Содержание материала

Характеристика временных путей

К временным путям относятся:
а)        погрузочные, укладываемые вдоль караванов торфа;
б)        соединительные, соединяющие погрузочные пути с постоянными путями, если непосредственное примыкание погрузочных путей к постоянным нецелесообразно.
Указанные временные пути укладываются без земляного полотна и балласта непосредственно на торфяную залежь.
Необходимость укладки временных путей диктуется частым расположением караванов торфа на полях торфопредприятий, использованием торфяной залежи для добычи и перемещением местоположения караванов. В настоящее время в торфяной промышленности уборка торфа производится механизированными способами, при которых расстояния между рядами караванов колеблются от 180 до 500 м. Временные пути укладываются не сразу на всей территории торфопредприятий, а постепенно, по мере вывозки торфа, одним или несколькими комплектами, в зависимости от количества погрузочных пунктов.

В связи с этим временные пути перекладываются поочередно от одного ряда караванов к другому. За год для вывозки торфа со всей территории торфопредприятий приходится перекладывать погрузочные пути в зависимости от способа добычи и механизированной уборки примерно в среднем: при фрезерном способе добычи 0,1 км, при экскаваторном способе добычи 0,2 км.

Конструкция временных путей

Конструкция временных путей при механизированной переукладке состоит из отдельных путевых звеньев длиной 8—10 м и рельсов типа Р-18. 

Рис. 2-18. Скрепление рельса со шпалой временных путей.

 При длине звена 8 м устанавливается 14 шпал, что соответствует 1 750 шпал на 1 км пути. Шпалы применяются как стандартные, так и местного изготовления, из любой породы непропитанного леса. Длина шпал для прямых участков принимается 1,8 м и для кривых 1,6 м. Рельсы и шпалы между собой скрепляются болтами 0,16 мм с зажимами (рис. 2-18). Между собой путевые звенья соединяются при помощи стандартных накладок с болтами. В целях увеличения производительности применяются стыковые башмаки (рис. 2-19), разрезные накладки различной конструкции и другие устройства.
При очень слабом торфяном основании, особенно весной и осенью, когда поверхность насыщается водой, несущая способность торфяного основания понижается. Для обеспечения вывозки торфа в этот период производится усиление временных путей с добавлением подкладочного материала в виде брусьев, круглого леса и др., укладываемых в межшпальные пространства для создания большей опорной поверхности.

Рис. 2-19. Стыковой башмак.

В отдельных случаях на этот период используются мотовозы с нагрузкой от оси на рельсы 2—3 т.
Длина временных погрузочных путей принимается равной от 1 до 1,5 км, а временных соединительных и более.
Через валовые, картовые и путевые канавы при наличии временных путей устраиваются временные переносные мосты.

Схемы укладки временных путей

Укладка временных путей производится в зависимости от конфигурации торфомассива, способа уборки торфа, глубины залежи и срока эксплуатации участков по следующим трем схемам (рис. 2-20).
Первая схема, когда погрузочные пути непосредственно примыкают к постоянному (рис. 2-20,а). Вторая схема, когда погрузочные пути примыкают к временному соединительному пути, идущему перпендикулярно постоянному (рис. 2-20,б), и третья схема, когда соединительные пути располагаются параллельно постоянному (рис. 2-20,в).
Первая схема наиболее распространенная и применяется в тех случаях, когда разница в уровнях постоянного пути и линии караванов небольшая.


Вторая схема применяется при расположении караванов торфа параллельно постоянному пути при вытянутой и узкой форме торфомассива.
Третья схема применяется при частом расположении курганов и большой разнице в уровнях постоянного пути и линии караванов.
Применение той или иной схемы осуществляется исходя из местных условий.

Съезды с постоянных путей

Основное развитие добычи торфа в ближайшие годы будет осуществляться фрезерным способом. Особенность добычи фрезерного торфа заключается в том, что ежегодно поля срабатываются на глубину в среднем 0,25 м, т. е. дневная поверхность торфомассива понижается и караваны располагаются на новых, пониженных отметках. При этом постоянные пути остаются на первоначальном уровне. Это положение вызывает необходимость иметь специальные спуски для соединения постоянных путей с погрузочными или соединительными, расположенных в разных уровнях.
Для обеспечения вывозки торфа с пониженных полей устраиваются прямой или параллельный путевой съезд от постоянных путей с уклоном 8—10% (рис. 2-21). Параллельные съезды балластируются (рис. 2-21,б).  

Пря мым съездом пользуются при наличии естественного уклона местности и в первый период эксплуатации и при небольшой глубине торфозалежи (рис. 2-21,а).

Рис. 2-21. Съезды с постоянных путей: а — прямой; б — параллельный.
1 — постоянный путь; 2 — временный путь; 3 — караваны торфа.

Для обеспечения нормальной работы транспорта по вывозке торфа необходимо на глубокой залежи съезды готовить, начиная с первых лет эксплуатации торфомассива, т. е. должны быть оставлены дамбы соответствующей ширины, обеспечивающей возможность вывозки до конца существования торфопредприятий.