Содержание материала

Около 70% общего  протяжения постоянных железнодорожных путей торфопредприятий устроены на торфяном основании.
Торфяная залежь является слабым основанием для земляного полотна, так как допускаемое давление на осушенных торфомассивах не превышает 0,2—0,5 кг/см2 и, кроме того, она обладает неравномерной упругостью, что вызывает неравномерную осадку насыпи с соответствующими последствиями.

Торфяные массивы, а также отдельные участки встречаются двоякого строения. Первый, когда от дневной поверхности до минерального дна имеется на всю глубину торф, и второй, когда между торфом и минеральным дном имеется слой ила или воды.
Соответственно этим видам строения торфяных залежей устраиваются два типа насыпей, обеспечивающих безопасное движение поездов:
1) насыпи, отсыпаемые от поверхности залежи без опускания на минеральное дно и 2) насыпи, опускаемые на минеральное дно торфозалежи собственным весом или же выторфовыванием.
Поперечные профили земляного полотна на торфяном основании:
Рис. 2-5. Поперечные профили земляного полотна на торфяном основании:
а — при наличия торфяной залежи до минерального дна; б — при наличии между торфяной залежмо и минеральным дном слоя сапропеля или воды.
1 — торфяная залежь; 2 — минеральное дно; 3 — сапропель или вода; В —ширина земляного полотна; Н — высота насыпи.

Насыпи, отсыпаемые от поверхности залежи без опускания на дно, устраиваются на залежи, заполненной на всю глубину торфом, как на осушенных торфомассивах, предназначенных для добычи торфа, так и на неосушенной торфозалежи.
Нормальный поперечный профиль земляного полотна для этого вида залежи представлен на рис. 2-5. Необходимо отметить, что в большинстве случаев балластный слой и земляное полотно обычно представляют одно целое, если они состоят из однородного песчаного грунта. Ширина по верху насыпи в этом случае 2,3 м. 

Крутизна откосов полуторная. Верх земляного полотна горизонтальный. С обеих сторон полотна устраиваются осушительные канавы глубиной 1-1,5 м и шириной по низу 0,4 м и поверху соответственно величине откосов. При насыпях высотой до 1 м бровка канавы располагается от подошвы откоса насыпи на расстояние 3 м. При более высоких насыпях это расстояние увеличивается.
Практика показывает, что при меньшем расстоянии наблюдается выпучивание торфа в канавы. Насыпи, опускаемые на дно торфяной залежи собственным весом или же выторфовыванием, устраиваются при наличии между торфом и дном значительного слоя сапропеля или воды. Опускать насыпь на дно необходимо для устранения возможного разрыва верхней коры при проходе поездов и во избежание аварии. При небольшой толщине торфяной коры насыпь опускается собственным весом (рис. 2-5б).
При значительной толщине торфяной коры (1-2 м) насыпь опускается па дно путем предварительного выторфовывания. Перед назначением типа насыпи должны быть произведены геологические и гидрогеологические обследования по трассе пути.
Возведение насыпей на торфяной залежи, предназначенной для добычи торфа, производится после осушения торфомассива. Осушительные канавы, устраиваемые по обе стороны железнодорожного полотна, соединяются с валовыми или магистральными канавами, осушающими поля торфопредприятий.
На торфяной залежи глубина капав по обе стороны от пути устраивается одинаковой во избежание перекосов пути в сторону более глубокой канавы.
При необходимости отсыпки насыпей на неосушенных торфомассивах, не подлежащих разработке, должно производиться, как правило, предварительное осушение их путем устройства продольных (вдоль полотна) и поперечных водоотводных канав.