Содержание материала

При проектировании технологического процесса на сложный комплекс работ, под которым в большинстве случаев понимают комплекс работ по ремонту пути, прежде всего следует выделить работы,   для производства которых необходимо прекратить на некоторый срок движение поездов, чтобы на перегон можно было выпустить путевые машины. К таким работам, называемым основными, относят очистку загрязненного  щебня, подъемку пути, смену путевой решетки, уплотнение балластного слоя и выправку пути для пропуска поездов.

Рис. 59. Схема работ:
а —при смене путевой решетки; б —без смены решетки
Основные работы являются работами ведущими, определяющими темп выполнения всего ремонта пути. В связи с необходимостью максимально сократить время занятия перегона для работ разрешено ,первые поезда пропускать с уменьшенными скоростями, чтобы затем при открытом для движения поездов перегоне сделать выправку пути. Эти работы тоже относят к основным, выполняемым после «окна».
Устанавливают перечень подготовительных работ, которые, как правило, выполняют при движении поездов до начала основных работ.
К отделочным работам относят все работы по окончательной выправке и отделке пути.
Разработку технологии комплекса ремонтных работ начинают с проектирования основных работ в «окно» и после него. Принципиально схемы работ по капитальному и среднему ремонтам пути близки одна к другой, особенно если при среднем ремонте меняют путевую решетку (рис. 59). Аналогичная схема приведена на рис. 59, б для среднего ремонта при отсутствии смены решетки.
Полная продолжительность «окна» Ток складывается из периода развертывания работ и времени, затрачиваемого на выправку пути, которую ведут в темпе работы укладчика или выправочно-подбивочно-отделочной машины, в последнем случае продолжительность работ связана с темпом работы укладчика, если таковой имеется.
Как видно из рис. 59, продолжительность «окна»


Рис. 60. График основных работ в «окно» при капитальном ремонте пути: 1 — подготовка к зарядке щебнеочистительной машины; 2 —зарядка; 3 — очистка щебня; 4  — выправка пути; 5 — выгрузка щебня; 6 — дозировка и подъемка пути; 7  —разболчивание стыков; 8 — разборка звеньев пути; 9 — укладка новых звеньев; 10 — сболчивание стыков; 11 — рихтовка; 12 — выгрузка щебня; 13 — выправка пути; 14 — разрядка щебнеочистительной машины

Отрезок 12 складывается из участка, на котором рабочие выправляют путь (примерно 25 м) и из расстояния между хопперами-дозаторами и бригадой монтеров пути, равного 50 м и требуемого по условиям техники безопасности.
Следовательно, /2 = 0,075 км.


111



Рис. 61. Схемы работ по выправке пути в «окно»:
а — выправка машиной ВПО: б —выправка поточно-звеньевым способом; в — выправка поточным способом: 1 — оформление закрытия перегона и подход рабочих поездов к месту работ: 2—укладка новых звеньев; 3 — сболчивание стыков; 4 — рихтовка; 5 — выгрузка щебня; 6 — выправка пути машиной ВПО; 7  — работа балластера или щебнеочистительной машины; 8 — различные операции, связанные с выправкой пути

В основных работах, производимых после «окна», главное внимание должно быть обращено на то, чтобы участки, на которых работают отдельные выправочные бригады, и время выправки /Вып соответствовали оптимальной численности бригад, устанавливаемой в зависимости от состава и объема операций, выполняемых при выправке пути.


После запроектирования графика основных работ в «окно» (см. рис. 60) и после «окна» необходимо окончательно уточнить распределение монтеров пути по отдельным операциям, а также переходы их с одной работы на другую.
Затраты труда подсчитывают по общепринятой форме, приведенной в табл. 15.
При составлении графика (см. рис. 60) продолжительность работы машин берут из табл. 15; число работающих (графа 9) определяется как частное от деления затраты труда (графа 8) на продолжительность работы (графа 10).
Продолжительность работы бригад устанавливают при составлении графика в соответствии с временем работы машин; после определения числа работающих по каждой из операций необходимо сформировать бригады и установить порядок перехода их с одной операции на другую. Это удобнее выполнять по форме табл. 16.
При работах в "окно" часть бригад имеет непроизводительные простои и затрачивает время на переходы, необходимо это учитывать и добавлять соответственные затраты времени в графу 4 этой формы.
Т а б л иц а 16


Номер бригады

Число работающих

Название операций

Продолжительность работы на данной операции

Общая продолжительность работ в «окно»

Продолжительность работ после «окна»

Остаток времени работы бригад

Примеча
ния

1

2

3

4

5

 

7

8

 

 

 

 

 

 

 

 

№ п/п

Название работы

Затраты труда в чел.-днях

Дни цикла

Условные обозначения

1 («окно»)

2

1

2

3

4

5

6

I 1 2 II III IV 1 2 3

Подготовительные работы ..
Основные работы в «окно»
Основные работы после «окна» . .
Отделочные работы

 

 

 

 

После того как закончено проектирование работ в «окно» и после «окна», приступают к проектированию подготовительных и отделочных работ. Подсчет затрат труда на эти работы ведут обычным порядком по форме табл. 15 и на основе подсчетов составляют таблицу распределения бригад по дням цикла (табл. 17). Под циклом условимся понимать число дней от одного «окна» до другого. (Если работы ведут через день, то число дней в цикле два и т. д.) Частоту предоставления «окон» устанавливают при проектировании технологии работ исходя из условия выполнения годового плана, заданной продолжительности «окна» и фронта работ в «окно». В табл. 17 представлена форма для работ, которые ведут через день.
В табл. 17 выписывают все подготовительные и отделочные работы; при этом можно объединять близкие по характеру работы, одновременное выполнение которых целесообразно (например, регулировка зазоров, опробование и смазка болтов и т. п.). Только основные работы в «окно» и после «окна» выписывают каждую в одной строчке. Затраты труда проставляют в человеко-днях.

Заполнение табл. 17 начинают с основных работ, против которых в день цикла, соответствующий дню «окна», проводят горизонтальную черту, над которой ставят номера бригад, а в знаменателе выписывают фактическую затрату труда в человеко-днях, заимствованную из ранее составленного проекта организации работ. Если бригады, участвующие в основных работах, не использовали на них весь свой рабочий день, то по данным графы 7 табл. 16 этим бригадам назначают дополнительную работу в день «окна» из числа подготовительных или отделочных. При этом следует выбирать работы, расположенные в табл. 17 по соседству с основными. (Это имеет большое значение, поскольку тем самым создается наименьшая длина переходов с подготовительных и отделочных работ на основные или наоборот.)

После распределения бригад по отдельным видам работ в день «окна» распределяют их по работам в дни цикла, когда «окно» не предоставляется. Количество работающих, назначаемых на ту или иную работу, должно соответствовать необходимой затрате труда, указанной в табл. 17. По возможности следует расставлять бригады так, чтобы сохранять однородность выполняемых ими работ (например, монтерами пути, исполняющими выправку пути в «окно», надо предоставлять выправку в отделочных работах).
После того как все бригады, участвующие на основных работах, будут расставлены по остальным дням цикла, на оставшиеся без исполнителей работы назначаются новые «сквозные» бригады, которые будут работать во все дни цикла на подготовительных или отделочных работах. Проверкой правильности составления табл. 17 является то, что сумма затрат по дням цикла должна быть одинакова, а общая затрата труда во все дни цикла должна быть примерно равна сумме затрат по графе 3 табл. 17. В графе 6 проставляют условные обозначения, под которыми соответствующие операции наносят на календарный график работ по дням (рис. 62). В последнем по вертикали откладывают рабочие дни; для удобства составления можно в этой же графе в скобках показать, какому дню цикла соответствует тот или иной рабочий день.

Рис. 62. Календарный график:
1 — основные работы; 2 — перестановка путевых знаков; 3 — работа путевого струга; 4 — рихтовка; 5 — срезка и планировка обочин, очистка кюветов и уборка грунта; 6 — установка путевых знаков; 7  —выгрузка щебня; 8 — выправка пути, 9—отделка балластной призмы; 10—прогрохотка щебня вручную в местах препятствий; 11—добивка костылей; 12 — регулировка зазоров, опробование и смазка болтов; 13 — ремонт переезда

По горизонтали откладывают участки работ, соответствующие фронту работ в «окно». Заполнение графика начинают с нанесения основных работ, затем подготовительных и отделочных, при этом дни, в которые выполняют ту или иную работу, должны строго соответствовать дням цикла табл. 17. Из рассмотрения табл. 17 видно, что все работы на данном участке выполняют за период цикла. График (см. рис. 62) подтверждает это, но показывает,что работы выполняются на разных километрах. По вертикали графика показана продолжительность (в днях) работ на каждом из участков, по горизонтали — фронт работ ПМС. Эти величины желательно сделать как можно меньшими, иногда для этого необходимо откорректировать табл. 17.
Передовые коллективы путевых машинных станций с каждым годом совершенствуют работу, улучшая технологию и совершенствуя приемы работ. При разработке технологических процессов в таких ПМС необходимо учитывать достигнутые ими результаты.
Работники ПМС-99 (ст. Брянск Московской дороги) за чстырехчасовое «окно» меняют путевую решетку на протяжении 3 км и более. Одно звено длиной 25 м (с деревянными шпалами) они укладывают в течение 1 —1,5 мин. Так как составы с пакетами новых звеньев и порожняком под снимаемые звенья имели большую длину, работники ПМС-99 ввели в эти составы по две моторные платформы (см. гл. VI), что позволило сократить длину тросов, осуществить непрерывное питание путеукладчика новыми звеньями и ускорить перетягивание на платформы старых звеньев с путеразборщика. Оперативность руководства работами облегчена и улучшена применением переносных радиостанций.
Многими ПМС освоена вырезка грязного песчано-гравийного балласта при помощи щебнеочистительной машины. Проведение этой работы на впереди- лежащем участке (рис. 63, а) требовало бы дополнительных затрат на выправку этого участка для пропуска поездов, хотя на следующий день (или через день) здесь велись бы основные работы. Эти «бросовые» затраты в значительной степени могут быть ликвидированы при выполнении вырезки грязного балласта в «окно», одновременно с основными работами; при этом с целью сокращения длительности «окна» балласт следует очищать с заделом на следующий день, как, например, делают в ОПМС-27 (рис. 63, б). Такая организация работы дала возможность сразу начинать работы по вырезке грязного балласта и смене путевой решетки. Необходимая для открытия перегона дополнительная выправка пути на участке работы ЩОМ-Д ограничивалась участком длиной 300 пог. м.
При проектировании технологии производства работ по ремонтам пути может быть составлено несколько вариантов, из которых должен быть выбран наилучший. Например, можно вести ежедневно работы на фронте S км или через день на протяжении 2 S км и т. д. Можно применять различные типы машин, менять состав подготовительных работ, перенося часть их в основные работы и обратно. Поэтому возникает необходимость установления главнейших показателей, которые могли бы быть положены в основу оценки и сравнения вариантов.


Рис. 63. График работ по вырезке балласта при помощи щебнеочистительной машины:
а —с полным заделом; б —с заделом на 300 ,и; 1 — разболчивание стыков· 2 — разборка пути; 3 планировка призмы; 4 — укладка пути; 5 — сболчивание стыков; 6 — рихтовка; 7  —выгрузка щебня; 8 — подъемка пути; 9 — рихтовка· 10 — выправка: 11 —частичная выправка; 12 — очистка щебня; 13 и 14 — зарядка и разрядка ЩОМ-Д; / 5 - устройство отвода           грядка и

Одним из важных показателей является стоимость производства работ, отнесенная на 1 км ремонтируемого пути. В эту стоимость должны входить все расходы, т. е. не только издержки на путевые работы, но и дополнительные расходы по эксплуатации дороги,   связанные с задержкой поездов для предоставления «окна» и с потерями от понижения скоростей движения поездов при пропуске их по отремонтированному пути. Существенной частью расходов на ремонт является стоимость механизированных работ, сильно зависящих от цены одной машино-смены; последняя в свою очередь тесно связана с объемом работ, выполняемых машинами в течение года. Поэтому если работы в «окно» ведут через день, то проектировщик должен учитывать, как будут использоваться те или иные машины в дни, когда нет «окна». Неиспользование машин в эти дни ложится дополнительной стоимостью на производимые работы.
Важное значение имеет показатель выработки продукции (в метрах отремонтированного пути) на одного человека, зависящий от типа и числа применяемых механизмов, от хорошего построения технологических процессов, ликвидирующего излишние простои, переходы и т. п.
Оснащение работ механизмами характеризует показатель энерговооруженности работ, определяемый количеством единиц мощности механизмов, приходящихся на одного работающего.
При подсчете технико-экономической эффективности следует учитывать влияние внедрения того или иного вида техники на сокращение затрат, связанных с движением поездов. Например, применение машины ВПО в «окно» не только сокращает затраты труда на выправку пути, но позволяет повысить скорости движения поездов непосредственно после окончания основных работ, что снижает дополнительные расходы по эксплуатации.