 см в одну или другую сторону от сварного шва. Кроме приведенной классификации, установлено деление рельсов, имеющих какие-либо изъяны, на дефектные и остродефектные с указанием признаков по каждой этой категории для главных и приемо-отправочных путей и отдельно для остальных станционных путей.
Дефектные рельсы могут временно оставаться в пути до замены их в плановом порядке, при условии установления за ними тщательного надзора, а при необходимости и снижения скорости движения поездов на участках, где они лежат.
Рис. 163. Систематизированная классификация дефектов рельсов
К остродефектным относят рельсы, которые по условиям безопасности движения поездов не могут оставаться в пути, их немедленно заменяют.
Подробное описание признаков дефектности и остродефектности рельсов изложено в Инструкции по предупреждению изломов и повреждений рельсов в пути. Обнаружение дефектов в рельсах в начальной стадии до излома их в пути имеет большое значение для обеспечения безопасного движения поездов.
Наиболее надежным средством выявления дефектов в рельсах являются дефектоскопы съемного типа и вагоны-дефектоскопы. Но немалое значение имеет также визуальный осмотр рельсов, выполняемый в периоды между проверками рельсов дефектоскопами и способствующий своевременному выявлению дефектов в рельсах.
При наружном осмотре рельсов используют щупы, зеркала и лупы или остукивают рельсовые концы специальным молоточком. Так, например, видимая невооруженным глазом темная матовая полоса на блестящем накате головки рельса или заметное уширение головки свидетельствует о наличии продольной вертикальной трещины в головке; ржавая полоса под головкой рельса, обнаруженная при помощи зеркала, является признаком трещины по дефекту 52. 2 и т. д.