Содержание материала

Одиночную смену рельсов выполняет под руководством бригадира пути бригада из 6—12 чел. (в зависимости от типа и длины рельсов, имеющихся подъемно-транспортных средств и приспособлений).
Подвезенный рельс укладывают внутрь колеи на расстоянии не менее 500 мм от боковой грани рабочего рельса. Он должен быть пришит на два костыля в каждом конце и не менее чем в двух местах на остальной длине. Торцы рельса прикрывают прочно закрепляемыми башмаками.
На железобетонных шпалах подвезенный рельс укладывают в пониженной части шпал, а для его закрепления в шпальные ящики предварительно заводят деревянные коротыши. Если в стыках сменяемого рельса имеются слитые или растянутые зазоры, то предварительно должна быть выполнена их регулировка.
На участках с электрической тягой и автоблокировкой перед сменой рельсов надо принять меры, обеспечивающие пропуск электрических токов по рельсовой цепи и безопасность работающих. Одновременная смена рельсов на обеих нитях не допускается, а в крайних случаях работу можно производить только при снятом напряжении.
На участках с электрической тягой без автоблокировки параллельно сменяемому рельсу укладывают медный провод сечением не менее 120 мм2 при постоянном токе и 50 мм2 при переменном; концы провода прочно приболчивают к концам несменяемых рельсов.
На участках с электрической тягой и автоблокировкой вместо продольного провода укладывают и плотно прикрепляют струбцинами к подошве рельсов две поперечные перемычки из медного провода, чтобы обратный тяговый ток пропускать по одному рельсу только на одном звене.
При смене рельса, примыкающего к изолирующему стыку, предварительно укладывают один поперечный обходной провод за сменяемым рельсом. Дроссельный усовик отсоединяют от сменяемого рельса в присутствии электромеханика СЦБ и только после укладки поперечного провода. После смены рельса усовик присоединяют к вновь уложенному.

Заменять рельсы, на которых требуется отсоединение отсасывающих фидеров, можно только в присутствии и под наблюдением представителя участка энергоснабжения.
К подготовительным работам также относят снятие второго и пятого болтов стыковых накладок и опробование остальных болтов постановкой дополнительных шайб (при четырехдырных накладках снимать болты запрещено).
Далее монтеры пути выдергивают третьи, основные внутренние костыли, антисептируют костыльные отверстия, вставляют в них пластинки-закрепители и опробовают остальные костыли на всех шпалах звена; зачищают заусенцы и зачищенные места антисептируют, на заменяемом рельсе снимают противоугоны. После окончания подготовительных работ и ограждения участка сигналами в основной период два монтера пути разболчивают на стыках все болты и снимают накладки; в это время третий монтер пути устанавливает обходной провод или поперечные перемычки и снимает рельсовые соединители; остальные монтеры пути выдергивают все внутренние костыли, антисептируют костыльные отверстия, вставляют в них пластинки-закрепители и наддергивают наружные костыли.
Затем бригада сначала сдвигает ломами сменяемый рельс внутрь колеи, чтобы он вышел из-под головок костылей, а затем выкантовывает его на концы шпал и надвигает новый рельс так, чтобы подошва его подошла под головки наддернутых наружных костылей.
После установки рельса на место двое монтеров пути устанавливают накладки и сболчивают стыки по 4 болта, сначала на одном стыке, а затем на другом; одновременно уложенный рельс пришивают по шаблону к шпалам, забивая на каждой из них по одному внутреннему костылю и добивая наружные костыли; один из монтеров пути снимает обходной провод или поперечные перемычки и устанавливает рельсовые соединители.
По окончании этих работ смененный рельс убирают с концов шпал, путь проверяют по шаблону, после чего снимают сигналы ограждения и поезда пропускают без уменьшения скорости.
В заключительный период устанавливают при шестидырных накладках болты до полного количества, ставят противоугоны и забивают третьи, основные костыли.
При замене рельса на участке с клеммными скреплениями работы ведут аналогично.

Одиночная смена рельсовых скреплений

Смена накладок выполняется двумя монтерами пути под руководством бригадира. Работы ограждают сигналами остановки с последующим пропуском поездов по месту работ без ограничения скорости.
Менять накладки одновременно на обоих концах одного рельса или в стыках, лежащих один против другого, нельзя.

После снятия дефектных накладок тщательно осматривают концы рельсов, особенно под головкой и около болтовых отверстий. Перед установкой рабочие грани новых накладок и стыковые болты должны быть смазаны.
Новые и неизношенные накладки несколько выпрямляют погнутые концы рельсов, поэтому стыковые и пристыковые шпалы необходимо подбивать, повторное подкрепление болтов выполняют: в день смены, через 1—2 дня и через 4—5 дней. При этом при четырехдырных накладках подкрепляют сначала средние, затем крайние и после этого опять средние болты; при шестидырных накладках подкрепляют сначала средние, затем второй и пятый, после этого первый и шестой и, наконец, вторично средние болты.
Смена негодных болтов выполняется одним монтером пути при обязательном условии одновременного снятия только одного болта.
Фибровые и пластмассовые детали на изолирующем стыке с объемлющими накладками (за исключением втулок) следует заменять комплектно.
Боковые, нижние и стыковые изолирующие прокладки заменяют с разболчиванием изолирующего стыка и снятием накладок.
Стыковые изоляционные прокладки заменяют со снятием обеих накладок. Работы выполняют 2 монтера пути под руководством бригадира пути.

Ремонт деревянных шпал и брусьев

Ремонту в пути подлежат шпалы и брусья, имеющие трещины. Место работ по ремонту шпал и брусьев в пути ограждают сигнальными знаками «Свисток».
Шпалы и брусья ремонтируют расчисткой трещин с заливкой их антисептиком и последующей обвязкой концов. Работу ведут 2 монтера пути под руководством бригадира (работа может выполняться одновременно несколькими звеньями монтеров пути).
Один монтер пути очищает шпалу скребком и зачищает имеющиеся заусенцы декселем, а другой очищает от грязи трещины и обметает шпалу. Затем они антисептируют зачищенные места и очищенные трещины, заливая пасту из специального ковша. При сквозных трещинах необходимо до заливки заложить в трещину мягкую паклю, вдавив ее на глубину 120—130 мм, чтобы паста не выливалась. После антисептирования шпателем или кистью вводят в трещины гидроизоляционный материал и закрепляют концы шпал от растрескивания.
Работа с антисептической пастой требует соблюдения осторожности и строгого выполнения требований охраны труда. Нельзя касаться лица руками, рукавицами или рукавом, класть пищевые продукты на шпалы и т. д.
Ремонт дюбелей в железобетонных шпалах, лежащих в пути, выполняют рассверловкой шурупного отверстия в дюбелях и установкой в него деревянной цилиндрической втулки с нанесением тонкого слоя фенол-формальдегидпого клея марки КБ-3 или СП-2 на поверхность втулки и просверленного отверстия дюбеля. Дюбели ремонтируют в теплое и сухое время года с температурой воздуха не ниже 12°С, влажность древесины дюбеля должна быть не более 15—20%. Ремонт дюбелей на бесстыковом пути при температуре рельсовых плетей, превышающей температуру их закрепления на 15° С и более, не допускается.
При приготовлении и применении клея КБ-3 или СП-2 необходимо соблюдать правила техники личной безопасности.