Содержание материала

При проходе подвижного состава за счет волнообразного изгиба рельсов на участках с костыльным скреплением возникают продольные силы угона, достигающие на нетормозных участках 6—7 Т на длине звена 12,5 ж, а на участках торможения — до 9—10 Т и перемещающие рельсы вдоль пути.

Рис. И. Схема образования распорного усилия гидравлическим разгонщиком:
1 — место подачи масла; 2 — цилиндр; 3 — поршень;
4 — прозорники; 1, //, /11 — первый, второй и третий рельсы
Чтобы вернуть в исходное положение сдвинутые рельсы (и частично отдельные шпалы), выполняют работы, которые носят название разгонки зазоров (при значительном общем угоне пути) или регулировки зазоров, для местного перемещения отдельных рельсов.
Для разгонки зазоров применяют гидравлические разгоночные приборы (см. гл. V), которые работают на принципе образования весьма большого распорного усилия (до 25 Т по одной рельсовой нити) (рис. 11).
Прибор ставят над стыковым зазором; захваты прибора надежно укрепляют на головках правого и левого рельсов. Гидравлическим насосом создают распорное усилие, которое при закрепленном одном рельсе и освобожденном другом приводит к одностороннему продольному перемещению последнего.
До выполнения работ по разгонке зазоров промеряют стыковые зазоры по каждой нити и составляют ведомость и график разгонки зазоров. Зазоры промеряют, как правило, в пасмурные дни, когда колебания температуры невелики. Металлический прозорник с делениями устанавливают в зазор с внешней нерабочей грани рельсов на уровне средней части высоты головки.
При нагревании или остывании рельсов длиной 25 м необходимо учитывать их несостоявшееся удлинение или укорочение из-за наличия погонного сопротивления и особенно в накладках. Поэтому зазоры следует промерять при затянутых и ослабленных болтах. Если ослабление болтов приведет к увеличению или уменьшению зазора, то на замеренные без ослабления болтов величины вводят поправку в 2 мм.

Рис. 12. Графики накопления измеренных (/) и нормальных (2) зазоров: а —величина необходимого перемещения данного стыка
Образец ведомости разгонки зазоров с записью и обработкой результатов промеров приведен в табл. 6. Первые семь зазоров больше нормальных и, перемещая на этом участке рельсы в сторону первого стыка (чтобы устанавливать зазоры по 8 мм), постепенно увеличиваем разрыв между плетями. Далее
начиная со стыка № 8, зазоры меньше нормальных, а на четырех стыках (№ 10, 11, 12 и 13) они пулевые. Устанавливая зазоры по 8 мм, «расходуем» образовавшийся разрыв, и после плети № 5 его практически не будет. На графике накопления зазоров (рис. 12) места, где разрывов нет, обозначены буквами А и В (точки пересечения кривых). Начинать и оканчивать работы следует именно в этих местах, чтобы не оставлять разрывов колеи.
Разгонку зазоров назначают, если согласно произведенному расчету требуется разрыв колеи и применение особых вкладышей (рис. 13) для пропуска поездов в процессе работы.
Работами руководит дорожный мастер, место работ ограждают сигналами остановки с пропуском поездов по месту работ со скоростью не более 15 км/ч.
Пропуск поездов разрешается при условии, что рельсы в стыке разрыва будут соединены накладками, в зазор поставлен вкладыш установленного типа и будут установлены болты: полное количество с одного конца рельса (но не менее двух), один болт в месте расположения вкладыша (он удерживает вкладыш в момент прохода поезда) и один болт с конца другого рельса.
Таблица 6


№ стыка

Величина измеренных зазоров в мм

Накопление измеренных зазоров в мм

Накопление нормальных зазоров в мм

Требуемая передвижка рельсов в мм

№ плетей

Величин а
разрыва между плетями в мм

1

18

18

8

+ 10

 

22+17=39

2

20

38

16

+22

1

3

17

55

24

+34

 

4

16

71

32

+39

 

46+18=64

5

15

86

40

+46

2

6

18

104

48

+56

 

7

9

113

56

+57

 

64+1=65

8

2

115

64

+51

3

9

1

116

72

+41

 

10

0

116

80

+ 36

 

28+0=28

И

0

116

80

+28

4

12

0

116

96

+20

 

13

0

116

104

+ 12

 

Разрыва нет

14

1

117

112

+ 5

5

15

1

118

120

— 2

 

Примечание. Температура рельсов +240 С; рельсы длиной 25 м\ нормальный зазор 8 м.


Рис. 13. Комплект вкладышей
Перед пропуском поезда приборы снимают с пути, ослабленные стыковые болгы должны быть плотно затянуты, костыли добиты, шпалы в стыках поставлены на свое место и подбиты под рельсами, шпальные ящики заполнены балластом не менее чем наполовину высоты, путь проверен по шаблону, уровню и направлению в плане.
Работы по разгонке зазоров одним гидравлическим прибором на пути с рельсами, соединенными двухголовыми накладками при костыльном скреплении, выполняются бригадой из 12 чел., не считая сигналистов. Технология работ следующая.
Первый монтер пути ослабляет болты в стыках рельсов передвигаемой плети (за исключением стыка разрыва) на половинах накладок, обращенных в сторону угона; второй монтер пути в это время ослабляет клиновые или снимает пружинные противоугоны с рельсов этой плети, третий и четвертый монтеры пути меняют накладки в стыке разрыва на инвентарные, оставляя несболченной половину накладки со стороны угона. Пятый и шестой монтеры пути перемещают рельсовую плеть в продольном направлении прибором. При этом сначала перемещается первый рельс с уменьшением прилегающего к нему зазора до нормы, фиксируемой тарированным вкладышем, далее перемещаются первый и второй рельсы и т. д. После перемещения всей плети монтеры пути переносят прибор с одной установки на другую, снимая его при пропуске поездов.
Работами с гидравлическим разгоночным прибором руководит бригадир пути, он же следит за перемещением рельсовой плети с сохранением зазоров нормальной величины.
Седьмой монтер пути снимает вспомогательные прозорники, устанавливает в стыке разрыва вкладыш, закрепляя его и второй конец инвентарной накладки болтами; восьмой монтер пути во время работы прибора при необходимости наддергивает отдельные костыли. Он же помогает пятому и шестому монтерам пути переносить разгоночный прибор с одной рельсовой нити на другую или снимать прибор для пропуска поезда. Девятый и десятый монтеры пути по мере продвижения работ и ликвидации разрывов снимают вкладыши и заменяют инвентарные накладки на типовые в стыках разрыва; одиннадцатый монтер пути закрепляет ослабленные болты на всех остальных стыках плети, а двенадцатый закрепляет клиновые или устанавливает пружинные противоугоны.
К концу рабочего дня подбивают стыковые и пристыковые шпалы с одновременной выправкой пути в профиле, выполняют рихтовку, а в ряде случаев и перешивку пути.